search
main
0

ПК для чувашских Ломоносовых. От пилотной программы – к показательному примеру

Вопрос компьютеризации школ, причем не только городских, которые, как правило, почти не имеют проблем с техническим обеспечением, но прежде всего сельских, до сих пор достаточно актуален. Каким образом можно с минимальными затратами оснастить школы, поставить современные машины на службу детям из глубинки? Чтобы ответить на этот вопрос, полезно учитывать опыт субъектов РФ.

В Чувашской Республике компьютерные классы сегодня есть в каждой школе. Для региона, в котором более полутысячи общеобразовательных школ, достижение само по себе немалое. А ведь еще есть несколько десятков учебных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, которые также оснащены ПК.

Если заглянуть в недавнее прошлое, то по статистике еще в 2002 году на один компьютер в школах столицы республики, Чебоксарах, приходилось более семидесяти учеников. Техника, которой приходилось пользоваться школярам, была установлена, как правило, еще в прошлом веке. Такие компьютеры давно устарели как морально, так и физически, а состояние машин порой оставляло желать лучшего.

Однако долгожданные перемены все-таки наступили. Ощутимую пользу школам республики принесла реализация нацпроекта в сфере образования. Судите сами, после того как в нескольких школах Чебоксар произошла замена оборудования, техники стало значительно больше, и соотношение учеников и компьютеров составило 25:1.

В начале двухтысячных годов чувашские школьники лишь мечтать могли о таких вещах, как, скажем, интерактивная доска или мультимедийный проектор. Сегодня использование всего этого на уроках – совершенно обычное явление. Кстати, работать с подобной техникой можно не только на уроках информатики. А значит, качество образовательного процесса в целом также повысилось. Если учесть, что все школы Чувашии получили доступ к Всемирной сети, ситуация кажется и вовсе идеальной.

Взгляд в глубинку

Но тут уместно спросить – что изменилось в учебных заведениях, затерянных в дебрях провинции? Получили ли они хоть какие-нибудь ощутимые дивиденды от реализации нацпроекта? Что выиграли он него сельские школьники и учителя? Коснулась ли их компьютеризация?

Наверно, похожие вопросы задавали себе и российские руководители Владимир Путин и Дмитрий Медведев в сентябре прошлого года, когда решили посетить Чувашию. Та поездка, кстати, была полностью посвящена контролю за выполнением нацпроектов, в том числе в сфере образования.

Высокие гости побывали в общеобразовательной школе в селе Новые Тренькасы. Здесь учится детвора со всех окрестных деревень, расположенных в радиусе полутора десятков километров, – всего около трехсот ребят. Их возят на учебу на школьных автобусах, деньги на покупку которых также были выделены в рамках нацпроекта.

Школа в Новых Тренькасах выиграла президентский грант и получила миллион рублей, победив в конкурсе инновационных школ. На полученные деньги администрация купила технику, чтобы оборудовать мобильный компьютерный класс, и интеракактивные доски с проекторами. Более того, все ПК оснастили новейшими «операционками» Windows Vista и Apple Mac.

Благодаря полученным деньгам обновился не только кабинет информатики. Также было закуплено и установлено новое современное лабораторное оборудование для проведения опытов по химии. Для кабинета русского языка приобрели телевизор и DVD-двойку. Теперь ребята могут не только прочитать, но и увидеть на экране постановки и кинофильмы, снятые по любимым литературным произведениям. Новая подача привычного учебного материал, конечно же, в разы повысила интерес школьников к предмету.

Естественно, для того чтобы обучать детей новым современным технологиям, педагоги сами должны владеть глубокими знаниями в области ИКТ. Оставшиеся средства позволили сельским учителям пройти программу повышения квалификации. Теперь педагоги из глубинки без особого напряжения могут помочь ребятам освоить азы компьютерной грамотности и новые мультимедийные возможности приобретенной техники.

Впрочем, почивать на лаврах в Новых Тренькасах не собираются. О подведении итогов говорить еще рано. Об этом на встрече с учителями и ребятами сказал и Владимир Путин. Для того чтобы школа могла и дальше успешно развиваться, было принято решение выделить ей дополнительные инвестиции в размере полумиллиона рублей. Кроме того, учебному заведению из глубинки подарили еще один компьютерный класс, состоящий из 14 ноутбуков. Таким образом, общая численность компьютеров в школе составила 48 штук – примерно один ПК на 6 учеников. Показатель более чем хороший.

Возможности для всех

Возможности у сельской школы и в самом деле немалые. Они позволяют значительно облегчить учебный процесс и расширяют возможности преподавания самых разных дисциплин, а в первую очередь – компьютерной грамотности.

И, что весьма отрадно, компьютеризация коснулась не только обычных чувашских школ. Республика выиграла конкурс, в котором принимали участие 27 российских регионов, и получила возможность обеспечить ПК все учреждения для детей с ограниченными возможностями. В Чувашии 15 школ-интернатов и 4 детских дома. До определенной поры они не имели достаточных средств для того, чтобы в полной мере предоставить своим воспитанникам качественное современное образование. Изменить ситуацию позволило участие в нацпроекте.

Для закупки современного оборудования непосредственно для этих целей здесь было выделено около 3 миллионов рублей. Правда, деньги поступят в республику лишь осенью 2008 года. Учебные учреждения для детей с ограниченными возможностями получат стационарные компьютеры и ноутбуки, новейшие лазерные принтеры и сканеры, наглядные пособия и многое другое. Все это должно помочь вести обучение детей-инвалидов на самом высоком уровне. И ребята уже не будут ощущать себя оторванными от всего мира и новых технологий. Не будут чувствовать себя обделенными по сравнению со сверстниками из обычных школ. И благодаря Интернету смогут участвовать в различных викторинах и олимпиадах вместе со всеми.

Пиратству.net

Впрочем, одно дело – оснастить школы и интернаты техникой. Но не менее важно позаботиться о том, чтобы на ПК были установлены самые новые программы. С 2001 года в школы поступают лицензионные программы с операционными системами, антивирусными программами и пакетом офисных приложений. Снабжение учебных учреждений этим ПО проводится в рамках республиканской и федеральной программ по информатизации школ. Для закупки софта используются средства федерального бюджета. Это минимум, необходимый для того, чтобы техника работала. Остальные же программы школы закупают сами, исходя из своего профиля и индивидуальных запросов.

Обеспечение образовательных учреждений лицензионным софтом – еще один важный этап информатизации школ республики. С недавних пор стандартный пакет программ, установленных на школьных компьютерах, значительно изменился. Теперь в него входят архиваторы, программы для работы с фотоизображениями и многое другое.

Уже в марте этого года учебные заведения республики получили новые лицензионные программы. Все вместе они составляют базовый пакет, который в обязательном порядке полагается каждой школе. Пакет немаленький – в него входит 56 дисков! Помимо основных программ, он включает обучающие программы для школьников, а также ПО для автоматизации управления учебным заведением.

Сам факт того, что школы используют лицензионное ПО, играет и другую роль, воспитательную. Ведь на занятиях педагоги рассказывают детям о том, что программы, которые установлены на учебных компьютерах, приобретены в полном соответствии с авторским правом. Тем самым у ребят уже с ранних лет формируется уважение к закону.

Все еще впереди…

Итоги реализации национального проекта в Чувашии подводить еще рано. Но смело можно сказать, что регион с выполнением государственной программы справляется эффективно и может послужить примером для других. На очереди – новые области и республики. Пока же можно надеяться: с помощью приоритетного национального проекта Россия может рассчитывать на то, чтобы вновь занять ведущее место по качеству образования во всем мире.

Вадим АБРАШЕВ, Чебоксары, Чувашия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте