Цели урока: 1. Рассмотреть значение кожи для человека. 2. Познакомить с травмами и заболеваниями кожи. 3. Учить детей правилам ухода за своим телом и кожей.
Оборудование: таблицы по уходу за кожей, конверт с письмом, пословицы, напечатанные на альбомных листах, бинт и аптечка.
Литература: И.И. Мильман. “Гигиеническое воспитание и обучение в начальных классах”. Н.М. Неусыпова, М.А. Милованов. “Секреты здоровья”. Журнал “Начальная школа”, N 6-1986г. “Откуда берутся грязнули?”.
Ход урока
I. Чистота – залог здоровья
Ребята! На адрес нашего класса пришло письмо. Давайте вскроем его и посмотрим, от кого оно и что в нем написано
“Письмо ко всем детям по одному очень важному делу”
Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Все равно, какой водою:
Кипяченой, ключевой,
Из реки иль из колодца
Или просто дождевой!
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем –
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой,
Потерпите – не беда!
И чернила, и варенье
Смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чаще, мойтесь чаще –
Я грязнуль не выношу.
Не подам руки грязнулям,
Не поеду в гости к ним!
Сам я моюсь очень часто –
До свиданья!
Мойдодыр.
Зачем нужно мыться и умываться?
Чистота – залог здоровья. Грязь и неряшливость – это пренебрежение к своему здоровью. Даже животные ухаживают за своим телом.
Аист моется
По воде под ивняком
Ходит аист босиком,
Потому что эта птица
По утрам привыкла мыться.
Клювом трогает лозу,
На себя трясет росу
И под душем серебристым
Моет тело чисто, чисто
И не хнычет: “Ой, беда,
Ой, холодная вода!”
Откуда же берутся грязнули?
Неряха
Тротуар ему не нужен,
Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам
Он шагает напрямик.
Он портфель нести не хочет,
По земле его волочит.
Сполз ремень на левый бок,
Из штанины вырван клок.
Мне, признаться, непонятно:
Что он делал? Где он был?
Как на лбу возникли пятна
Фиолетовых чернил?
Почему на брюках глина?
Почему фуражка блином
И расстегнут воротник?
Кто он – этот ученик?
II. Беседа: значение кожи для человека
Ребята! Что случается с грязнулей? Зачем нужно ухаживать за кожей?
Грязь, пот, кожное сало, содержащее микробы, загрязняют кожу. Наибольшее количество микробов находится под ногтями и в складках кожи. Грязная, долго не мытая кожа дурно пахнет. Мытье с мылом обеззараживает кожу и убивает микробы. Чем больше образуется пены при мытье, тем легче смывается грязь.
От простой воды и мыла
У микробов тают силы
От чего защищает нас кожа?
Через кожу не могут проникнуть в тело человека вода, грязь, пыль, микробы. Кожа смягчает небольшие толчки, удары, она защищает лежащие под ней органы от сильного нагревания и холода. Поэтому кожу нужно беречь, за ней нужен хороший уход.
Физкультминутка
Мы зарядку любим очень,
Каждый быть здоровым хочет.
Сильным, смелым вырастать
И во всем примером стать.
III. Работа с пословицами и поговорками
Учитель показывает напечатанные пословицы и поговорки, а дети встают и объясняют, как понимают их.
Кто аккуратен, тот людям приятен. Чистота – лучшая красота. Чисто жить – здоровым быть. Чистая вода – для хворобы беда. Чистота – залог здоровья. Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным. Где больше грязи, там раздолье заразе.
IV. Как следует поступать при травмах и заболеваниях кожи
1. Чтение рассказа “Ух!” (из книги “Путешествие Джуно”). От чего еще защищает нас кожа?
2. Рассказ учителя о травмах и заболеваниях кожи.
Ушиб. Для снятия отека и уменьшения боли на ушибленное место прикладывают холодную примочку.
Небольшие ссадины, царапины, неглубокие порезы. Смазать йодом, зеленкой или спиртом (одеколоном). Если кровь не сочится, оставить ранку открытой, а если сочится кровь, то наложить повязку или пластырь.
Небольшие ожоги. Нужно поставить обожженное место под сильную струю холодной воды и держать так не менее 5 минут, смочить спиртом, бледным раствором марганцовки.
Обморожения. Растереть обмороженное место мягкой тряпочкой, шарфом, варежкой, смазать.
Грибковые заболевания – лишай. Не ласкать бродячих кошек и собак. Не пользоваться чужими вещами.
Клещи. Смазать клеща вазелином или любым имеющимся под рукой жиром. Надо подождать несколько минут. Потом, осторожно потягивая из стороны в сторону, снять клеща, стараясь не оборвать хоботок. Ранку смазать йодом.
Физкультминутка
Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладони три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
3. Игра “Скорая помощь”
Учитель выбирает двоих детей – они врачи. Остальные обращаются с разными травмами кожи. Им врач оказывает помощь.
V. Правила ухода за телом и кожей на всю жизнь
Ежедневно умываться утром и вечером.
Ежедневно мыть перед сном ноги. Сначала теплой водой, затем постепенно снижая температуру.
Не реже раза в неделю мыть все тело теплой водой с мылом и мочалкой и надевать чистое белье.
Мыть руки после всякого загрязнения (грязными руками можно перенести на кожу микробы – возбудителей некоторых болезней). После мытья вытирать кожу насухо.
Если кожа на руках потрескалась, надо смазать ее на ночь кремом. Царапины, мелкие порезы смазывать йодом и перевязывать бинтом. Если появился зуд, если на коже появились гнойнички, чирьи, красноватые пятнышки, надо показаться врачу.
VI. Итог урока
Что вы узнали нового на уроке? Чему научились?
Альбина СОЛОВЬЕВА,
учитель начальных классов
Нерехта,
Костромская область
Комментарии