Петр I как деятель искусства
Имя Петра I в сознании россиян ассоциируется в первую очередь с реформами, военными действиями и прорубанием окна в Европу. Но масштаб его личности гораздо шире: здесь и покровительство наукам и искусствам, и коллекционирование, и творчество… На этом и сделали акцент организаторы выставки «Петр. Первый. Коллекционер, исследователь, художник», которая продлится в Музеях Московского Кремля по 8 марта 2020 года и приурочена к 350‑летию со дня рождения российского императора.
В проекте приняли участие учреждения не только России, но и Европы. Среди них музей «Зеленые своды» (Дрезден), Музей истории Амстердама, Эрмитаж, Военно-морской музей, Музей антропологии и этнографии (Санкт-Петербург) и многие другие.
Экспозиция расположилась в выставочных залах Успенской звонницы и Патриаршего дворца. В ней представлено около 200 экспонатов: личные вещи Петра, парадное оружие, ювелирные украшения, декоративная посуда, произведения живописи, графики и скульптуры, редкие книжные издания, уникальные документы из архивов, научные инструменты, механические игрушки.
Таинственно мерцающие в полутьме сводчатых залов и коридоров окна витрин с выставленными в них экспонатами – словно фрагменты исторической мозаики, вкрапления прошлого в настоящее… Вот, например, Грамота свидетельствованная (Паспорт) царя Петра I на имя Петра Михайлова для поездки в составе Великого посольства в Европу, датированная февралем 1697 года. Такой документ использовал Петр, путешествуя по Европе инкогнито. Царская грамота с красной восковой печатью обеспечивала беспрепятственный проезд по суше и по морю.
Еще один потрясающий документ – написанный на латыни черновик письма самого Исаака Ньютона! В 1703-1727 годах знаменитый ученый возглавлял Лондонское королевское общество, куда в 1714 году был принят ближайший сподвижник Петра – князь Александр Меншиков. Ньютон прислал ему личное извещение об этом. В нем говорится: «…Нам всем чрезвычайно приятно было узнать из рассказов английских коммерсантов, что Ваше Превосходительство желает и заслуживает быть избранным в члены нашего Общества по причине Ваших высоко просвещенных принципов, Вашего сочувствия науке и любви к нашей нации».
Оказывается, Петр создавал произведения искусства своими руками! Он искусно рисовал композиции и эскизы, а потом вырезал по дереву, кости или металлу. Выполнял модели для медалей и рельефов на токарном станке, который тоже представлен в экспозиции. Первым художественным опытом царя стал офорт «Торжество христианства над мусульманством» (1698). В ходе Великого посольства Петр обучался искусству графики у голландского гравера Адриана Шхонебека. За основу рисунка он взял медаль работы голландского мастера Яна Боскама, посвященную взятию русской армией Азова в 1696 году.
Среди изделий, собственноручно изготовленных Петром I, – трость, китайские шарики, компас в шкатулке из кости, подаренный им некогда саксонскому курфюрсту и польскому королю Августу Сильному. Именно во многом благодаря визиту Петра в Саксонию в России был создан первый музей, открытый для посещений. В своем европейском путешествии Петр посетил Дрезденскую кунсткамеру саксонских курфюрстов. Король Август Сильный превратил фамильную коллекцию кунштов (редкостей) в публичный музей. И русский царь тоже загорелся этой идеей.
Отечественная Кунсткамера была официально учреждена 31 января 1714 года. В основу коллекции легла экспозиция по анатомии и эмбриологии, выкупленная некогда Петром у голландского профессора-бальзамировщика Фредерика Рюйша. Первоначально коллекцию выставили в Зеленом кабинете Летнего сада, куда Петр перевез ее из Аптекарской канцелярии в Москве. В 1718 году она переехала в Кикины палаты на Васильевском острове.
Петр I активно интересовался и культурой Китая. В 1689 году был заключен Нерчинский договор по утверждению границ между Русским царством и империей Цин. В честь этого знаменательного события император Канси прислал русскому царю богатые дары: шелковые ткани, драгоценные сосуды, седла, стремена… Они так впечатлили Петра, что тот начал специально заказывать на Востоке разные любопытные вещицы для своей «китайской коллекции». В экспозиции можно встретить посуду из китайского фарфора, вазы, статуэтки, которые некогда составляли значительную часть собрания Кунсткамеры.
В так называемую сибирскую коллекцию вошли артефакты, большинство из которых было найдено при раскопках древних курганов. На антикварном рынке Европы то и дело появлялись золотые изделия из разоренных могильников. Чтобы предотвратить неконтролируемое разграбление старинных захоронений, Петр издал закон, согласно которому «черные копатели» подлежали суровому наказанию, вплоть до смертной казни. Те изделия, которые продавались на европейских рынках, он распорядился выкупать и отправлять в Петербург.
Один из экспонатов коллекции, которые можно увидеть на выставке, был прислан в Москву из Тобольска в декабре 1716 года сибирским губернатором князем Матвеем Гагариным. Это так называемая поясная бляха, датируемая I-II тысячелетиями до нашей эры. Она представляет собой прямоугольную золотую пластину, инкрустированную черным камнем, сердоликом и непрозрачным стеклом.
Составной частью проекта является культурно-образовательная программа, куда входит курс лекций и интерактивных занятий для детей и взрослых. Кроме того, в рамках выставки проходит музыкальный фестиваль «Посольские дары», посвященный Петру I.
На открытии выставки заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец отметила, что правление Петра оказало колоссальное влияние на российскую культуру, привело к изменению коренных представлений о самых разных вещах. «Сегодня это наше огромное достояние, на котором воспитывается любой россиянин и которое является не просто предметом нашей гордости, это часть нашей культуры, которой мы очень дорожим», – сказала она.
Ирина ШЛИОНСКАЯ
Комментарии