Жизнь за зарплату
Хочу узнать, кто из троих: администрация нашего города, области или правительство морит голодом меня и моих коллег. Если в стране не нужны образованные люди, нет денег на обучение детей, то закройте школы. Скажите честно учителям, мол, выживайте, как хотите.
В нашем Копейском гороно деньги выдают только мертвым. Недавно не стало нашей коллеги Надежды Александровны Успенской. Ее родственники тут же получили деньги. Что же нам всем надо умереть, чтобы семьи получили деньги?
Валентина САФРОНОВА, учительница школы N 42
Копейск,
Челябинская область
Тема для дискуссии
Цветы как взятка
Был какой-то период, год или два, когда дети перестали носить цветы в школу. Даже первоклашки 1 сентября приходили с помятыми астрами, а то и вовсе без них. Учителя уже подумывали, что исчезает замечательная традиция.
В последнее время все изменилось. Снова в школу вернулись и цветы, и открытки, и даже кое-что посерьезнее. Однако все стало как-то иначе. В праздники наблюдаешь такую картину. Суетливо бегают по школе от кабинета к кабинету стайки родителей. Цветы учителю вручают как-то особо, с нажимом, с заглядыванием в глубину глаз. Обязательно подчеркивают: “Примите от нашего Вовочки, это вам в подарок от Леночки”. Все ясно: подарки, цветы вручаются с дальним прицелом.
Одна мама высказалась по этому поводу вполне откровенно. Мол, лучше школьного учителя задобрить, чтобы учил хорошо, чем потом платить преподавателю вуза втридорога за репетиторство. Конечно, стремление помочь своему ребенку понятно. Но неужели родители всерьез думают, что от количества и качества подношений зависят знания их детей? А может, я отстал от жизни и действительно подношения определяют судьбу детей?
Юрий САМОХИН,
учитель географии школы N 156
Москва
Боль
Не рабы ли мы?
Как ни включишь телевизор, так обязательно попадешь на какую-то правительственную встречу. Хорошо выглядят наши руководители с экрана. Гладко говорят.
А мы работаем бесплатно, слушаем обещания и думаем о том, чем завтра кормить детей. Голодный человек начинает приобретать рабскую привычку клянчить, заискивать перед начальством.
У нас в районе, чтобы получить зарплату, надо написать заявление или еще лучше прийти на поклон к главе районной администрации. “Господин” Мамонтов тогда черкнет свою подпись, если, конечно, его хорошо попросишь. А если не пишешь заявление и не торчишь часами в приемной, то сиди без денег со своей гордостью.
Эта новая форма выдачи денег, кроме всего прочего, вносит раскол в учительские коллективы. Может, этого и хотят наши власти, ведь принцип “разделяй и властвуй” позволяет уютно сидеть в кресле долгие годы.
А.ЕЛИСЕЕВ и другие учителя
Судиславль,
Костромская область
Тема для дискуссии
Медаль “липовая”, слезы настоящие
Давно хотел поразмышлять о золотой медали. Благо, пища для размышлений есть. Десять лет проработал директором средней школы в городе Новая Каховка на Украине. Выпускали мы медалистов ежегодно. Все наши выпускники непременно поступали в вузы. Никто не возвращался домой с печальным известием: “Не прошел собеседования”. Вполне понятно, что мы, учителя, гордились питомцами. Позже пришлось поработать в педагогических вузах. За тридцать с лишним лет встречал немало студентов, закончивших школу с золотой медалью. Увидел этих ребят с другой стороны. Оказалось, что лишь немногие из них старательно “перековывали” свою школьную медаль на “красный” диплом.
В этом году сотрудники Регионального учебного округа провели социологические исследования среди абитуриентов Мордовского государственного университета. В числе поступающих было 729 медалистов. Но на собеседовании и единственном экзамене медалисты отнюдь не блеснули своими “золотыми” или “серебряными” знаниями. Среди оправдавших достоинство медалей и получивших оценку “отлично” оказалось всего лишь 518 человек. Как ни считай, но почти третья часть медалистов не подкрепила свои отличные знания. Мало того, вообще не справились с экзаменом (собеседованием) 23 человека, сдали на “посредственно” – 69. Значит, медали, к общему сожалению, оказались просто “липовыми”.
Представьте себе моральное состояние “медалиста”-неудачника. Каждый из них потерял целый год, не поступив в вуз, а кроме того, получил огромный удар по самолюбию. Задумывались ли об этом ущербе “сердобольные” учителя? Поняли ли свои ошибки активные родители, которые надоедливо осаждали различные кабинеты, добиваясь завышенных оценок для своих чад? Настало время задуматься над этой проблемой. Возможно, пора уже спрашивать с тех учителей, руководителей, кто причастен к подобной штамповке “медалистов” и занимается нравственным увечьем детей. Надо прекратить поставлять на интеллектуальный рынок страны “липовых” медалистов.
Иван НАУМЧЕНКО, проректор Мордовского университета, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, профессор
Саранск
Ну и ну!
Сбросились и выписали “УГ”
Мы живем в далекой глубинке. От Новосибирска до нас более четырехсот километров. Плохие дороги, вымирающие села – такова печальная картина здешних мест. В нашем селе закрыты детский сад, больница, пекарня. Деньги нам не платят вот уже четыре месяца. Еще хуже приходится нашим мужьям. Бывший совхоз, а теперь акционерное общество, задерживает зарплату уже два года.
Такая безрадостная картина во многих селах российской глубинки. Когда читаешь в “Учительской газете” письма учителей, то сразу думаешь: “Это про нас”.
Недавно руководство района преподнесло нам подарок. К Дню учителя каждый получил по сто тысяч рублей. Вот тогда мы сбросились по три с половиной тысячи и подписались на любимую “Учительскую газету”. О других изданиях, журналах мы уже не мечтаем.
Л.ЧЕРПИНСКАЯ,
Т.ЩЕБЛЫКИНА и другие учителя Усть-Ламенской средней школы
село Усть-Ламенка,
Венгеровский район,
Новосибирская область
“Смирительные рубашки”
Недавно для нас, учителей, блеснул лучик надежды. Нам пообещали выдать зарплату. Правда, не деньгами. Пообещали “отоварить” нас продуктами, мебелью, бытовой техникой. Пусть хоть так, подумали мы.
Дали нам на школу… шесть пододеяльников на 46 человек. Правда, простыней, наволочек привезли на всех. Еще выдали сахар и муку, но тоже не всем. Зато всем достались ночные сорочки огромного размера. Мы их сразу назвали “смирительными рубашками”.
Наверное, начальство решило, что пора уже нас усмирять, чтобы не роптали. Иначе зачем на октябрь намечены две проверки в нашей школе. Должны приехать инспектора из районного управления народного образования. Ведь мы, учителя, возмущались проверками, мол, зарплату не платят, а какое имеют право тогда спрашивать с нас. Почему мы должны бесплатно работать?
Сейчас по школам района началось сокращение штатов. У нас в школе сократили один класс-комплект, ставку секретаря и библиотекаря. Видимо, в дальнейшем сокращение и увольнение с работы будут применять как меру для усмирения строптивых. А куда деваться в селе, если останешься без работы?
От имени коллектива учителей Тальской средней школы
Елена ИВАНОВА
село Талое,
Ирбейский район,
Красноярский край
Строку диктует чувство
Мечта детства
Учителем мечтала быть с детства. Мои бабушка, мама, папа, тетя были педагогами. Я мечтала вернуться в родную школу. И вот уже четвертый год работаю в Ухтымской средней школе. Я хочу, чтобы в моем классе царили мир и согласие, испытываю радость от того, что дети меня уважают, слушаются. Считаю, если большая часть жизни учителя проходит в школе, значит, было бы неразумно не радоваться, не получать удовольствия от общения с детьми.
Конечно, не все получается гладко, не все мои дети прилежны, старательны, как мне того хотелось. Очень не хватает нашей сельской школе наглядных пособий, новых методических книг. По возможности, я стараюсь не пропускать новинки, сама покупаю книги. С удовольствием и пользой для себя читаю журнал “Начальная школа” и, конечно же, “Учительскую газету”.
Я считаю, что и сам учитель в школу должен нести радость. Идеалом для меня является Сухомлинский, потому что он сумел создать школу радости. Настоящий педагог – это тот, кто любит и понимает детей, тот, кто не боится учиться всю жизнь. Вот и я стремлюсь стать таким учителем.
Елена СОКОЛЬНИКОВА, учительница начальных классов
село Ухтым,
Богородский район,
Кировская область
От редакции.
Мы обещали сюрпризы авторам писем, опубликованных под рубрикой “Строку диктует чувство”. В подарок молодому педагогу высылаем фирменную футболку. Не забывайте, Елена, “Учительскую газету”, пишите нам!
Комментарии