Деньги на веник
Окончательно растрепался веник, которым мои девятиклассники убирали в кабинете.
– Выкручивайтесь сами, – посоветовала завхоз. – В школе нет средств на приобретение инвентаря.
Казалось бы, мелочь, не заслуживающий внимания факт. Но в нем, как в капле воды, отражена острейшая проблема сельских школ – полное отсутствие финансирования.
Возьмем нашу школу. Добротное кирпичное здание, возведенное 25 лет назад, постепенно ветшает. Требует капитального ремонта система отопления. Необходимо заменить кое-где полы, оконные рамы. Средств нет. Пришли в негодность многие технические средства обучения. На уроках истории, географии приходится пользоваться картами советского образца. Истрепались все таблицы по русскому языку. Я работаю в этой школе с 1984 года. Помню, тогдашний директор школы, подписав приказ о назначении, отвела меня в кабинет русского языка и предложила готовить его к новому учебному году. С тех пор прошло пятнадцать лет, а не появилось ни одной новой парты. Даже стулья все те же. Каждое лето запасаюсь гвоздями, деревянными брусочками, металлическими уголками и привожу стулья в порядок. Наши учредители – районный отдел образования и сельская администрация – рады бы помочь, да нет возможности.
В школьной мастерской по мере возможности мы постоянно что-то ремонтируем. Подклеиваем карты, таблицы, сами изготавливаем какие-то пособия. Но вот что касается ремонта, то приходится обращаться к родителям. Просим у них денег на приобретение красок и других материалов.
В интервью, опубликованном в “УГ” 23 февраля, наш министр В.М.Филиппов подверг сомнению целесообразность сбора наличных денег на нужды школы. Он высказал пожелание, чтобы в школах открывались внебюджетные счета, на которых аккумулировались бы все средства. Но местные власти пока не предоставили нашей школе полной финансовой самостоятельности. Нет у нас ни внебюджетного, ни даже бюджетного счета. Вот и вынуждены собирать наличными. Конечно, сбор, расходование средств осуществляются под контролем родительского совета. Обязательно оформляются ведомости по приему денег, есть счета на приобретенные товары и т.д. Но каждый год перед летними каникулами опять приходится вставать перед классом и просить учеников и их родителей помочь школе. Кто-то отведет глаза… Да, мы понимаем, что на селе у многих тяжелое материальное положение. А что делать? Государство, декларирующее бесплатное среднее образование, не выполняет свои обязательства. Значит, надо учителю просить. Ради детей.
Александр МУРАШКО, учитель русского языка и литературы Тегринской средней школы
Тегро-озеро,
Вельский район,
Архангельская область
От редакции.
Наш давний автор из Архангельской области поднял серьезную проблему о сборе денег с родителей на нужды школы. Мы хотим, чтобы в этот разговор включились другие педагоги, родители, руководители учебных заведений. В ближайших номерах “Учительской газеты” мы обязательно вернемся к этой теме.
Комментарии