search
main
0

Письмо номера

Про нас говорят – люди с ограниченными возможностями. Нас “убирают” в спецшколы, спецучилища, направляют работать на спецпредприятия.

Знаю, что в этом году ряд вузов отказал в приеме документов моим друзьям, у которых нарушен слух. Они не смогли поступить ни в университет леса, ни в МИРЭА, ни в МИИТ. Как мне разъяснили в учебной части Московского государственного университета леса, озеленение сейчас связано с применением машин, потому плохо слышащий человек может получить травму. А какие основания не принимать инвалидов по слуху у другого вуза – Академии тонкой химической технологии (бывшего МИТХТА)? Никаких доводов мне привести не смогли. Вообще в перечне заболеваний, по которым учеба в этом вузе противопоказана, нарушение слуха и другие заболевания, связанные со слуховым аппаратом, не значатся. Но в приемной комиссии у моих друзей даже не приняли документы. Я пыталась выяснить ситуацию в учебной части, ходила к деканам нескольких факультетов. В ответ только слышала расплывчатое, что люди с таким дефектом в данном вузе учиться не могут.

За что же такая дискриминация? Как разрушить этот стереотип, что мы, люди второго сорта? Я знаю многих своих знакомых, которые закончили вузы и успешно работают по специальности. Сама я поступила в институт культуры, закончила его с отличием, хотя многие мне твердили, что хватит и среднего образования.

Если человек не слышит – значит его можно отфутболить, обмануть. Что-то я не вижу ни одного человека ни в Думе, ни в правительстве, ни в Министерстве образования, который отстаивал бы права инвалидов по слуху. Получается, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

Елена ГРИБ,

библиограф Культурно-художественного центра Западного административного округа

Москва

Комментарий юриста

Законом РФ “Об образовании” от 12 июля 1995 г. предусмотрено, что “гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения”.

Поэтому при поступлении в высшее учебное заведение люди с различными нарушениями здоровья должны приниматься на общих основаниях, при этом законодательством предусмотрены и определенные льготы.

Так, например, в соответствии с Федеральным законом РФ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” от 22.08.1996 г. ? 125-ФЗ инвалиды I и II групп при условии успешной сдачи вступительных испытаний принимаются в высшие учебные заведения вне конкурса. Для этого необходимо наличие заключения ВТЭК (врачебно-трудовой экспертной комиссии) о том, что обучение в высших учебных заведениях не противопоказано. Т.е. никто другой, кроме ВТЭК, не вправе решать, может ли человек учиться в высшем учебном заведении или нет.

Кроме того, Генеральной прокуратурой Российской Федерации в ходе проверок был выявлен ряд нарушений законодательства в части соблюдения не только льгот, но и прав на образование при поступлении в вузы инвалидов I и II групп.

Письмом Минобразования РФ от 16.03.1999 г. ? 01-50-31 ин/ 32-03 предусмотрено, что ограничение приема в вузы инвалидов I и II групп без соответствующего заключения ВТЭК следует считать грубым нарушением законодательства.

Татьяна ПОГОРЕЛОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте