1-й ведущий: Давно, очень давно, еще в древние времена люди заговорили о своих правах. Это произошло в Древней Греции, где еще в VII в. до нашей эры первые демократические преобразования провел легендарный Солон. С тех пор прошло много времени, но вопрос о демократии, о правах человека не стал менее актуальным. В ХХ веке о правах человека заговорили с особой тревогой, так как две мировые войны унесли миллионы человеческих жизней. Чтобы это не повторилось в 1948 г., ООН приняла Декларацию прав и свобод гражданина. 10 декабря ежегодно все люди Земли отмечают Международный день защиты прав человека. За 50 с лишним лет существования Декларации в мире много изменилось. Стало другим и наше государство. Именно вам, сегодняшним школьникам, предстоит построить правовое государство и жить в нем. А для этого мы должны все хорошо знать свои права и обязанности.
2-й ведущий: Права и свободы человека – такие же изобретения человеческого разума, как колесо, швейная игла или хлеб. Все ими пользуются, но никто не помнит их авторов. Почему возникла у людей потребность в колесе, игле или хлебе, всем хорошо известно, а для чего людям нужны права?
В каких международных правовых документах закреплены права человека?
3-й ведущий: Человечество осознало необходимость принять международные акты, обеспечивающие права и интересы детей, только в середине ХХ века. Главную роль в их разработке сыграла Организация Объединенных Наций. Приняв краткую декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей. Сложная работа продолжалась 30 лет. Наконец 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной.
1-й ведущий: Мы не должны забывать, что только добрые дела, добрые намерения должны лежать в основе всех взаимоотношений между людьми. Какую бы сказку вы ни взяли, в ней обязательно добро побеждает зло. И это не только потому, что так хочется автору или рассказчику, а потому, что и в жизни чаще всего так случается.
На добрых людях, принято считать, мир держится. Мир в семье, в классе, в рабочем коллективе, в стране и между странами.
Вопросы зрителям:
Вы все знакомы с героем английских народных преданий Робин Гудом, который грабил богатых и награбленное добро отдавал бедным. Можно ли его назвать справедливым человеком? Правильно ли он поступил с точки зрения права?
Вопросы участникам:
Нужно ли включать в Конституцию статьи о правах человека, если в реальной жизни они часто нарушаются и не защищены?
Должна ли демократическая Конституция включать в себя право отзыва депутатов в случае невыполнения ими своих обещаний избирателям?
Как вы считаете, не является ли наличие в государстве закона о запрете фашистских и других экстремистских организаций ограничением прав человека на свободу слова и мысли?
С какими трудностями сталкивается российский гражданин при реализации права на труд, отдых, образование? В чем причина этих трудностей?
2-й ведущий: “Я имею на это право!”, “Почему вы нарушаете мои права?” – эти слова приходится слышать довольно часто. Хорошо, что люди знают свои права, учатся их защищать и отстаивать.
Плохо, если постоянные разговоры о правах служат оправданием пассивности, иждивенчества, стремления получать, ничего не отдавая взамен. Говоря иначе, стремление реализовать права, не выполняя обязанностей.
В Конвенции о правах ребенка положений об обязанностях детей нет. Но если человек не понимает, как связаны права и обязанности, тогда он не умеет пользоваться своей свободой.
Сейчас перед вами будут разыграны “спорные” ситуации, которые требуют разрешения с позиции Конвенции прав ребенка. Посмотрите, пожалуйста, ролевые игры и прокомментируйте ситуации, ссылаясь на этот международный правовой документ.
Ситуация 1
Ученик: Марья Ивановна, я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду. Да и сами вы историю не знаете, путаетесь все время, уроки у вас неинтересные. Пусть нам другого учителя истории найдут, поумнее.
Учитель: Иванов! Как ты смеешь!
Ученик: Смею, Марья Ивановна! Права такие имею!
Вопросы ведущего:
Имел ли Иванов право высказывать свое мнение?
Можем ли мы всегда говорить то, что нам нравится, но при этом является обидным для других?
Ст. 13 п. 1 “Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение”.
Ст. 13 п. 2 “Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям: необходимо уважать права и репутации других лиц”.
Ситуация 2
Комментарий ведущего: Иван Сидоров разбил окно в школе. Это видели только его одноклассники. Классная руководительница призывает Сидорова к ответу.
Учитель: Сидоров, я знаю, что ты разбил окно, не отпирайся!
Сидоров: А что Сидоров? Чуть что – так Сидоров, вы сами-то видели?
Учитель: А мне и видеть не надо. Так знаю. Пошли к директору. А весь класс подтвердит.
Сидоров: А вы сначала докажите, а потом к директору пойдем.
Вопросы ведущего:
Может ли учитель бездоказательно обвинять ребенка, принуждать признать вину или принуждать других детей подтвердить его вину.
Ст. 40 п. 2 “…существует презумпция невиновности ребенка, пока его вина не будет доказана”.
Ст. 28 п. 2 “Школьная дисциплина поддерживается с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка в соответствии с Конвенцией”.
Ст. 13 п. 2 предусматривает ограничения права ребенка, если он нарушает общественный порядок.
Ведущий: Экономика свободного рынка основана на защите частной собственности, возможности заниматься предпринимательством, на свой страх и риск производить товары и услуги с целью получения прибыли. Рыночная экономика эффективна. Она позволяет быстро и в достаточном количестве производить нужные товары. Больше произведенных и проданных товаров – больше налогов – богаче граждане – богаче государство.
Прибыль на произведенные товары выше тогда, когда снижаются затраты на производство. Но чтобы снизить затраты, надо меньше платить работникам. Но взрослым урезать зарплату трудно, они опытны, умеют постоять за себя, хорошо знают нормы права, которые стоят на их защите.
Положение детей в этом смысле сложнее. Они меньше требуют. Их легче обмануть, недоплатить, не заплатить вообще, заставить больше, интенсивнее работать. Все это и называется эксплуатацией труда.
Дети трудятся, а им платят меньше, чем следует по закону.
Вопросы зрителям:
Почему дети не протестуют, соглашаются на несправедливые условия труда?
Если работодатель нарушает трудовое законодательство, куда следует обратиться за помощью?
Конкурс капитанов:
1-я команда
1. В чем выражается эксплуатация детского труда:
а) в том, что детей заставляют работать, как взрослых, а платят меньше;
б) в том, что детям не дают сладкое на обед;
в) в том, что детям не выдают зарплату?
2. Государство должно защищать ребенка от работы:
а) которая не указана в официальных справочниках;
б) которая мешает образованию и вредит здоровью;
в) которая не соответствует интересам и склонностям ребенка.
3. Во время каникул 14-летний Николай решил устроиться на работу – расклеивать объявления. Родители Николая возражают. Они считают, что перед новым учебным годом сын должен как следует отдохнуть. Может ли Николай в этом случае быть принят на работу?
2-я команда
1. В каких, на ваш взгляд, странах, выше эксплуатация детского труда: в бедных или богатых и почему?
2. О чем нужно помнить детям, если они сталкиваются с попыткой их эксплуатировать?
3. Константину 16 лет. Он хочет устроиться на работу в магазин ночным сторожем. Тогда днем он может учиться. Будет ли Константин принят на работу ночным сторожем?
Домашнее задание
Творческое задание: “Письмо министру юстиции”
Вы узнали о том, что хозяин частного ресторана эксплуатирует детей 14-15 лет: платит им меньше, чем взрослым, заставляет работать сверхурочно, пропускать занятия в школе. Каждая команда должна написать письмо министру юстиции, в котором, опираясь на положения Конвенции о правах ребенка и российское законодательство, должны потребовать принять соответствующие меры к хозяину ресторана.
Ирина ШИПИЛОВА,
главный библиотекарь областной детской библиотеки
Тамбов
Комментарии