Уже прохладное утро, но по-прежнему жаркий день. Осень еще по-настоящему не вступила в свои права, но вот-вот… Об этом напоминает уставшая зелень деревьев да высохшее разнотравье. Каштаны, буйнолистые и лапастые еще пару лет назад, шуршат обожженной листвой, мучаясь от какой-то заморской хвори. А некоторые наперекор всему вновь выпустили белые свечи цветов. Ненавязчиво напоминают: сегодня же первое сентября!
Школьный двор заполнили нарядные стайки детворы – от робких первоклашек до самоуверенных одиннадцатиклассников. Родители суетятся, волнуются, кажется, они вновь проживают свои школьные годы. А дети просто радуются встрече друг с другом и стараются не думать о предстоящих школьных буднях. Учеба – это тяжелый, напряженный труд. Впрочем, как и попытки уклониться от нее.Совсем рядом идет война, но нам повезло, мы островок мира. В высокое небо улетают шары, разливается звонкая трель школьного звонка. Новый учебный год вступил в свои права.Для меня это уже третье первое сентября: начинается третий год моей работы учителем…Предыдущие два были сложными, довольно болезненными. И совсем не такими, как ожидала выпускница педагогического университета с дипломом преподавателя обслуживающего труда.Можно сказать, я захотела стать учителем внезапно. Это случилось со мной в пятом классе. Причем в одно мгновение, когда 1 сентября в класс вошла удивительно красивая и нарядная молодая женщина, строгим и одновременно добрым голосом сказала: «Здравствуйте, дети!»Потрясение и очарование были настолько сильными, что все последующие разговоры с родными и знакомыми о трудностях профессии учителя, о неблагодарности ее, о душевном выгорании воспринимались мною как нелепые, бессмысленные страшилки. Конечно, от подобных «задушевных» бесед радости было мало, но они только укрепляли мое решение стать учителем.И вот мой первый урок. Ощущение онемения, ватные руки, ватные ноги. Я так к нему готовилась, так корпела над конспектом… Мне так много нужно было сказать! И вроде бы все сказала… Но что-то было не так. Дети слушали – и не слышали. Смотрели на меня, изучали… И никакой заинтересованности, ни тем более восторга. Теперь-то я понимаю, что не было обратной связи. Но тогда!..Ох уж эта обратная связь! Сколько усилий мне понадобилось, чтобы понять всю ее важность! И сколько сил приходится тратить, чтобы протянуть эти невидимые нити к сердцам и душам учеников, нити, которые делают учителя и ученика единомышленниками и соавторами урока. И вот вроде бы о многом, если не обо всем, говорили в университете, а вот как оно на самом деле, по-настоящему, узнаешь уже на рабочем месте, когда надо действовать мгновенно и решительно, так как времени на раздумья и сомнения нет. Поверьте, это так отвратительно – чувствовать свою несостоятельность! Еще более мерзко, когда ее наблюдают твои ученики.Бесспорно, прав был К.Д.Ушинский, когда сказал: «Люди, сильные в теории, но беспомощные на практике, мало на что пригодны». А опыт приходит с практикой. Так что мне еще работать и работать, особенно судя по тем рекомендациям и советам, которые мне ненавязчиво (щадят мое самолюбие!), но настойчиво дают мои наставники. Уже после первого года работы в школе я поняла, что дети и ученики – это, как говорят, и не только в Одессе, «две большие разницы». Работа с учениками требует настоящего педагогического мастерства.Дети – цветы жизни, солнечные лучики, мамино, а кому повезло, то и папино счастье…Чистая страничка… Абсолютный потенциал… Это открытость и готовность принять весь мир… А если жестокость, то от незнания, а любовь – всеобъемлющая. Это ощущение бессмертия, в конце концов!Ученик – это первые горькие разочарования и первые комплексы. Это умирание внутреннего гения, острое желание признания, тот еще страх перед контрольной. Детская беззащитность превращается в незащищенность… А чего стоит вилка: «Ты еще маленький!» и «Как тебе не стыдно, ты уже такой большой!». Превращение во взрослого – процесс довольно болезненный. Я думаю, мало нашлось бы желающих воспользоваться шансом повторно прожить свои школьные годы… Есть, конечно, и победы. Но потом наступает новый день, и уже приходит осознание, что нужно идти дальше, останавливаться нельзя… И радость из-за этого уже не такая яркая и безграничная. Словом, не школьные годы, а одна сплошная проблема. Класс – двадцать-двадцать пять проблем. И если вдруг я со своей неопытностью и не со зла, а от неумения совершу какую-нибудь педагогическую ошибку, честно говоря, гордиться будет нечем! Поэтому первым принципом моей работы стал девиз «Не навреди!», вторым – «Учись быть Учителем!». И я старюсь им следовать.Огромным плюсом своего предмета считаю его практическую направленность. За сорок пять минут урока под моим руководством учащиеся изготавливают различные изделия или их части (естественно, в соответствии с учебной программой). И в это время с детьми происходят разительные перемены, которые мне очень-очень нравятся. Я вижу, как постепенно в глазах моих учеников загорается огонек творчества, он разгорается все ярче и ярче. Движения их рук становятся все более точными и правильными, и вот уже передо мною сидят маленькие творцы. Их лица сияют. Ясно, что не все гладко и идеально, но у нас еще есть время. И у них есть я. Чувствую, как в их душах прорастают те незримые волшебные нити, так необходимые мне… И я счастлива!!!Ольга КОЛЕСНИК, учитель обслуживающего труда Новодмитровского учебно-воспитательного комплекса
Комментарии