«Эта история, как и многие другие события в нашей школе, была очень интенсивна. Интенсивна в плане звуков – она происходила ранним зимним утром в ярко освещенном полупустом кабинете английского и немецкого языков, в котором обычно кипят эмоции, но тогда гулкая тишина пряталась по углам. Интенсивна в отношении цвета – снежно-белые новогодние украшения, наклеенные на стекла, резко контрастировали с темнотой набирающей силу зимы за окном. Интенсивна в плане эмоций – выслушав мой рассказ о том, что чувствуют люди, прожившие долгую трудную жизнь, в которой были счастье и горе, друзья, дети и внуки, но в конце пришло беспросветное одиночество, шестеро шестиклассников сидели, примолкнув, и слезы сочувствия уже были готовы появиться у них на глазах…»
Так вспоминает об этом событии Дмитрий Николаевич Сафонов, учитель английского и немецкого языков Пчевской средней общеобразовательной школы имени Садыка Джумабаева. Крохотная школа, затерянная в лесах на границе двух областей, Ленинградской и Новгородской, расположена в деревне Пчева. Здесь учатся всего 60 учеников у десяти педагогов.
В этом году в школе много нововведений, делится со мной Дмитрий Николаевич. Одно из них – «Разговоры о важном». Так называются классные часы, которые проходят по понедельникам перед уроками одновременно во всех классах. Темы «Разговоров…» определены и появляются на соответствующем сайте вместе с сопутствующими материалами – видеороликами, интерактивными разработками… Но конкретным содержанием их наполняет учитель, проводящий этот классный час.
– Много было споров вокруг этой идеи, «Разговоров о важном», кстати, – отмечает Дмитрий Сафонов. – Но лично я не вижу ничего предосудительного в том, чтобы в течение часа рассказывать детям о хорошем и слушать, что они думают об этом. Ведь никто не заставляет нас следовать каким-то клише.
Еще одно событие нынешнего учебного года – в школах появилась должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. В его функционал как раз и входит координировать тематические классные часы и проводить еженедельно общешкольное мероприятие на сопряженную тему. Вот так и получилось в Пчевской школе, что по понедельникам здесь проходят «Разговоры о важном», а по вторникам – связанное с темой разговора полуторачасовое общешкольное мероприятие.
Одной из тем «Разговоров…» в конце календарного 2022 года оказалась доброта.
– Поговорили с ребятами о доброте, – вспоминает Дмитрий Сафонов, – провели мероприятие – арт-класс, конкурс рисунков «Доброта вокруг нас». Но этого показалось недостаточно. Так родилась идея. Посоветовавшись с советником директора по воспитанию Еленой Валерьевной Пешунькиной, мы решили принять участие в акции «Письмо доброты». На сайте «Старость в радость» нашли адрес интерната для престарелых людей. Выбрали пенсионеров – одну бабушку и одного дедушку, организовали детей, пятый и шестой классы, вместе с ними сочинили обращение. Таким образом, на моем классном часе шестиклассники составили письмо «своему» дедушке. Текст с пожеланиями радости и здоровья доверили девочке с самым аккуратным почерком, а свои имя и фамилию каждый ученик вписал собственноручно. В конце письма все по одному расписались. Вырезали из бумаги новогодние украшения – оленя с санями, снеговика, зайца, символ года, – вложили все в конверт вместе с фотографией класса и отправили.
Ответа ребята не получили. Ждали почти два месяца. Ну что ж. Причины могут быть разными. Решили, что адресаты по состоянию здоровья ответить не смогли. Однако пчевских школьников это не обескуражило и не разочаровало. Они поняли, почувствовали, что сделали что-то очень важное и нужное. И с тех пор, как написали это письмо, стали замечать: искра доброты постепенно разгорается, тепло их сердец начинает согревать окружающих. Именно так они определяют свои чувства и говорят об этом педагогам. Участники акции не забыли, как соприкоснулись с добротой. Помогают теперь слабым, болеющим детям.
А недавно после общешкольной линейки Дмитрий Сафонов вновь заговорил со своими подопечными об этом опыте: не хотели бы они продолжить писать письма? Все шестеро шестиклассников Пчевской школы ответили: «Да! Мы хотим! Давайте другим пенсионерам напишем! Их вон сколько – много! А нас мало. Одних порадовали, теперь давайте других порадуем! Вы нам еще адрес найдите, а мы сочиним письмо!» Дмитрий Николаевич обещал, будет искать.
Пчевской средней общеобразовательной школе Киришского района Ленинградской области, носящей имя Садыка Джумабаева, уроженца Казахстана, который погиб во время Великой Отечественной войны, в этом году исполнилось 50 лет. Здесь учатся и работают душевные люди, стремящиеся помогать другим. И даже самые маленькие знают: у доброты есть одно важное свойство – она никогда не остается без ответа.
Светлана ПОТАПОВА, фото автора
Комментарии