Проблема реструктуризации сельских общеобразовательных учреждений актуальна для наших читателей. На страницах «УГ» мы неоднократно обращались к этой важной теме. Вышел специальный выпуск газеты «УГ»№51 от 17 декабря 2002 года, посвященный модернизации сельской школы. Цель всех публикаций одна: широкая общественность должна быть в курсе всех преобразований, чтобы предотвратить непродуманные, неэффективные решения властей. Ведь вопрос о закрытии или преобразовании сельской школы затрагивает интересы и детей, и родителей, и учителей. Речь идет также о перспективе самого населенного пункта: быть ему или не быть.
. Нас ничему не научил опыт затопленных волжских деревень, интернатов 70-х годов, остатков «неперспективных» деревень, разбросанных по всему нашему району.
Все эти вопросы очень волнуют наших читателей. В почте редакции основной поток составляют письма от родителей и учителей, не согласных с закрытием школ. А вот из села Олень-Колодезь к нам пришла сердитая просьба с просьбой не «разбазаривать средства на содержание маленькой школы».
Лишние люди
Сейчас, когда качеству образования уделяется особое внимание, вызывает недоумение решение властей реорганизовать нашу основную школу в начальную. Руководство района аргументирует этот факт тем, что во-первых, в районе нет средств содержать школу; во-вторых, в школе мало ребят (23 человека); в-третьих соседнюю Андреевскую школу, необходимо укрупнить.
За время существования нашей школы (новое типовое здание открыта в 1990 г.) в ней сложился удивительно дружный коллектив. В школе работают высококвалифицированные специалисты. И все это должно быть разрушено?!
Почему нельзя сохранить школу? Почему родители нашего села теряют право выбора, где учиться его ребенку, в то время когда родители Краснояровки и Федоровки таким правом обладают?
До соседней школы – три километра. Весной, даже когда за зиму выпадает мало снега, наше село дважды паводком отрезает от соседнего. Дети будут пропускать учебные занятия. Они должны будут самостоятельно добираться до места. Ребята будут посещать только уроки, а от общественной жизни школы будут оторваны.
Мы, конечно, с пониманием относимся к сложившейся финансовой ситуации в районе. Но почему же экономить нужно на детях? Нужна ли нам такая экономия? Чем она обернется для государства? Лишними людьми?
О.МИНАСЯН, И.КАВЕРИН и другие родители учеников. Всего 20 подписей
с.Байгоровка, Курманаевский район, Оренбургская область
Мы – против!
Среди сосен и берез возвышается двухэтажное каменное здание – Рождественской основной школы. Была она построена 28 лет назад. Школа является центром культуры на селе. Сейчас здесь обучаются наши дети – 42 ученика.
В целях экономии бюджетных средств администрация Яранского района объявила распоряжение о закрытии восьми школ района, попала в число неугодных и наша. Мы – родители учеников – не согласны с этим. Каждый учебный год у нас, родителей, начинается трепетным волнением в сердцах – пойдут ли дети учиться в свою родную школу. Недавно глава областного Департамента образования А. Чурин обнадежил, сказав, что основная школа сохраняется при наличии 30 ребят. Почему же у нас все делается по-другому?
В этом учебном году проходила реконструкция школы. В целях экономии решили вселить в здание школы медпункт, сельскую библиотеку, клуб и почту. Были выделены немалые средства, чтобы провести ремонт. Наши дети занимались в условиях, не совсем удобных для учебно-воспитательного процесса. Но мы, родители, были согласны на все. В результате все напрасно. Снова говорят, что нет экономии. О какой компетентности руководителей тут можно говорить. Ведь нужно думать не на месяц, год, а хотя бы на 5 лет вперед. Оказалось, что экономия на закрытии 8 школ в районе даст только 1 миллион, а нужно 12 миллионов. А закрыть школу очень просто. И к чему это все приведет? Почти все родители – колхозники. Месяцами мы не получаем заработную плату, а если и дают, то по 100-200 руб. авансом. Мы не сможем обучать своих детей в другой школе (нечем платить за питание, часто нет дороги – занесена снегом…).
Мы против того, чтобы наши дети пополнили ряды безработных и неграмотных людей. Не надо принимать поспешных решений.
М. ДУДИНА, И. БАБАЕВА и другие жители села. Всего 30 подписей
с.Рождественск, Яранский район, Кировская область
Ломать не строить
Политика администрации Пермской области и нашего района направлена на сокращение сети образовательных учреждений. В этом году Боровская средняя школа стала основной. В будущем учебном году есть вероятность, что она будет реорганизована в начальную школу. Все это противоречит приказу Министерства образования Российской Федерации от 16 января 2002 г. №103 «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности». В разделе «Концепция» отмечено: «Общеобразовательное учреждение основного общего образования, где обучаются 40 и менее человек, при наличии организационно-транспортных условий и расположенного вблизи (до 3 км) другого общеобразовательного учреждения с большим контингентом обучающихся может быть реорганизовано».
А как у нас? Во-первых, другие школы, в которых предположительно будут обучаться наши дети, расположены на расстоянии 9 и 13 км от наших населенных пунктов (д. Бор, д. Сивково, д. Усть-Иргино, д. Филипповка), а школа в деревне Васькино на расстоянии 7 км – в аварийном состоянии. Ежедневный подвоз детей в двух направлениях зимой будет невозможен из-за частого бездорожья. Во-вторых, без работы останутся квалифицированные кадры. В-третьих, многие молодые родители должны будут уехать из деревни. В-четвертых, в нашей школе прекрасный спортзал, в котором прошлым летом сделан капитальный ремонт. В спортзале ежедневно занимаются спортом не только школьники, но и жители села. На базе нашего спортзала проводятся районные соревнования по теннису, волейболу. Благодаря занятиям спортом ни один ученик нашей школы не стоит на учете в детской комнате милиции. В случае закрытия школы молодежь будет предоставлена сама себе. В-пятых, здание школы без соответствующей эксплуатации придет в негодность. И, наконец, что станет с самой деревней? Она будет обречена на вымирание. Справедливо замечено, что «село без школы, что церковь без креста».
Местные жители долго ждали школы-новостройки, и наконец она была построена на 320 человек. Это прекрасное типовое здание, имеющее компьютерный класс, мастерские, кабинет обслуживающего труда, просторный спортивный зал, столовую. Прошло всего лишь 20 лет, и сейчас все это хотят разрушить?!
Считаем, что при решении вопроса о реорганизации школ к нашей нужно подойти индивидуально. Следует просчитать все положительные и отрицательные стороны этого факта.
В. ЛОМАТИНА, Л. ПЕТУХОВА и другие учителя Боровской школы
д. Бор, Суксунский район, Пермская область
Закройте нашу школу!
Обращаются к вам обеспокоенные родители учеников из села Олень-Колодезь Воронежской области. В нашей средней школе осталось 30 учеников. В первом и втором классах по одному человеку, в остальных – по два-три.
Получается, за одного ученика каждый учитель получает три-четыре тысячи рублей. Разве это не разбазаривание государственных средств. И не надо быть великим педагогом, чтобы понять, в каком классе легче проводить уроки: там, где один ученик или тридцать один.
Мы хотим, чтобы наши дети учились в современных условиях и получали хорошие знания.
От имени родителей А. СОКОЛОВА
с. Олень-Колодезь, Каширский район, Воронежская область
Власть любит сласть
Пишут вам жители села Неклюдово в продолжение темы о вымирании сельской школы. Грядет реструктуризация. Для нас это означает, что учеников 9-11-х, а позже средних классов, будут возить в образовательный центр села Н.Усманово. У нас остается только начальная школа. Расстояние до Н.Усманово 20 км. Нашим детям предлагается каждый день совершать такое «путешествие» или жить в интернате. Конечно, многие в силу отсутствия одежды и обуви оставят детей без образования. Или, может, таких враз лишат родительских прав и переведут детей на гособеспечение. Но, по вашим данным, это уже сейчас полмиллиона детей. Другие, более обеспеченные, уедут в город, где и без того безработица. Есть среди нас родители, недавно приехавшие из этого самого города.
Села не будет! А ведь это аксаковские места. Как известно, в Неклюдове похоронен дед писателя.
В 80-е годы в нашем селе построили новую двухэтажную школу, десять двухквартирных коттеджей, мастерскую, медпункт, магазин, почту. И чем же ознаменуется новое тысячелетие? Закрытием школы? Пока есть школа – продолжается жизнь села, хранятся традиции народа, нравственно оберегаются дети. «У вас тут рафинированные дети!» – заметила нам член аттестационной комиссии из Самары. Да, действительно, нашим детям не до шалостей, не до ссор. В них нет и следа того отвратительного сквернословия и скверномыслия, которыми заражены наши городские учебные заведения. В нашей школе – сорок с небольшим учеников и чуть больше десяти учителей. Элитная школа, скажете вы и не ошибетесь. Наши выпускники учатся в аэрокосмическом, педагогическом, сельскохозяйственном вузах Самары. Среди них есть и медалисты. Они неоднократные участники областных предметных олимпиад.
Не потому ли привозили к нам в школу городских детей-старшеклассников доучиваться на попечение бабушек и дедушек. А сейчас приезжают целыми семьями из Самары, Тольятти, Бугуруслана.
Ломать не строить. Нас ничему не научил опыт затопленных волжских деревень, интернатов 70-х годов, остатков «неперспективных» деревень, разбросанных по всему нашему району.
Мы понимаем, что за каждой реформой идут огромные финансовые потоки. Вот власти и стараются.
Н.АНДРЕЕВА, С.БОРЗОВ и другие родители учеников Неклюдовской средней школы. Всего 28 подписей
с.Неклюдово, Камышлинский район, Самарская область
Комментарии