Образ педагога в книжных новинках для детей и подростков
Учитель – важный персонаж многих книг для детей и подростков. Но где-то образ школьного педагога лишь необходимая функция, помогающая писателю лучше изучить героя-ребенка, а где-то учитель выходит на первый план, становясь ключевым для развития действия героем, и без него никуда. В сегодняшнем обзоре мы познакомимся с тремя отличными учителями из новых детских книг, сумевшими преподать своим ученикам ценнейшие уроки жизни.
Калерия Николаевна
В преддверии главного праздника всех педагогов увидел свет сборник рассказов «Звонок для учителя, или Лес рук» (М. : АСТ, 2020). В него вошли двенадцать новелл как широко известных авторов, чьи книги пользуются неизменной популярностью (Наринэ Абгарян и Александр Цыпкин), так и прозаиков, чьи имена читатели знают не столь хорошо. К примеру, Юлия Евграфова в рассказе «Лица старше двенадцати лет» дарит нам смешную и в то же время поучительную историю про Веру и Дашу, решивших, что косметика поможет им выглядеть солиднее. Третьеклассница Света из рассказа Веры Гамаюн «Необыкновенный бегемот» мечтает взять под опеку одинокого гиппопотама, скучающего в зоопарке. А герой миниатюры Николая Щекотилова с говорящим названием «Робинзон из 5 «Б» строит грандиозные планы по переезду на необитаемый остров.
Подробнее же мы остановимся на рассказе Анны Зимовой «Сочинение на заданную тему». В нем представлены сразу два типа учителя, две противоположные модели поведения. Завуч – дама, что называется, старой закалки. У такой не забалуешь. Подобные педагоги делят мир исключительно на черное и белое, хорошее и плохое, правильное и неправильное. При этом свои взгляды они считают единственно возможными, стараясь подавлять любое инакомыслие. С хулиганом и двоечником разговор короткий: «С таким отношением к учебе и работе ты, Семыкин, сможешь стать только бомжом!»
Второй учитель из новеллы Зимовой – Калерия Николаевна – молодая, нерешительная, только начинающая свою педагогическую карьеру и потому боящаяся вступить в открытый конфликт с завучем. Но именно она в конечном счете сможет найти общий язык с тем самым школьным хулиганом Семыкиным. Чем-то эта героиня напоминает Лидию Михайловну из рассказа Валентина Распутина «Уроки французского». Калерия Николаевна не ставит на «неправильном» ребенке клеймо дурачка, а пытается понять его чувства, разобраться в причинах девиантного поведения и, главное, деликатно помогает ученику найти нужный путь. Хулиган Семыкин хочет стать артистом: «Меня везде будут узнавать. Будут просить автограф и всюду пропускать без очереди. И напрягаться особо не придется. Артисту ведь, кроме таланта, ничего не нужно. Алгебра, геометрия, география, физика, химия мне не пригодятся». Задача педагога – поддержать стремления ребенка, тактично указав при этом на его ошибки, объяснить их. Работу же над ошибками ребенок должен провести сам. И молодая учительница, придумав весьма неожиданный ход, это делает. Семыкин в итоге осознает: для того чтобы стать артистом, учиться все же необходимо. А Калерия Николаевна одержит первую педагогическую победу.
Леокадия Альбертовна
Имя учительницы русского языка и литературы из книги Анны Зеньковой «Григорий без отчества Бабочкин» (М. : КомпасГид, 2020) тоже редкое и необычное – Леокадия Альбертовна. При первом приближении она кажется лишь статистом – персонажем, который предложит героям-ученикам оригинальное задание – начать вести аудиодневники, «разбиться на пары и через год обменяться записями» – и уйдет в тень. Но не тут-то было: для понимания романа образ Леокадии Альбертовны значим в той же мере, что и образы двух очутившихся в заглавии персонажей – четырнадцатилетних школьников Германа Бабочкина и Григория Столярова. Первый – смелый и уверенный в себе мальчишка, будущая хоккейная звезда, «порхает, как бабочка, жалит, как пчела». Жизненная позиция второго – «сиди и не отсвечивай», сам себя он считает слабаком и неудачником, для окружающих же Григорий просто «чучело».
Литературных параллелей в книге много: герои Зеньковой вспоминают не только Лену Бессольцеву из знаменитой повести Железникова, но и Катерину Островского, Оливера Твиста Диккенса, Анну Каренину Толстого и других, ставших классическими, персонажей. И заслуга в этом как раз педагога. Бабочкин в начале романа дает понять, что считает Леокадию Альбертовну старомодной и даже несколько сумасшедшей, однако признает, что ее уроки всегда интересны. То есть мы можем сделать вывод, что перед нами настоящий учитель, сумевший сделать так, чтобы дети не просто читали, но и анализировали прочитанное, давали оценки, формировали собственное мнение. Чтобы даже юный хоккеист, которому литература должна быть, грубо говоря, до лампочки, мог внятно и доходчиво объяснить, почему, на его взгляд, «Чичиков – красавчик». Книга наполнена культурными контекстами: Фаулз и Оруэлл, Маяковский и Мандельштам, Рождественский и Лорка, не говоря уже о кино и музыке. Эрудиция персонажей идет в безусловный плюс роману Зеньковой. Если читатель-подросток плохо знает творчество упомянутых в романе авторов или вообще впервые видит эти имена, появляются повод и желание прочитать те книги, которые называют персонажи, посмотреть те фильмы, послушать те песни. Не так уж важно, на чьей вы стороне, кто из мальчишек вам духовно ближе – Гера или Гриша, оба в данном случае способны стать примером для подражания.
Как и их учитель. Сколько сегодня найдется педагогов, готовых прийти домой к родителям своего ученика, чтобы деятельно принять участие в его судьбе, поговорить, убедить принять верное решение? Кажется, немного. Большинство просто вызовут родителей в школу, позвонят по телефону или отправят сообщение. А то и вовсе не будут заморачиваться чужими семейными проблемами, не будут тратить драгоценное время. Леокадия Альбертовна же на это идет, для нее по-настоящему важно, что будет дальше с каждым из ее учеников. И дети это чувствуют. Ближе к развязке романа учительница станет кумиром для Германа и практически второй мамой для Григория. Леокадия Альбертовна не только совершит ряд значимых поступков, благодаря ее совсем не литературным урокам ребята поймут, что такое дружба, любовь, доверие, свобода, взаимопомощь и взаимоуважение. Есть в романе и другие уроки, которые ведет сам автор. Анну Зенькову справедливо называют одним из главных открытий подростковой литературы 2020 года. Уже во второй книге подряд она обращает внимание на простые житейские проблемы, рано или поздно остро встающие перед лицом любого подростка. Простые для взрослых, потому что давно пройденные. Ребенок же в самые переломные годы оказывается с ними один на один. И часто не знает, как поступить, боясь обсудить тревожащее его с учителями, родителями и друзьями. Решение может обнаружиться в хорошей книге, ведь с ней ты тоже один на один. И пройденное Герой и Гришей кое-чему непременно научит.
Екатерина Михайловна
Героиня трилогии Екатерины Тимашпольской «Школа Кати Ершовой» (М. : Время, 2018‑2020) не только учит детей, но и учится сама. Учится быть педагогом. Первая книга цикла – «Дикари и принцессы» – появилась два года назад. Двадцатитрехлетняя Катя, еще не привыкшая к тому, что ее все чаще называют Екатериной Михайловной, приходит работать в обычную московскую школу учителем начальных классов. Вторая часть – «Мозг диплодока и интервью с монстром» – истории из нового учебного года. В третьей книге – «Письма в будущее», которая выйдет совсем скоро, – Катю Ершову и мальчишек и девчонок из ее класса ждет масса новых веселых приключений, а Маргарите, младшей сестре учительницы, предстоит пройти педагогическую практику. Волнительно!
Формально мы имеем дело с детской литературой, тем не менее трилогию Тимашпольской можно посоветовать таким же Катям и Маргаритам – начинающим учителям и старшекурсникам педагогических вузов и колледжей, планирующим начать работу в школе. Ведь в ней ответы на вопросы, как преодолеть многочисленные трудности и стать для учеников добрым другом, оставаясь при этом мудрым наставником. Тимашпольская и есть такой мудрый наставник, делящийся накопленным опытом. Если ознакомиться с биографией автора, мы поймем, что Катя Ершова в значительной мере ее alter-ego. Когда-то писательница работала учителем начальных классов, затем окончила факультет психологии и антропологии Университета Российской академии образования, а сегодня она учитель русского языка, литературы и английского языка столичной школы №734, то есть сама прошла ту же дорогу, по которой теперь отважно шагает Ершова.
Первые главы первой книги цикла – ожидания и реальность. Катя любит детей, она рада получить такую замечательную работу, однако начало педагогического пути оказывается сопряжено с массой тревог. Ее класс – почти три десятка маленьких почемучек и непосед, за которыми непросто уследить. Но дети ее примут такой, какая она есть. А вот родители… На первом же родительском собрании выяснится, что взрослые тоже могут быть почемучками похлеще своих отпрысков: кто-то интересуется особенностями питания в школе, кто-то спрашивает про детское творчество, а кто-то решительно утверждает: «Русский, математика… это все вчерашний день. Нам нужна модель, концепция, так сказать, образовательной программы, которую вы собираетесь применить». Думается, похожие реплики точно мог слышать каждый классный руководитель на родительских собраниях.
Екатерина Михайловна, в сущности, сама как маленький ребенок, поскольку в ее жизни – педагогической жизни – все происходит впервые: первый школьный бал, первые «Веселые старты», первые праздники, первая проверка пожарной безопасности. Но растерянность быстро уйдет. В каждой из трех книг цикла свои педагогические находки и обретение ценного опыта. Описывая опыт героини, Тимашпольская доказывает, насколько многогранна профессия учителя. Педагог – это не просто педагог. Если нужно, он еще и кулинар, и сыщик, и художник, и музыкант, и, конечно же, артист. Словом, хороший учитель просто обязан обладать десятками разноплановых талантов. В этом смысле подруга Кати Ершовой, заявляющая, что «в школе трудятся не совсем нормальные люди», права. К тому же «выдержать столько орущих, бегающих и дерущихся детей может только не совсем нормальный человек».
Да, человек, увлеченный любимым делом, полностью в него погруженный, со стороны действительно может показаться ненормальным. Но именно на таких по-хорошему ненормальных людях у нас все и держится. С Днем учителя!
Станислав СЕКРЕТОВ
Комментарии