– Неоднократно в средствах массовой информации сообщалось об успешных оперативно-розыскных мероприятиях той или иной силовой структуры. Расскажите, каким законом руководствуются эти органы, как правильно понимать оперативно-розыскную деятельность и каковы их задачи?
Федор ПРОСКУРЯКОВ,
выпускник вуза,
Московская область
– Органы, допущенные к оперативно-розыскной деятельности, определены в федеральном законе от 12 августа 1995 г. “Об оперативно-розыскной деятельности”. Указанный закон открытый и опубликован в средствах массовой информации.
Закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
В частности, в Главе I закреплены общие положения. Так, в статье 1 дается определение оперативно-розыскной деятельности: “Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом (органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность) в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Задачами оперативно-розыскной деятельности являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
В настоящее время в учебных программах юридических высших учебных заведений появился новый предмет “Правовые основы оперативно-розыскной деятельности”, где рассматриваются общие положения указанного закона и органы, допущенные к проведению оперативно-розыскной деятельности, а также правовое положение органов прокуратуры, осуществляющих надзор за исполнением Закона “Об оперативно-розыскной деятельности”.
– После заключения брака у меня изменилась фамилия. Какие нужны документы, чтобы изменить мое водительское удостоверение?
Светлана ЮРЧЕНКО,
студентка университета
Приморский край
– Для замены водительского удостоверения, пришедшего в негодность, необходимо подготовить и передать в ГИБДД следующие документы:
-заявление водителя;
-экзаменационную карточку водителя;
-паспорт личности гражданина РФ (удостоверение личности) с регистрацией по месту жительства или месту пребывания;
-фотографии размером 3х4 с левым уголком (для водительского удостоверения);
-медицинскую справку;
-водительское удостоверение и временное разрешение;
-квитанции установленного сбора.
Сдача экзаменов не требуется.
– Какие документы необходимы туристу при въезде и выезде из страны?
Наталья КУРОЧКИНА
Московская область
– Перечень документов законодательно четко определен. Так, для въезда физические лица при следовании через таможенную границу Российской Федерации должны иметь при себе следующие документы:
-национальный заграничный паспорт;
-заполненную таможенную декларацию по ф. ТД-7 (при возвращении в страну постоянного проживания необходимо дополнительно предъявить выездную таможенную декларацию).
Для выезда за границу физические лица при следовании через таможенную границу Российской Федерации должны иметь при себе следующие документы:
-заграничный национальный паспорт;
-заполненную таможенную декларацию ф. ТД-7 (обязательно сохраняется на все время пребывания за границей);
-банковскую справку (или другие документы – ф. ТС-28 въездную таможенную декларацию) – только в случае вывоза наличной иностранной валюты свыше установленного лимита.
– В каких случаях могут поставить автомобиль на штрафную стоянку?
Ольга ЖИЛЯЕВА
Москва
– По существующему законодательству сотрудник ГИБДД или ДПС имеет право отстранять водителя от управления транспортным средством, а транспортное средство задерживать до устранения причины задержания в случаях, когда:
-имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения;
-водитель не имеет права управления транспортным средством или лишен этого права, а равно не имеет при себе документов, предусмотренных правилами дорожного движения;
-транспортное средство имеет неисправности тормозной системы, рулевого управления или неисправное тягово-сцепное устройство (в составе автопоезда);
-транспортное средство зарегистрировано, но не имеет государственных регистрационных знаков, а равно без государственных регистрационных знаков на прицепах грузовых автомобилей;
-транспортное средство имеет подложные государственные регистрационные знаки.
Рубрику ведет адвокат Николай Иванович ЧУМАЧЕНКО. До недавнего времени он работал заместителем начальника отдела ГУУР МВД.
Комментарии