Раздумья
Так говорил Толстой
Посмотрю вокруг, и появляются в голове невеселые мысли. Насилие и принуждение стали принципами жизни нашего общества и системы образования. За десятки лет практически каждый впитал в себя эти семена разрушения и несет их по жизни, разрушая все вокруг и себя прежде всего. Грубость, насилие, детская наркомания и проституция, только 4 процента здоровых детей заканчивают школу. Это все на поверхности, на виду. А что внутри у ребенка, у юноши, у взрослого? Одиночество, страх, тягость жизнью – вот они, бичи человечества, разьедающие душу. Вот они – всходы нашей системы воспитания, нашей жизни. Полное незнание, КАК жить и КТО я такой.
Кто ответит на эти вопросы, кто даcт сегодня подростку жизненную и ценностную ориентацию? Мне кажется, только тот учитель, кто сам является учеником. Только тот, кто глубоко осознал предназначение учителя как духовного наставника, только созидающий и устремленный в будущее человек. Ведь даже один, если сердце его горит любовью к ближнему, становится могущественнейшим существом.
Чтобы улучшить жизнь, а иначе защитить детей невозможно, нужно постараться изменить свое сознание и сознание других людей. Вспомним Толстого, он говорил: “Каждому человеку надо сделать нравственное усилие над самим собой. Люди сознают это в глубине души, но им хочется как-нибудь помимо усилия достигнуть того, что достигается только усилием”. Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей. Тщетно тратить силы на изменение форм жизни (реорганизовывать учреждения, менять вывески, тратить народные средства, устраивать форумы), забывая мудрое правило: “Поступай с другими так же, как хочешь, чтобы поступали с тобой”. Именно поэтому так важно внутреннее совершенствование. Вспомним еще раз Толстого. Он утверждал, что: “каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя”. И мне кажется, это время пришло!
Лариса КРИВОНОСИКОВА, преподаватель, психолог, председатель общественно-педагогического обьединения “Новое сознание и дети”
Тверь
Над горами Дагестана
Я работаю в сельской средней школе уже 32 года и столько же выписываю и читаю “Учительскую газету”.
1992-1993 годы были для нас самыми тяжелыми. Новых учебников и программ не было, а по старым стало непрестижно работать. По предложению и инициативе Дагестанского ИПК я начал работать над созданием учебного пособия на английском языке для всех типов средних школ Дагестана. Пособие-первенец на английском языке вышло из печати в начале января 1995 года. Сейчас работаю над его переизданием с изменениями и дополнениями.
У меня мало свободного времени. В школе даю уроки, а дома пишу методические разработки, составляю программы. Специально не оставляю времени для дурных мыслей, которые часто занимают голову. Я так планирую свой день, что не остается никакого шанса для разочарований, хотя в моей семье трое безработных и два студента платных вузов, и на всех – моя единственная зарплата. Мне и многим учителям очень тяжело. И все же не стоит связывать свои разочарования с судьбой детей, которых мы учим. Не они виновники наших бед. Я всегда так думаю, и плохого настроения как не бывало. И я снова иду в школу. Недавно я участвовал в конкурсе “Учитель года Табасарана-95”, стал победителем, получил премию и впервые в истории народного образования Табасарана стал “Учителем года-95”. Потом два месяца готовился к конкурсу “Учитель года Республики Дагестан-96”. Он состоялся в марте с 11 по 16. Я давал урок английского языка в 9-м классе каспийской гимназии. Это одна из самых лучших гимназий Дагестана. Директор – Яхьяев Али Абасович, неоднократный обладатель соросовских грантов, кандидат наук, президент по инновационному и вариативному обучению МНО Дагестана. Человек работоспособный и трудолюбивый. Несмотря на любые жизненные трудности, он всегда остается оптимистом и никогда не меняет своего доброго отношения к детям.
Свой урок английского языка я посвятил Дагестану и его многонациональному народу. Звучала музыка, и я рассказывал ребятам легенду о гордом и величавом орле, парящем так же гордо и величаво над высокими горами Дагестана.
За урок я получил высокий балл. Творческая работа, педагогические мастерские, хобби, “круглый стол”, пресс-конференция – все эти конкурсы прошел каждый участник. Я стал финалистом и призером республиканского конкурса “Учитель года Дагестана-96”.
Вернулся, два-три дня отдохнул и снова принялся за свою любимую работу с детьми. И я точно знаю, как бы мне ни было тяжело, пока у меня будут силы, буду работать в школе ради детей и их будущего.
Б.БАЗУТОВ,
учитель-методист
село Джульджаг,
Табасаранский район,
Республика Дагестан
Интеллектуальный марафон
Лето – пора экзаменов, пора подведения итогов учебного года. И несмотря на хроническое безденежье учителя отдают сполна знания своим ученикам.
Ребята это понимают и стараются отблагодарить педагогов своими победами в олимпиадах и интеллектуальных состязаниях.
Этой весной у педагогов Тюменского индустриально-педагогического колледжа таких благодарностей от студентов было множество.
Началось все с того, что две студентки колледжа Оксана Шевелева и Анна Шестоперова решили принять участие в конкурсе “Мисс Имидж-96”. Стать его победителями им помогли красота и интеллект. Затем в областной межвузовской олимпиаде по общественным наукам команда студентов колледжа заняла четвертое место, а Макаров Владимир получил диплом за третье место. Окрыленная успехами товарищей, еще одна команда студентов колледжа приняла участие в конкурсе интеллектуалов, который проводился в Тюменском нефтегазовом университете, и тоже победила! Кобелева Таня и Тюлькова Оля заняли 1-е место в состязаниях интеллектуалов университета.
Но венцом учебного года стала научно-практическая конференция. Она проводилась в колледже, а участие в ней приняли студенты юридического, финансового, швейно-трикотажного, текстильного отделений колледжа, а также студенты Омского технологического института и 35-го ялуторовского профессионального лицея. На суд жюри были представлены больше сорока сообщений и докладов. Итоги конференции подвел Ф.Т. Хамитнуров, кандидат педагогических наук Уральского профессионально-педагогического университета. Он отметил, что по уровню студенческие работы отвечают всем требованиям высшей школы.
В результате двадцать шесть участников студенческой научно-практической конференции наградили денежными премиями, а четверых – зарубежными поездками.
Принято и еще одно решение. Все сообщения и доклады, прозвучавшие на этой конференции, будут опубликованы в первом научном сборнике нашего колледжа, а также в научном сборнике Уральского профессионально-педагогического университета. В следующем году такую конференцию проведем в его стенах.
Наряду со своими питомцами в интеллектуальный победный звездопад вписались и учителя. Диплом областного конкурса “Психолог года области-96” получила преподаватель М.А.Навдужас. А в областном издательстве появился учебник “Минувшее тревожит нас”. Его автор – С.К.Ломакин – тоже преподает в нашем колледже.
В.И.МАГОЙЧЕНКОВ, директор индустриально-педагогического колледжа
Тюмень
Уже отшумели выпускные балы и притихли школы, а почта “УГ” продолжает приносить новые письма от наших читателей, подтверждая известную мысль о том, что учитель – профессия круглосуточная и круглогодичная, без выходных и каникул. Нам писали в июне о том, каким хотят видеть будущий сентябрь. Конечно, учительское сердце большое и неравнодушное, вот почему в письмах педагоги размышляют зачастую не только о проблемах своей школы, но и о всей системе образования.
Так, Галина Николаевна Кондратьева из Тулы размышляет о системе кадрового обеспечения в городе. В частности, она пишет: “Вам покажется странным, что при гороно и при роно нет отдела кадров, который мог бы централизованно корректировать такие вопросы, как незагруженность или перегрузка учителей в школах, планировать распределение выпускников педвузов, учитывать потребность в специалистах новых предметов в школе. Работа по подбору учителей передана самим директорам школ. И получается, что многие пенсионеры имеют по нескольку ставок, а талантливая молодежь, с отличием окончившая пединститут, работает кто где. Есть и безработные, и все это потому, что в нашем городе никто не занимается кадрами”.
Далее Галина Николаевна упрекает областное управление образования за то, что “она придумала эту систему, лишь бы ничего не делать и ни за что не отвечать, а получать народные деньги “за руководство”. Но с таким же успехом подобный упрек можно адресовать и Министерству образования! Действительно, решение многих вопросов в эпоху “больших реформ” было отдано на откуп регионам. Отчасти потому, что в центре смутно понимали, как грамотно распорядиться внезапно свалившейся свободой, отчасти потому, что пришло осознание очевидного. Россия – страна большая, и то, что годится для Тулы, совершенно неприемлемо для Сахалина. На местах поступили примерно по этой же схеме, рассудив, что неразумно подавать одинаковые команды гимназиям и сельским школам. Директора получили свободу (впрочем, достаточно призрачную, не подкрепленную финансированием). Но значит ли это, что они не нуждаются в помощи вышестоящих органов или контроле? Директора-то у нас бывают разные. А свобода должна быть одна – просвещенная, умная. Для этого, разумеется, надо много работать и еще больше знать. Вот почему и призывает коллег Галина Николаевна поделиться опытом, рассказать, как осуществляется работа с кадрами в других городах, как там и кто устраивает выпускников педвузов. Напишите…
А вот еще одно письмо – из [[smpbold]]рьевской спецшколы-интерната для детей с ДЦП (Московская область). В нем вопрос о таком важном документе, как “Устав школы”. Напоминаем, что в уставе образовательного учреждения не должны содержаться нормы, противоречащие действующему трудовому законодательству. Так, например, директор может уволить работника в случае систематического неисполнения тем трудовых обязанностей без уважительных причин (ст. 33, п.3, Кодекс законов о труде), но он должен указать, какие именно проступки совершил работник.
В заключение хочется напомнить нашим читателям, что “Учительская газета” старается помочь каждому, кто к нам обратился. И для того, чтобы наше общение не прервалось из-за досадных формальностей, не забывайте на конверте разборчиво указывать свой точный адрес и полное имя.
Почту читала Лидия СЫЧЕВА
Комментарии