С 29 июля по 12 августа редакция получила 543 письма.
Боль
На терпеливых воду возят
– Подумать только, учителя собираются бастовать! – возмущалась пожилая женщина на автобусной остановке. – Совсем совесть потеряли, куда нам детей теперь девать?
Я стояла, как оплеванная. Что я могла возразить, какие слова в свою защиту подобрать? Я-то лично никогда не решусь бастовать.
Горько осознавать, что наши ученики, став взрослыми, забыли тех, кто подсадил их на первую ступеньку знаний. Работает учитель во все времена на износ. Сегодня приходится еще ему изворачиваться, как бы не скатиться в болото нищеты. Живет на вегетарианских блюдах, перешивает старые платья, выслушивает упреки в мастерской по ремонту обуви: “Что это вы нам рванье носите?” Словом, терпит, терпит изо дня в день. И так до пенсии…
Когда уйдут из школы самые терпеливые, кто придет им на смену? Что-то молодых учителей в школах раз-два и обчелся. Кому это надо работать на износ, за просто так? Вот молодые-то бастуют открыто, а мы потихоньку скулим. Все чего-то боимся. А может, зря?
Нина БЕЛИЧЕНКО, учитель школы N 41
Горловка,
Донецкая область
Письма из прошлого
Как проходили презентации
семьдесят лет назад
О чем писала “Учительская газета” в N 27 за 1926 год? Вопросом первостепенной важности является зарплата массовика-просвещенца. Основная масса просвещенцев работает в учреждениях, находящихся на местном бюджете, говорится в передовой статье, озаглавленной “Вопрос первостепенной важности”. Доля народного образования в местном бюджете составляет примерно 29 процентов. Этого явно недостаточно, так как зарплата учителей намного ниже квалифицированных рабочих и спецов. Особенно недовольны зарплатой учителя городских школ второй ступени. Их ставки ниже, чем у коллег из сельских школ. Что же предлагается делать? Необходимо увеличить в местном бюджете долю народного образования до 33 процентов. А второй путь весьма оригинален – не допускать чрезмерного роста культучреждений.
Любопытна информация о приеме в вузы. Общее количество мест в вузах РСФСР в 26-м году – 22500. Они распределены строго по лимиту. 8 тысяч забронировано для рабфаковцев, 2500 – для трудовой интеллигенции, а 1750 мест – для культурно отсталых народов. Для сельских учителей и их детей в вузах отведено 600 мест, а для врачей – 300. Вот такой расклад.
Под рубрикой “Защита учителя” печатаются материалы на злобу дня. К примеру, в селе Красное Поле Армавирского округа открылась школа. Учитель хотел на открытии сделать доклад о значении образования. Однако несознательные граждане на сельском сходе постановили устроить праздник по-своему. Они приобрели несколько ведер водки для распития в школе. Торжество проходило в здании школы. В нем приняли участие председатель райисполкома и представитель окроно. Пили все вместе. Учитель отказался участвовать в празднике. Эту обычную презентацию для нас, нынешних, назвали тогда в газете “Вопиющим безобразием”. Зато учитель стал героем дня, “принципиальным борцом за новый быт”. Представителя окроно затем сняли с работы, а председателю вынесли выговор. Напоминаю, это было давно – семьдесят лет назад.
Надежда иванова
Тема для дискуссии
Из школы бегом
Наша бабушка с незапамятных времен выписывает и читает “Учительскую газету”. Читает с большим вниманием и явным удовольствием. Понятно – она бывший педагог. Остальные домочадцы к газете относятся довольно прохладно. На мой взгляд, хоть вы и затрагиваете насущные проблемы учителей, но надо не замыкаться на узкопрофессиональных интересах. Хочется побольше оптимистических ноток, юмора, что называется, соли-перца. И о педагогах хотелось бы читать не только хвалебные статьи, а то они все у вас герои, самоотверженные труженики. Конечно, это так, но есть ведь и другие примеры.
Я живу на окраине сибирского города Томска. В нашем микрорайоне Степановка находится не самая лучшая школа. Почему я так думаю? Да потому что нет в нашей заброшенной Степановке ни библиотеки, ни клуба, ни различных кружков по интересам. Вот бы педагогам и проявить свое профессиональное мастерство, истинную заботу о детях. После уроков дети бегут из школы, а школа – на замок. Шатаются потом неприкаянные школьники по бесприютной Степановке, развлекаются, кто как может. Не является школа домом для детей и светочем для всей округи. Никогда не слышала ни от одного ученика доброго слова о педагогах.
Сейчас педагоги жалуются на свою беспросветную жизнь. Работать им тяжело, денег они не получают. А кому легко сегодня? В большинстве семей нашей Степановки родители “вкалывали” на заводах, сейчас эти семьи бедствуют. Дети полуголодные, заброшенные всеми. Кого жалеть в первую очередь? У каждого своя боль. Мне кажется, в наше время учителя должны быть добрее во сто крат и щедрее по отношению к своим ученикам. Несмотря ни на что. Ведь так работала моя бабушка, и тоже не в самые лучшие времена. Или я не права?
Стелла ЦАРЕВА, студентка
Томск
Рассмотрено на месте
Первомайское постановление отменило все льготы
В последнее время значительную часть редакционной почты составляют письма о невыплате денег учителям. А педагоги Комсомольской средней школы Жердевского района Тамбовской области сообщили к тому же, что им не оплачивают коммунальные услуги.
Действительно, администрация Жердевского района приняла постановление под номером 236 о временной отмене выплат за методическую литературу, коммунальные услуги работникам образования с 1 мая 1996 года. Об этом сообщил редакции Л.Картавых, и.о. начальника отдела кадрового обеспечения и социальной защиты работников образования Тамбовского облуно. (Хотелось бы знать, для чего все-таки существует этот отдел. Констатирует все случаи нарушения законности?). Почему учителя вынуждены обращаться в газету, чтобы отстоять свои законные права?
Можем обнадежить учителей Комсомольской школы. Как заверяет Л.Картавых, в настоящее время в связи с поступлением векселей Тамбовской области на расчетный счет Жердевского роно сельским учителям будет предоставлено топливо согласно установленным нормам в количестве одной тонны за 1995 год. А какой указ или постановление в другой раз примет администрация района, никому не дано предугадать. Так что не расслабляйтесь, педагоги Жердевского района. Ждите сюрпризов.
Надежда СЕМЕНОВА
Обида
Родина – чужбина
Прочитала в “Учительской газете” заметку, в которой учителей приглашают на работу в Киргизию. “Если не нашли лучшей доли, возвращайтесь”, – обращаются к ним.
Я родилась в Киргизии, в красивом городе Рыбачьем. Семнадцать лет прошли там. Пришлось уезжать из родных мест. Прощаться с родными местами было тяжело. Еще тяжелее расставаться с друзьями. Многие из них тоже уезжали в незнакомые края.
Поначалу меня часто спрашивали о том, почему мы уехали, ведь там не было войны. У меня к горлу подступал комок обиды и горечи. Как обьяснить словами ощущение ненужности, отторжения?! Как передать чувство, что ты становишься чужаком, не своим в школе, в магазине, на улице?!.
Думаю сейчас, смогу ли я вернуться назад? Конечно, хочется когда-нибудь побывать на родине. Иногда в снах я бегаю по тем переулочкам, маленькая, счастливая. А утром опять подступают горечь, обида. Говорят, они проходят с годами. Я очень надеюсь на это.
Галина КИРЕЕВА, студентка
Рязань
Жилье для учителя
Опоздали… переехать
Находясь в командировках, всегда интересуюсь, как укомплектованы кадрами школы, не требуются ли учителя. В Боровском районе Калужской области недавно видела школу, в которой почти половина учителей -приезжие из бывших союзных республик. Как правило, это хорошие специалисты со своими программами, с опытом немалым.
В Абрамовской школе Боровского района успешно директорствует Александр Витальевич Грушевой. Вместе с семьей переехал из Казахстана. Получил жилье, правда, в соседнем селе. Так что на работу добирается на автобусе. Но Александр Витальевич не сетует. Что поделаешь, если в Абрамове нет жилья. В селах стоят в ряд дома переселенцев, успевших переехать пять-шесть лет назад. Сейчас уже с жильем туго. Хотя в школах района имеются вакансии, но принять никого не могут, нет свободных квартир. Те, кто переехал пораньше, оказались в лучшем положении.
Учительница начальных классов Тамара Борисовна Васильева все-таки надеется, что откликнутся директора средних школ из Волгоградской, Новосибирской или Тюменской областей. Ее семья из четырех человек надеется на получение жилья и работы. Глава семьи имеет несколько хороших рабочих специальностей – сварщика, слесаря, электрика. Адрес: 702100, Узбекистан, Ташкентская область, г.Чирчик, ул.[[smpbold]]жная, д.14, Васильевым.
Учительница начальных классов согласна работать воспитателем в интернате, детском садике, лишь бы была у нее и пятилетней дочери крыша над головой. Адрес: 735900, Таджикистан, Ленинабадская область, г.Канибадам, ул.Айни, д.411, кв. 23. Джамаловой Надежде Назыровне.
Две учительские семьи хотели бы переехать в любое село центральной части России. Учительница истории, начальных классов с правом преподавания немецкого языка и ее муж, преподаватель географии, физкультуры, ОБЖ, рассчитывают получить работу и жилье. В семье двое детей. Другая семья состоит из шести человек. Глава семьи может вести физкультуру, черчение, рисование, труд, машиноведение, жена – русский язык и литературу. Обе семьи переселились из Киргизии, бедствуют без жилья. Адрес: 357015, Ставропольский край, Кочубеевский район, с. Балахоновское, ул.Первомайская, д.34, Шестопаловым.
Подготовила
Надежда ТУМОВА
Комментарии