С 19 по 26 августа редакция получила 188 писем
Автора!
И вечные проблемы нам близки
Мы, учителя литературы учебно-воспитательного комплекса N 1666, искренне благодарны за учебник “Литература” (7-й класс). Автор этого учебника – В.Коровина.
Произведения русской и зарубежной литературы подобраны так, что вечные проблемы оказались близкими современным школьникам. В конце года мы провели анкетирование, получили небольшие отзывы школьников об учебнике. Вот лишь некоторые из них: “Учебник понравился, в нем много интересных рассказов, иллюстраций, которые надолго запомнились…”, “Хорошо, что есть такой большой справочный раздел в конце книги и советы по выразительному чтению…”, “Отлично подобраны тексты”, “В учебнике много юмора, смеялся, когда читал…”, “Очень понравились мне рассказы “Юшка”, “Кукла”.
Никогда не было раньше в средних классах таких интересных сочинений у детей. Рассказывая о том, какого человека ученики считают красивым (в связи с прочитанными произведениями), ребята пишут:
“У красивых душой людей всегда много друзей. Их душевная красота бескорыстна, они не ждут никакой отдачи за свою доброту…”.
“Так давайте же заглянем в свою душу и будем приносить радость тем, кто о нас заботится, кто встретится нам на пути, кто будет нуждаться в нашей заботе…”
Учебник по литературе для седьмого класса поднялся на новую ступень, приблизился к серьезным учебникам старших классов.
Интересны многие находки: в учебнике есть не только рассказы о писателе, его личности и судьбе, характере, своеобразии, позиции, но и статьи “В лаборатории писателя”. Ребята начинают понимать, что труд писателя – это мучительная, тяжелая и радостная работа гениального автора, напряженная работа в архивах… Дети были довольны, что у одного и того же автора могут быть включены в учебник несколько произведений (Пушкин и Лермонтов, Толстой и Бунин, Платонов и Носов), несколько иллюстраций к одному произведению. Они с удовольствием сравнивали восприятие одного героя или эпизода, выполненные разными иллюстраторами.
Учебник помогает нравственному, эстетическому и литературному развитию школьников. Этому способствуют тексты, вопросы и задания, разделы “На пути к выразительному чтению”, словари. В учебнике последовательно с начала до конца проходят темы доброты, сострадания, великодушия, взаимоотношения взрослых и детей в семье.
Нам хочется сказать издательству спасибо за хороший, добротный по качеству и интересный по содержанию учебник по литературе для седьмого класса В.Коровиной.
Появилась еще и книжка “Читаем, думаем, спорим”. Очень хорошее дополнение к учебнику.
Г.МИРОНОВА,
В.БОЛДИНА и другие словесники УВК “Феникс” N 1666
Москва
Отклик
Согласны на эксперимент
Прочли в седьмом номере “Учительской газеты” статью “Будет ли школа обязательной двенадцатилеткой?” От души порадовались за коллектив Института общего образования МО РФ, который серьезно занимается созданием комфортных условий обитания детей в школе.
Чего греха таить, не хотят дети идти в школу! Сколько их не усваивают даже программу начальной школы. Детей тогда стараются затолкнуть во вспомогательные школы или в классы компенсирующего обучения.
В беседах с этими ребятами выясняется, что им все-таки хочется учиться, но только чтобы было проще и интереснее на уроках. Родители и дети радуются положительным результатам и не согласны на безоценочную систему обучения. Мы поддерживаем институт в том, что в начальной школе нужны несколько вариантов учебных планов с использованием нескольких разноуровневых программ. Согласны и с тем, что следует, как это было в 40-50-х годах, выдавать учащимся, окончившим начальную школу, свидетельства. Ведь это будет стимул для ребят.
Много говорят о введении интегрированных курсов в старших классах, но медленно идет процесс их введения. Углубленное изучение наиболее интересных предметов тоже зависит от многих причин. То учитель не желает “углубляться”, то нет соответствующих учебников, то ребят на “углубление” набирается мало. А чаще это бывает стихийно, бессвязно, обрывочно. А современной школе, обыкновенной общеобразовательной, это сейчас необходимо. Поэтому поддерживаем идею В.Ф.Кривошеева об открытии в России обязательной двенадцатилетней школы. Нам, сибирякам, обидно, что так далеко находимся от Москвы, от живой, экспериментальной работы. Мы обращаемся к директору института: “Владимир Филиппович! Возьмите нашу школу под экспериментальную площадку!”
Галина БЫКОВА, директор средней школы N 36
Ангарск,
Иркутская область
От редакции. Мы связались по телефону с директором Института общего среднего образования Владимиром Филипповичем Кривошеевым. Он поблагодарил за внимание к изучаемым его коллективом проблемам и пригласил школу из Ангарска и всех желающих к сотрудничеству. Телефон: (095)276-49-02.
А у нас! А у вас?
Банк плюс гимназия
Сегодня о банках говорят много. Они открываются, обьединяются, разоряются. И это уже не удивляет. Но то, что произошло на банковском небосклоне в Череповце, – не столь обыденное событие. При “Соколбанке” открылось детско-юношеское отделение.
А начиналось все так. Несколько месяцев назад между “Соколбанком” и женской гимназией был подписан договор о сотрудничестве. Согласно этому документу гимназия предоставляет учебные аудитории и формирует группу учащихся, а “Соколбанк” берет на себя обучение банковскому делу и создание детско-юношеского отделения. Характер будущей работы определил основные направления обучения гимназисток. Девушки изучали основы банковского дела и бухгалтерского учета, правила ведения банковской документации. Особое внимание было уделено компьютерной подготовке. Познакомили их также и с юридическими основами банковского дела. Большое внимание уделялось психологической подготовке слушателей. В учебный план был включен курс делового общения и бесконфликтного поведения.
Возникает резонный вопрос: “Зачем банку отвлекать силы и средства на работу с детьми? Ведь для этого существуют специализированные учреждения”. Все это так. И тем не менее “Соколбанк” пошел на эксперимент. В этом руководство банка видит свой долг перед подрастающим поколением. Кроме всего прочего, это еще и один из путей повышения социальной защищенности молодежи. Как известно, социальная защищенность включает в себя и такое поведение граждан, которое обеспечивало бы им определенные гарантии при различных жизненных коллизиях. Недаром на Западе так широко распространены банковские, юридические, страховые услуги.
С другой стороны, “Соколбанк” хотел бы помочь молодым людям в выборе профессии. Не секрет, что молва сегодня связывает понятие “банкир” в первую очередь с благополучием, забывая, что в основе всего лежит кропотливый, упорный, порой рутинный труд. Из первоначально отобранной группы уже на первом этапе двое ушли. Поняли, что это не их дело. Остальные мужественно продирались сквозь премудрости бухгалтерского учета, разбираясь в особенностях дебета и кредита, актива и пассива.
Благодаря сотрудничеству банка и гимназии теоретические знания, полученные в учебных аудиториях, не оказались невостребованными, что случается нередко. В мае первые стажеры сели за свои рабочие места. Это не игра в банк, где можно попробовать: “Получится – не получится!” Жесткая регламентация во всем, следование букве инструкции и ответственность за чужие деньги – нелегкая ноша для 15-16-летних барышень из женской гимназии.
Сотрудники банка отмечают, что за месяц работы девушки сильно изменились – повзрослели, стали ответственнее, серьезнее. В банке надеются, что после окончания гимназии наиболее подготовленные придут к ним на работу готовыми специалистами.
В будущем учебном году планируется сотрудничество с городскими школами – лекции о премудростях банковского дела, экскурсии в банк и знакомство с работой детско-юношеского отделения.
Да, это программа не является коммерческой. Да, банк несет немалые затраты на содержание детско-юношеского отделения. Но хорошо понимают, что если образование отложить на завтра, то завтра может и не наступить. А во что обходится невежество, мы, русские, знаем, как никто другой.
Б.ХАРИТОНОВ, кандидат педагогических наук
Череповец
Знак беды
Но человека с молоточком нет…
За какие провинности так наказали учителя, оставив без денег на все отпускное лето? За то, что он вынужден в последние годы вести по 28-33 часа в неделю? За то, что он каждый день, бросая домашние дела, в течение учебного года сидит над конспектами и тетрадями до часу ночи? За то, что всю свою семейную жизнь подчинил строгой регламентации учебного расписания? За то, что не своих детей, а чужих водит в походы, расширяет их кругозор, организуя экскурсии по городам и весям, допоздна дежурит на дискотеках, проводит выпускные вечера, конкурсы, концерты, “огоньки”? За то, что он всегда должен быть в форме, с приветливой улыбкой, доброжелательным взглядом, со вкусом одет и причесан?
Загляните в глаза сегодняшнему учителю: там отчаяние, недоверие, отрешенность, обида и безумная тоска от того, что над ним так издеваются, что он, оказывается, никому не нужен. Будто злой монстр еще раз проводит опыты над человеческим материалом: а ну-ка выживет ли, стоек ли наш педагог?
Наверху все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: заработную плату за май-июнь не выдали, отпускных нет, пособия на детей не выплачены с февраля…
Многочисленные наши паломничества в городскую и районную мэрию только озлобляют местных чиновников, порой действительно бессильных чем-либо помочь, а порой сбегающих от учительских проблем в отпуск.
Что нам делать, уважаемые господа-чиновники, отмеченные властью, и кто будет виноват в том, что в сентябре 1996 года школы нашего района окажутся закрытыми для детей?
Знает ли взошедшее на престол власти правительство о наших бедах? Или наши проблемы не приносят материального ущерба, как шахтерские, и поэтому можно положить их в долгий-долгий ящик? Чем можно оценить моральный ущерб, приносимый опосредованно юному поколению? Где найти нравственные и физические силы учителю на новый учебный год?
Помните, о чем предупреждал Чехов: “Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других”.
Но человека с молоточком нет…
Учителя средних школ г.Грязовца
Вологодская область
Ваш адвокат
Рубрику ведет Адольф Сергеевич РОЗЕНОЕР
Закончила Орехово-Зуевский педагогический институт и сразу же приступила к работе в должности педагога-психолога школы-интерната.
У меня уже имеется трудовая книжка с 10 января 1989 г. В институте обучалась с 1.09.91г. до 20.07.96 г. Это время вошло в мой трудовой стаж.
В каком размере мне могут оплачивать пособие по больничному листку?
М.СТУКАЧЕВА
п.Демихово,
Московская область
Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от продолжительности последнего непрерывного стажа работы.
При непрерывном стаже до 5 лет пособие вам полагается в размере 60 процентов заработка, независимо от профсоюзного членства.
Время обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении не засчитывается в непрерывный трудовой стаж, но и не прерывает его, если перерывы между днем освобождения от работы и днем зачисления на учебу, а также между днем окончания учебы и днем поступления на работу не превысили установленных сроков.
* * *
Какой срок непрерывного пребывания на больничном листке допускается педагогическому работнику яслей-сада?
Раньше после четырех месяцев оформлялась инвалидность. А как теперь?
Т.ЕПИШЕВА
Конаково,
Тверская область
С 1 декабря 1994 года действует Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденная Минздравмедпромом и Фондом социального страхования РФ 19 октября 1994 г.
Четырехмесячный срок теперь не является строго обязательным. Все зависит от клинического и трудового прогноза.
Если такой прогноз благоприятен, то в случае продолжающейся нетрудоспособности больничный листок может выдаваться до 10 месяцев, а в отдельных случаях – до 12 месяцев.
При очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе длительно болеющие направляются на медико-социальную экспертизу вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не более 4 месяцев.
Если МСЭК не признает больного инвалидом, то больничный листок продлевается до восстановления трудоспособности или повторного направления на медико-социальную экспертизу (МСЭК).
* * *
С какой суммы заработка оплачивается больничный листок учителю начальных классов школы, если он в первую смену ведет 2-й класс, а во второй половине дня в своей же школе, в своем же классе работает на 0,5 ставки воспитателем группы продленного дня?
В нашей области запрещают оплачивать больничный листок со всего заработка, так как зарплата за группу продленного дня начисляется сельской администрацией, а за учительскую работу – бухгалтерией роно.
Л.КЛЕМЕНЧУКОВА
пос.Верховье,
Орловская область
Согласно п.84 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию учителям и воспитателям, работающим в школах (как в одной, так и в нескольких), пособие исчисляется из всего фактического заработка за всю педагогическую работу. При этом в фактический заработок включается оплата за все часы педагогической работы, установленные при тарификации на день наступления временной нетрудоспособности, а также дополнительная оплата за педагогическую работу, которая не считается совместительством (за классное руководство, проверку тетрадей, заведование оборудованными учебными кабинетами и т.п.). Учитывается также оплата за почасовую работу, оформленную в установленном порядке и предусмотренную расписанием.
Для учителей и воспитателей школы работодателем является школа, а не роно или сельская администрация.
Пособие по больничному листку учителю должно исчисляться из всего его заработка за учительскую и воспитательскую работу, независимо от источников финансирования этой работы.
Обзор писем
Диктант на уроке арифметики
з богатой почты “УГ” я просмотрела несколько десятков, не выбирая, подряд. Сразу скажу, что в почте последних лет появилась определенная новая нота. Ее можно определить так: выросло чувство собственного достоинства учителя. Он больше задумывается о своем месте в обществе, о результатах своего труда, более озабочен своей личной профессиональной ответственностью. Он более решительно протестует против умаления своей роли, унижения профессии как со стороны чиновников, так и по причине якобы “обьективных” причин.
Впрочем, обратимся к письмам. Делятся авторы их, конечно, трудностями, бедами, напастями нашей неординарной действительности и прямо-таки удушающего порой быта. Немало и светлых строк, писем, мыслей, посвященных радости творчества.
Вот что пишут педагоги Шогринской средней школы Артемовского района Свердловской области: “Несколько лет назад наша школа была восьмилетней, педколлектив часто менялся. Школу в буквальном смысле лихорадило.
С приходом стабильного коллектива стали оборудоваться кабинеты, появилась возможность открыть среднюю школу. В настоящее время сложился постоянный коллектив из тех учителей, кто любит детей, свое дело”.
О творчестве учителя, о желании как можно лучше реализовать свои профессиональные возможности немало мыслей и в других письмах.
Так, директор одной из тульских школ А.Донцова пишет, что перед учителями сегодня открылись широкие возможности для творческой работы, для эксперимента, для самореализации. Педагоги перестали ощущать дискомфорт от постоянного “прессинга” со стороны чиновников от образования, от унылости и перенасыщенности программ, от бумажной отчетности. Сегодня учитель с радостью идет в класс. Не нужно следовать инструкции, не нужно никому подражать – выбирай методы сам и покажи, на что ты способен.
Учительница русского языка и литературы Людмила Бабурина (школа поселка Аксай Есильского района Тургайской области Казахстана) применила на своих уроках методику Шаталова, попробовала давать программный материал блоками, используя схемы и алгоритмы, и была удивлена результатами. Она обращается к другим педагогам с просьбой откликнуться и поделиться своим восприятием опыта известного новатора.
48-й год работает в Лучковской средней школе (Белгородская область, Прохоровский район) Иван Почернин. Откликнувшись на статью победителей конкурса “Учитель года”, Иван Матвеевич рассказал свою поучительную историю победы над самим собой. Вот это живое письмо, достойное романа, в сокращении:
“Вспомнился первый урок в 3-м классе воспитательной колонии в Карелии. Это было в 1946 году, когда я демобилизовался. Для начала решил провести диктант и принес 32 тетради. Раздал их, а одному ученику не хватило. Но я увидел, что он просто спрятал ее за пазуху, и выгнал шалуна из класса. И что получил в ответ! В меня полетели ручки с перьями. Когда все это кончилось, начал диктовать текст. Писали три ученика. После звонка в учительской я рассказал директору, что писали диктант только три человека, на что он ответил: “На первый раз хорошо”. А потом ребята просили меня рассказать что-нибудь интересное, и я пообещал им после уроков рассказать о своем коте Мурзике. Перед уроком арифметики дети хотели писать диктант. Я сказал, что расписание нарушать нельзя, но ученики подняли такой шум, что в класс заглянул директор. Узнав, что происходит, директор сказал: “Диктуйте!”
Так произошел перелом в моих взаимоотношениях с учениками – “трудными” подростками, которых сделала такими война”. Ничего так дорого не ценится детьми, как достоинство их учителя.
А это письмо – проблемное. Психолог школы И.Першина из г.Коломны напоминает, что в настоящее время родителям разрешено самим обучать своих детей с последующей отчетностью. “Говорят, что за самостоятельное обучение своих детей родителям даже платят. Но в местных органах народного образования почти ничего об этом не знают и посоветовать, помочь, наладить что-либо в этом направлении не могут”. Между тем, пишет автор, некоторые дети по состоянию здоровья не могут посещать школу и нуждаются в индивидуальном обучении в домашней обстановке и в удобное для них время. С повышением значения и развитием индивидуальное обучение нуждается в особом внимании, и прежде всего нужны пропаганда и полная гласность всех нормативных документов по правам родителей и детей на индивидуальное образование.
И.Пугач описывает такую обычную самарскую школу, где сумели изжить ненужные двойки. Нет, не “нажали” на учителей, а всем коллективом разобрались в причинах, “систематизировали контингент” двоечников и применили личностный подход к каждому отстающему.
Такие примеры из почты можно продолжить. Они показывают, как меняются педагоги (в лучшую сторону), как перестраивается школа. Но в большинстве писем авторы говорят о проблемах, каковых немало в обществе в эпоху реформ (а все ли происходящее можно назвать нормами?).
Обычные слова – проблемы, недостатки, нерешенные вопросы – никоим образом не обрисуют того бедственного положения, в котором оказались сегодня при определенных положительных сдвигах наша школа и наше учительство.
Конечно, немало и корреспонденций, в которых описываются конфликтные ситуации между педагогами, между коллективом и директором школы, между учениками и отдельными педагогами, считающими, что нести “разумное и вечное” нужно любыми средствами, вплоть до рукоприкладства (письмо учителей школы-гимназии из г.Златоуста). Попадаются директора, считающие школу вотчиной, коллектив – стадом овечек, а школьный бюджет – некоторым подспорьем для личных негоций. Об этом пишут не только из Златоуста, но и из г.Воронежа (коллективное письмо), пос. Березняки Иркутской области (коллективное письмо с приложением целого пакета документов; из последнего следует, что директор уволена по собственному желанию).
Не прекращаются сигналы о невнимательном, бездушном отношении к нуждам учителей. О непробиваемой стене бюрократизма в местных органах пишет учительница Рассыльской начальной школы Кромского района Орловской области многодетная мать Нина Носкова.
Но это, так сказать, субьективные факторы. Есть не менее могущественный фактор, считающийся сегодня “обьективным”, почти “планетарным” и даже “эпохальным”, т.е. свойственным эпохе реформ. Высшие сферы к нему глухи, но этот фактор способен взорвать все.
Письмо из пос.Ясногорска Читинской области: “Молчать больше нет сил. По радио, телевидению, в газетах мы читали, что погашена задолженность по заработной плате учителям. Мы до сих пор ничего не получили.
Не прозвенит в нашей школе 1 сентября Первый звонок. И молчать он будет до тех пор, пока учитель не получит все невыплаченные деньги.
Те же педагоги Шогринской школы, с письма которых и начинается обзор, сетуют: “Самое главное – задержка зарплаты, отпускных, компенсаций и коммунальных услуг “.
С древних времен считалось, что государство тогда будет сильным, если в нем будут почетны три главные профессии: пахарь, воин и учитель.
Устами древних глаголет истина.
Маргарита КУРГАНОВА
Жилье для учителя
На руках диплом, а в душе – тревога
Много ли нужно человеку для счастья? Каждый из нас на этот вопрос имеет свой ответ. Но в любом случае дом, семья, любимая работа являются его фундаментом, основанием. Горько, если этого фундамента нет.
Семья педагогов, муж – учитель физики, жена – преподаватель английского языка, четыре года назад выехала из Киргизии. Работают сегодня в маленькой сельской школе. Часов мало, нет квартиры. В семье двое детей школьного возраста. Может, кому-то требуются молодые, творческие педагоги. Отзовитесь, директора школ. Адрес: 305000, г.Курск, Главпочтамт, до востребования, Ирине Леонидовне Четверговой.
Методист по дошкольному воспитанию с высшим образованием, с двенадцатилетним педагогическим стажем надеется получить жилье и работу. Адрес: 618820, Пермская область, г.Горнозаводск, ул.30 лет Победы, д.2, кв.91. Ирине Анатольевне Паньковой.
В этом году Надежда Викторовна Кусенко закончила Акмолинский педуниверситет. На руках у нее новенький диплом, а в душе – тревога. “Тяжело приходится педагогам сегодня, – пишет она. – Школы зимой не работают по три месяца, нет угля и дров. Многие из учителей думают об отьезде из Казахстана. Я не предьявляю больших требований, мне нужны жилье и работа. Мама – учительница истории и отец – специалист по животноводству тоже хотят переехать в Россию. Нас устроит любой поселок, село в Омской, Свердловской, Челябинской областях. Адрес: 474284, Казахстан, Акмолинская область, Краснознаменский район, совхоз “Армавирский”, Надежде Викторовне Кусенко”.
Вакансии
Срочно требуется учитель русского языка. Ему предоставляется двухкомнатная квартира. Адрес: 641023, Курганская область, Щучанский район, село Николаевка, средняя школа, директору Алевтине Алексеевне Щаповой. Телефоны: 3-24-74 и 3-24-54.
Учителя английского языка очень ждут в Матвеевской средней школе Оренбургской области. Его обеспечат хорошей нагрузкой, предоставят двухкомнатную квартиру со всеми удобствами. Школа находится в райцентре. Телефоны директора школы Валентины Николаевны Косаковой – 2-11-44, 2-14-53.
Подготовила Надежда ТУМОВА
Комментарии