Прокрустово ложе элитарности
Директор одной весьма престижной гимназии на родительском собрании сказала: “Мы будем учить только классы А, с остальными как хотите. Репетиторов нанимайте, мы возиться не будем”. Родители возмутились: “Как это школа не будет учить?” И напрасно. Директор как сказала, так и сделала. Честь и хвала ей. Она назвала вслух то, что другие делают молча. Школы все больше превращаются в камеры хранения детей. По улицам не болтаются, оценки получают. Что вы еще хотите?
Раньше заставляли учить всех, а сегодня за мизерную зарплату педагог будет еще и к знаниям принуждать? Нет уж, избавьте. Учителя вздохнули свободно. Дети – тоже. Отсидел в школе – и свободен. Многие родители, озабоченные тем, чтобы как-то прокормить и одеть детей, на образование махнули рукой – какое уж получится.
Можно сказать, что школы выбирают себе не учеников, а состоятельных родителей. Создается ощущение, что это единственный критерий отбора. Подросток может быть одаренным от природы, но воспитывается в семье, где нет внимания к его духовному развитию. Неужели его примут в элитный класс? Ведь, как правило, при отборе берутся во внимание внешние признаки. Вот и получается, что прокрустово ложе элитарности попросту обрекает большинство детей на выполнение роли статистов. Но эти ребята и есть будущее нашего общества. Что будет с ними через десять-двадцать лет?
Сергей КРАСНОСЕЛЬСКИЙ,
методист технологической школы УВК # 326
Москва
Бери, что дают
Зачем ввели бесплатное школьное питание? Может, хотели сделать лучше, а получилось наоборот. Раньше, когда дети питались за деньги, была возможность выбора блюд. Теперь бери, что дают. Взял, поковырял вилкой и отдал в моечную, потому что есть нельзя. Мой старший сын отказался наотрез от питания в школе. Младший менее разборчивый и то вскоре перестал ходить в столовую. Раньше я могла дать сыновьям денег на булочки и чай. Теперь такой возможности нет. Готовят только общий обед, а главное, что и денег в семье очень мало.
Обращалась к директору школы, просила, чтобы мне выдали ту сумму, которая предназначена на питание двух учеников. Вроде сначала пообещали подумать и что-то сделать. До сих пор думают. Говорят, у родителей много прав. Мы можем выбирать школу, учителей. А могу ли я выбрать, где и как будут питаться мои дети? Государство ведь выделяет деньги на питание двух моих сыновей, или я что-то не понимаю?
С.МАЙПЕЛЕВА
поселок Нижнетерянск,
Красноярский край
Нагоняй от ревизора
Недавно в нашей школе проходила инвентаризация. Ревизор из района вместе с нашим завхозом обошли все кабинеты. Пришли и ко мне. Стали все переписывать. Дошли до штор. Я сказала, что это шторы не школьные, они куплены родителями. “Ну и что, – возразила ревизор, – если висят в школе, значит, школьные. Ваше – у вас дома, а здесь все принадлежит школе”.
Меня это очень задело. В классе есть проигрыватель, который я взяла у родителей, потому что в школе их нет. Стоит на полке мой личный глобус, выходит, ничего не надо приносить, обьясняй на пальцах.
Утром следующего дня моя коллега, которая также возмутилась инвентаризацией, поехала в руно к главному бухгалтеру. Там ей прочитали мораль, мол, ваше дело детей учить, а не шторы считать. Зашла она к ревизору при главе администрации района, но там только и сказали: “Идите в руно”. Неужели в этой ситуации мы не правы? Неужели есть такой закон, что ничего в школу приносить нельзя? За последние три года на оборудование и благоустройство школы не дали ни одного рубля. Говорят, нет денег. А если ты заботишься об этом сам, еще и получаешь нагоняй от ревизора. Очень обидно.
Т.СЕЛИВАНОВА,
учитель начальных классов
село Балахоновское,
Ставропольский край
Молчание аккомпаниаторов
Вот уже 28 лет я работаю музыкальным руководителем в детском саду. Очень люблю детей, понимаю важность музыкального воспитания в развитии дошкольников. Стараюсь, чтобы музыка стала добрым спутником в жизни каждого ребенка. В своей работе использую современные методики обучения. Работа музыкального руководителя требует большой отдачи эмоциональных и физических сил. А подготовка праздников, индивидуальные занятия с детьми, помимо ежедневных занятий, которые проводятся в разных формах: фронтальные, комплексные, тематические и другие виды деятельности!
Музыкальным работникам часто приходится работать на подмене воспитателей (на время болезни, на посещение метод. обьединений). Так же, как и воспитатели, посещаем курсы повышения квалификации, участвуем в работе метод.обьединений.
Почему же наш труд так мало ценится? Почему музыкальные руководители – это “воспитатели второго сорта”?
Почему нам присваивается разряд на порядок ниже воспитателя? Почему учителя пения в школе имеют право на льготную пенсию, а музыкальные руководители в детских садах нет? Ведь мы так же работаем с детьми, как учителя и воспитатели. В таком случае наш педагогический стаж приравнивается к общему, а мы должны выполнять работу молчаливых аккомпаниаторов.
Л.ХОТИНСКАЯ
Ростов-на-Дону
Будем строить
Сгорела школа!
В нашем поселке есть дневная школа (# 50). Недавно она потеряла конкурента. Но не в равной борьбе. Просто вечерняя школа, где была директором Пронькина Таисия Ивановна, сгорела. Дело в том, что дневная школа привыкла в последнее время легко избавляться от так называемого “педагогического брака” – учеников, которые неважно учились. Их выгоняли или создавали им такие условия, что они уходили сами. И никого не интересовало, почему дети учатся плохо. А потому, что родители целый день на работе. Потому, что учителя не желают дополнительно заниматься с отстающими. Хорошо, что Таисия Ивановна принимала этих несчастных к себе. В вечерней школе эти дети начинали учиться хорошо, и многие поступали в вузы, в техникумы. Но сгорело здание школы… А новое администрация и завгороно решили не выделять, хотя руководство шахты “Юбилейная” и предоставляло такую возможность – по просьбе родителей учеников.
Похоже, что кому-то не нравилась демонстрация того, как из “брака” можно воспитать нормальных людей. А теперь куда пойти учиться “горе-ученикам”? Вероятно, в подвалы, на выучку к наркоманам и пьяницам. Помогите нам открыть новую вечернюю школу!
Алла ЧЕРЕВКО
поселок Таловый,
Ростовская область
Адрес:
103012, Москва, ГСП-2, Ветошный переулок (проезд Сапунова), 13-15.
Не теряйте надежды
“Когда тебе придется худо, найдешь и сто рублей, и друга”, – утешал один известный поэт. Хорошо, если это все обнаруживается рядом. А если нет?
“Благодарна “Учительской газете” за рубрику “Жилье для учителя”, – пишет Ирина Юрьевна Кизуб. – Иначе я не знала бы, куда можно обратиться в моей сложной ситуации. Мы много лет прожили в Киргизии. Я и брат родились там, стали учителями, как и наши родители. Недавно мы уехали, а родители до сих пор живут в Киргизии. Забрать их к себе не можем. Может, где-то требуются опытные учителя математики и физкультуры. Моя мама считается одним из лучших учителей района, долгое время работала завучем. Отец ведет большую внеклассную работу. Его волейбольная и баскетбольная команды занимают призовые места в соревнованиях. Буду рад, если откликнутся руководители школ. Мой адрес: 674510, Читинская область, Оловянинский район, станция Оловянная-4, ул.Мира, д.1, кв.35″.
“Если до моего письма не дойдут руки, я пойму и не перестану любить “Учительскую газету”, – заверяет нас учительница математики и физики Татьяна Анатольевна Божева. У нее безвыходное положение, хочет уехать от мужа-алкоголика. “Я терпела, пока была жива мама, – пишет Татьяна, – теперь меня в поселке ничто не держит. Все, что мне нужно сейчас, – это любимая работа на новом месте и жилье. Адрес: 446660, Самарская область, село Борское, ул.Песочная, д.39”.
Учительница немецкого языка Анпилогова Валентина Федоровна переехала в Пензенскую область из Узбекистана. Нужна работа и квартира. Кроме нее, в семье еще три человека. Адрес: 442944, Пензенская область, Бековский район, село Гранки.
У преподавателя русского языка и литературы Кузнецовой Е.В. аналогичная судьба. Временно живет и работает в Твери. В семье двое детей. Глава семьи имеет хорошую специальность. Он газоэлектросварщик 7-го разряда. Семья Кузнецовых ждет приглашения на работу и надеется на благоустроенное жилье. Адрес: 171314, г.Тверь, почтовое отделение Сахарово, до востребования, Кузнецовой Е.В.
Биржа труда
Из села Алак, что находится в Дагестане, пришло письмо от А.А.Арипова. В школе нет учителя химии и биологии. Мы хотим, пишет Арипов, чтобы к нам приехала женщина-специалист в возрасте 35-45 лет. Есть возможность для нее устроить свою судьбу. Ждем писем по адресу: 368974, Дагестан, Ботлихский район, село Алак, школа.
Малочисленной сельской школе требуются хорошие специалисты, которые могут вести несколько предметов. Вакантны часы физики, музыки, рисования, географии и английского языка. Школа находится на одном из островов Белого моря. До ближайшей станции ходит автобус. Места очень привлекательные, хорошая природа, море, чистейший воздух. В селе нет никаких предприятий, кроме лесопильного завода. Учителям выплачиваются многие надбавки, в том числе северный коэффициент. Есть двух-трехкомнатные квартиры, правда, без удобств. Адрес школы: 184011, Мурманская область, Кандалакшский район, село Лесозаводское.
В Косицынской сельской школе будут рады учителям физики, математики и русского языка. Если нужные школе педагоги являются мужем и женой, то их ждет четырехкомнатная квартира. Также есть двухкомнатная квартира в новом благоустроенном доме. Адрес школы: 676950, Амурская область, Тамбовский район, село Косицыно. Можно заказать переговоры директору школы по адресу: 676950, Амурская область, районный поселок Тамбовка, ул.Ленина, 105, кв.10, Шапран Светлане Михайловне.
Хотелось бы получить письма от тех учителей, кому наша рубрика помогла найти работу и жилье. Сообщите, как вас приняли на новом месте, как вам живется и работается.
Надежда ТУМОВА
Комментарии