Письма прошлой недели
С 11 по 18 марта редакция получила 264 письма
Изломанные судьбы
В 1994 году мы вынуждены были совсем покинуть Азербайджан, так как, во-первых, оказались изгоями в своей стране, а во-вторых, появилась угроза для жизни дочери – армянки (нам подбрасывали листовки с угрозами). Сын служил офицером в Ангарске, вот и привез нас сюда. Я устроилась на работу в 37-ю школу. Нам с дочерью дали комнату в общежитии. Вы не представляете, что значит покинуть родной дом и стать беженцами.
Союз развалили быстро, поломали судьбы ни в чем не повинных людей. Мне сейчас 58 лет, дочери 16; она после всего пережитого стала замкнутой, часто плачет по ночам, просыпаясь от кошмаров, а я превратилась в глубокую старуху, часто болею, подводит сердце. Не знаю, сколько еще смогу поработать. А душа моя болит за будущее дочери. Как беженцы мы в 1994 г. получили всего 41 тысячу, затем выдали нам удостоверение миграционной службы. И на этом все закончилось.
Я встала на квартирный учет в мэрии Ангарска, но квартиру не получу. Вице-мэр Чаркин сказал: “А зачем вы сюда приехали? Езжайте обратно”. В гороно тоже встала на квартирный учет, но тоже ничего не светит в обозримом будущем. Мы, русские, и здесь чужие, никому не нужные. Вот работать – работайте, учителей-то не хватает. И никто не хочет проникнуться сочувствием и пониманием, что я не виновата в том, что стала беженкой. Почему-то в Германии, Израиле таким, как мы, предоставляется жилье. А вот наших чиновников это не волнует. В итоге такие, как мы, не имеем никаких прав на нормальное существование.
Майя КОМАРОВА, учительница
Иркутская область
Чтобы дети были детьми
Однако с концепцией по созданию шестилетней начальной школы согласиться никак не можем. И вот почему. Нельзя отнимать у детей детство. Каким бы оно ни было, мы вспоминаем его до глубокой старости. Детские годы – не только взросление, расширение кругозора, но и закладка фундамента здоровья. Хочется вспомнить слова Ж.Ж.Руссо из его романа-трактата “Эмиль, или О воспитании”: “Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми. Если мы хотим извратить этот порядок, то произведем скороспелые плоды, в которых не будет ни зрелости, ни вкуса и которые не замедлят испортиться”. Актуальность этих слов не потеряна и в наше время.
Будет ли какой эффект, если мы начнем безмерно рано перегружать ум ребенка? Ориентироваться на то, что в странах Запада принимают в первые классы пяти-шестилетних детей, мы не должны. Там другие условия жизни. У нас свои обычаи и нравы, свой уклад жизни. Поэтому мы не должны перенимать с Запада все подряд.
В заключение несколько слов о программе по математике в шестилетней начальной школе. Нельзя согласиться с тем, что ограничены обьем и содержание устных вычислений. Устные вычисления должны быть на каждом уроке (5-7 мин.) или хотя бы через урок. В учебнике таких примеров мало. Нельзя ограничиваться выработкой навыка несложных вычислений с натуральными числами. Для слабых учеников этим можно ограничиться, а для способных, сильных нужны более сложные примеры. Недостаточно обращено внимания на решение задач – основу основ математики. Было бы идеально, если бы задачи в каждом классе и по каждой теме были разработаны на три уровня: А, Б, В.
А – для слабых учеников. Б – для средних, В – для сильных. Если ученик из уровня А справился с решением, он может переходить к решению из уровня Б. Так может поступать и ученик из уровня Б. Решив свои задачи, он может переходить к решению из уровня В. Сильным ученикам следует предлагать карточки, заранее подготовленные, рекомендовать различные пособия и книги, например: “Математическая шкатулка”, “Математическая смекалка”, “В мире чисел”, “Реши сам” и др.
С последовательностью изучения числовых систем, как предлагает В.Рудницкая, мы согласны, смысл в этом есть. Только в 6-м классе желательно увеличить обьем примеров и задач на действия с десятичными и обыкновенными дробями вместе.
На основании вышесказанного пришли к следующему выводу. Чтобы не подрывать здоровье детей и получать при окончании школы кадры с прочными общими знаниями, не следует опускать планку приема в первый класс ниже шести лет.
Вера ИНЫШЕВА,
учительница математики СШ # 3,
Иван ГАЛИНОВСКИЙ, заслуженный учитель Белоруссии
Быхов,
Могилевская область
Что такое наваль?
В положении 1993-1994 года пакет с экзаменационной работой по русскому языку в 9-м классе (изложение, диктант) разрешалось вскрывать за 30 минут до экзамена.
В прошлом году – непосредственно перед экзаменом. Что получается? Текст изложения трудный, философского характера, да и напечатан был безобразно, плохо просматривался. Читать его сразу выразительно и четко было трудно, а еще требовалось пояснить значение слов, которых и в толковом словаре не оказалось, например, – наваль.
В итоге, с первого прочтения учащиеся плохо поняли текст, а значение непонятных слов выясняли коллективно в ходе работы, догадываясь по смыслу. Плюс ко всему этому волнение самого учителя. До сих пор неловко за такой экзамен!
Наше пожелание – оставить право ознакомления с текстом до экзамена, чтобы знать, что и как читать.
Учителя русского языка
п.Березовский,
Березовский район,
Красноярский край
Продолжение темы выпускных сочинений на стр. 6
Вот и доказывай, что не верблюд
Во-первых. Громадная психическая нагрузка. Посмотрели бы вы на некоторых. Нервные, дерганые. Задергаешься, когда за спиной шепот: “Не дали. Значит, не заслужил”.
Во-вторых. Идет аттестация. Заслуженным учителям автоматически присваивается высшая категория. Что же получается? Опять этим людям доказывать, что они не верблюды?
Т.ВОРОНОВА
Калужская область
Недовольны? Уволить!
В.КУРИЛОВА, Т.СОЛОМЕНЦЕВА
Лагань,
Калмыкия
Мы помним вас, учитель
Александр Беляев родился в глубинке Тверского края. После сельской школы поступил в Калининский университет на филологический факультет. Вся его жизнь – это педагогическая деятельность: учитель, директор школы, заведующий районным отделом образования.
В 1985 году он становится директором областного института усовершенствования учителей. Александр Михайлович сумел поднять авторитет института на новую ступень.
Шесть лет в институте усовершенствования подготовили А.Беляева к новой работе: его назначают заведующим областным отделом народного образования. Он принял его в то время, когда в стране началась перестройка. Началась она и в народном образовании. Многое он сделал, чтобы ведомственные дошкольные учреждения не стали коммерческими предприятиями, а дети не оказались бы за бортом. Система народного образования взяла их “под свое крыло”. Появились учебно-воспитательные комплексы “Школа-детский сад”. Не только в Твери, но и во многих городах и селах открылись лицеи, гимназии… В течение нескольких лет тверские педагоги читают газету “Родник”, освещающую жизнь педагогов области. По его инициативе стал ежегодно проводиться конкурс “Учитель года”. Александр Михайлович прилагал все усилия, чтобы зарплата учителям выплачивалась своевременно.
Трудно себе представить, что больше не придется встречаться с Александром Михайловичем…
Михаил БАДИКОВ,
учитель
Тверь
Адрес:
103012, Москва, ГСП-2, Ветошный переулок (проезд Сапунова), 13-15.
Комментарии