Письма прошлой недели
С 18 по 25 марта редакция получила 670 писем
Купил компьютер на зарплату учителя
Вы неоднократно освещали тему компьютеризации школ и ликвидации компьютерной неграмотности. И все же бедственное положение большинства школ не позволяет приобрести, например, компьютеры фирмы “Макинтош”. При всем моем уважении к этой фирме и ее прекрасным компьютерам позвольте отметить один “маленький” недостаток – стоимость такого компьютерного класса сравнима со стоимостью сельской школы. В связи с этим у меня есть предложение. На компьютерах IBM свет клином не сошелся. Я пишу вам письмо на компьютере, который без больших затруднений купил на нищенскую зарплату учителя. Это компьютер “ZX-SPECTRUM”, а точнее полукустарно изготовленное его подобие. Да, я согласен, его быстродействие в подметки не годится IBM. Да, его память не измеряется в гигабайтах. Но это далеко не та игрушка, что была лет десять назад. Наши самородки-электронщики и виртуозы-программисты превратили игрушку в полноценный компьютер, сохранив и приумножив его такие немаловажные качества, как простота управления и малая цена.
Моя дочь (ей 4,5 года) самостоятельно включает компьютер, загружает нужную ей программу с диска, рисует с помощью графического редактора. Обучение заняло 15 минут.
Стоимость компьютера с дисководом – 500-600 тысяч (для сравнения – недавно видел обьявление: “Очень недорого, за 6,5 млн. продам IBM-386”. Комментарии, как говорится, излишни).
С уважением учитель сельской школы В.Б.ЧЕРНЫШОВ
Озарение в Находке
Попробую начать издалека. 13 лет назад, учась в 9-м классе средней школы, я написала маленькую программу этико-эстетического курса “Человек среди людей”. Идеей этой болела все детство. И тогда, когда проблемы эти полностью захватили меня, моими учителями стали сначала Д.С.Лихачев, Ф.Г.Углов, И.Л.Андроников, В.А.Сухомлинский, а затем, спустя года три, – Н.Федоров, Н.Бердяев, В.Соловьев…
После школы я попыталась “идею моей жизни” решить с другой стороны. Начала искать путь, который научил бы меня делать “духовный труд” привлекательным для детей. Поехала туда, где родилась. Занялась исследованием своего древа жизни, на общественных началах вела кружки для детей, год работала в райкоме комсомола, в областном городе закончила годичный семинар молодых ораторов. И от моей детской поэзии и театра, которые любила безмерно, меня “занесло” в риторику. А там уже ждали меня Аристотель и Сократ, Цезарь и Нерон, каждый со своей системой принципов и со своей философией. Закончила Московский институт культуры. Дипломную писала на тему “Роль традиций, истории, культуры в формировании сознания русского человека”.
…Подрастал старший сынишка, родился маленький, и моя программа “помолодела”. Теперь это была уже программа занятий по истории религии, этике – эстетике и риторике для детей с 3 до 10 лет. Вовочке исполнился год, меня взяли на работу в Малую гимназию (с 3 до 10 лет). Позади три года эксперимента, тщательного изучения психологии, философии, педагогики. Мои первые ученики по программе “Озарение” (так называется курс предметов) в этом году заканчивают начальную школу, и я ухожу в среднее звено. Позади ряд городских семинаров, которые я провела по своей проблеме. 4-е место на краевом конкурсе “Учитель года”. Множество людей приезжают за консультациями. Вместе с детьми пытаемся составлять учебники. Все хорошо, только одна деталь не дает покоя: в крае программу экспертировать не берутся – слишком широк проблемный охват и слишком низок возрастной уровень детей.
Вот, кажется, я и добралась до причины моего обращения к вам. Я хотела бы посоветоваться: к кому мне обратиться за помощью в Москве? Возможно, существуют проблемные центры по данному направлению? Мне важно точно определить, в верном ли направлении с точки зрения философии, психологии движется эта работа. Возможно, то, что я делаю, пригодится кому-то еще. Во всяком случае здесь, на Дальнем Востоке, вдали от культурного центра страны, это нужно.
Наталья ПРОЗОРОВА
Находка,
Приморский край
Занковцы, откликнитесь!
Наш педагогический коллектив работает над проблемой применения в учебно-воспитательном процессе методик развивающего обучения. В этом учебном году один из первых классов нашей школы начал заниматься по системе Л.В.Занкова. Сейчас нас волнует проблема преемственности обучения и воспитания между начальной школой, средним и старшим звеном.
Не хотелось бы, чтобы занковский класс, в котором создалась особая атмосфера творческого труда, доброты, радости, взаимоуважения учителя и учеников, оказался потерянным. Развитие, которое дети получают в начальной школе, должно продолжиться дальше.
К сожалению, в нашем городе и области мы не нашли адресов опыта работы с занковскими классами в среднем звене.
Не могли бы вы подсказать, куда нам можно обратиться с подобными проблемами? Может быть, где-то уже есть школы, где успешно решены или решаются эти задачи?
Верим, что найдутся единомышленники, которые заинтересованы в будущем занковской системы, в будущем своих учеников, учителя, которые не откажутся нам помочь, поделиться накопленным опытом с коллегами.
Заранее благодарны.
По поручению коллектива КАМЫШЕВА Елена Игоревна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней школы # 4 г.Шуя Ивановской обл.
Наш адрес: 155600, Ивановская обл., г.Шуя, ул.Ярославская, 73.
Ученику – удача, учителю – радость
Захотелось мне поделиться с вами своими мыслями после того, как я прочитала в “Учительской газете” об учителях – участниках конкурса “Учитель года-95”. Я сама – одна из них. В нашем горном крае тоже проводится такой конкурс. В этом году уже в пятый раз. А в нашем Кизилюртовском районе – во второй.
Коллектив школы выдвинул меня для участия на районном конкурсе “Учитель года-95”. В итоге мне присудили первый приз и звание “Лучший учитель года-95”.
Но больше, чем за себя, я рада за свою ученицу, молодую учительницу, которая пошла по моим стопам, – Б.Г.Госенову. Она заняла на районном конкурсе второе место, уступив мне всего несколько баллов. Ведь, как говорится: “Ученику – удача, учителю – радость”.
Затем в марте прошлого года, как победительница районного конкурса, я была направлена на республиканский конкурс “Учитель года-95” в Махачкалу. Было 40 участников из разных уголков многонационального Дагестана. Но все-таки нам, учителям из далекой сельской глубинки, которые преподают русский язык и литературу по программе национальных школ России, стоять на одном уровне с учителями городских русских школ, лицеев, гимназий, колледжей, которые работают в совсем других условиях и по другим программам, очень даже нелегко.
Было на конкурсе много интересных встреч, незабываемых бесед. И еще долго буду вспоминать тот 5-й класс школы # 1 г.Махачкалы, где я провела урок по теме: “Лев Толстой и Кавказ”.
Мы, конкурсанты, чувствовали себя не соперниками, а единомышленниками. Беседовали в кулуарах, знакомились поближе, записывали адреса, делились своими творческими планами, задумками. Целую неделю я была в коллективе, где царствовала очень доброжелательная, теплая обстановка, где я встретилась с очень умными, начитанными и эрудированными учителями.
Всем победителями не быть. Нисколько не жалею, что не вошла в финальную семерку. Сколько полезного узнала я для себя!
Аминат МУСАЕВА, учительница русского языка и литературы новочиркейской СШ # 2
Кизилюртовский район,
Республика Дагестан
Адрес:
103012, Москва, ГСП-2, Ветошный переулок (проезд Сапунова), 13-15.
Комментарии