search
main
0

Письма премьеру

Надежда умирает последней: правительство должно одуматься.

Рязанская область

В деревню не поедут работать ни врачами, ни учителями, ни агрономами дети “новых русских”

Уважаемый Сергей Владиленович!

К вам обращаются учительские коллективы школ Сапожковского района Рязанской области. Вряд ли вы слышали о таком районе, мы та самая глубинка, до которой “ну никак руки не доходят”. Поводом для нашего обращения явилось постановление Правительства Российской Федерации ? 600 от 17 июня 1998 года.

Мы не беремся анализировать данное постановление полностью, но некоторые его положения заставляют нас высказать свое мнение.

К чему, например, приведет предлагаемая отмена доплат за классное руководство, проверку тетрадей, заведование кабинетами?

Да будет известно власть предержащим, что школа – это не только обучение, но и воспитание. И что первично – большой вопрос. Так кто же это самое воспитание будет осуществлять? Учитель на уроке? Да, несомненно, – в рамках своего предмета, средствами своего предмета. Но этого абсолютно недостаточно. А кто будет заниматься такой прозой, как дневники учащихся, контроль за посещаемостью, анализ заболеваемости, изучение семейных условий; кто будет заниматься организацией походов, патриотическим воспитанием, культурой взаимоотношений и так далее, и так далее?

Давно известно, что часть учителей предпочла бы не нести груз дополнительных обязанностей по классному руководству, поскольку затраты времени, душевных и физических сил не соответствуют мизерной доплате за этот труд (30-60 рублей в месяц). Только в кошмарном сне может присниться школа, в которой нет классных руководителей. Нет более простого и эффективного способа разрушить массовую школу. Через 2-3 месяца условия труда в школе станут невыносимыми, результативность резко упадет.

Кто-то очень давно решил, что учитель математики, учитель физики, учитель русского языка, учитель истории, учитель географии, учитель физкультуры, учитель музыки – это одно и то же, поэтому и ставки для всех учителей одинаковы (кроме начальных классов, у которых они еще ниже). Потом поняли, что это не совсем так, и решили несколько компенсировать объективно существующую разницу в трудозатратах учителей разных предметов и ввели так называемую доплату за проверку тетрадей. Конечно, это полумера, но отмена этой доплаты (18-45 рублей в месяц) в существующих условиях приведет к тому, что учителя группы предметов, объективно определяющих лицо российской массовой школы, прекратят работать с тетрадями учащихся – результаты этого вполне предсказуемы и неизбежны.

А вам известно, в каком состоянии находится учебно-материальная база массовой школы? А сколько лет школы не могут купить не то что компьютер с телепроекционной матрицей, но даже простейшую таблицу и карту? Так на чем же работает массовая школа? Да на тех самых приборах и оборудовании 10-20-30-летней давности, доставшихся в наследство от советской школы. А еще на творчестве и энтузиазме учителя-фанатика, который за 18-30 рублей доплаты за заведование учебным кабинетом еще умудряется как-то сохранять и поддерживать в рабочем состоянии учебное оборудование.

Уберите эту доплату – и через полгода-год школы станут голыми. Мел (если найдем, на что его купить), доска и учитель-урокодатель: пришел, урок провел, ушел.

Кстати, а когда вы планируете, кроме зарплаты, дать школе еще хоть что-то? Может быть, есть тайные планы – за ближайшие 2-3 года завалить школы новейшим учебным оборудованием, новой мебелью, дать возможность провести ремонт школьных зданий, больше половины которых находятся в состоянии, представляющем опасность не только для здоровья, но и для жизни? Не верим!

Вывод – отмена доплат за классное руководство, проверку тетрадей, заведование учебными кабинетами в короткие сроки разрушит систему воспитательной и учебной работы, до конца разрушит материально-техническую базу учебного процесса, резко упадут результаты работы массовой школы.

А каковы последствия этих отмен для материального положения учителя, ставки заработной платы которого не повышались с 1995 года? Ставка начинающего учителя (8-й разряд) – 187 рублей, учителя с 25-летним стажем (12-й разряд) – 306 рублей. Вместе с доплатой за классное руководство, проверку тетрадей, заведование кабинетом при 20-часовой (в среднем) нагрузке их зарплата составляет 220-400 рублей. Увеличение нагрузки за ставку, увеличение количества учащихся в классах, содержащиеся в указанном постановлении, вместе с отменами доплат уменьшают заработную плату учителя до 160-300 рублей.

Напомним, что пенсия по старости составляет 360-380 рублей и даже минимальная – 234 рубля. Мало, позорно мало.

Но как можно прожить молодому учителю на 180 рублей, как на эти деньги создать семью?

А учителю со стажем 10 лет и с зарплатой в 250 рублей? У него (у нее) дети, которых надо накормить, одеть и обуть. Детские пособия нам не выплачиваются два года. Надежда на жену (на мужа)? А если это учительская семья? А если это мать-одиночка? А если жена (муж) безработные, что чаще всего и бывает? Среди учительских семей нашего района нет “новых русских”.

А что делать учителю со стажем в 25 лет? При его зарплате в 300 рублей ему еще нужно дать профессиональное образование своим детям. А оно ох как дорого стоит! Если вы рассчитываете, что учителям не надо давать высшее образование своим детям, что за них будут учиться дети все тех же “новых русских”, то напрасно. Эти “золотые” дети не будут ни учителями, ни врачами, ни агрономами – этим профессиям в “их” учебных заведениях не учат. И кто же заменит в будущем учителя, врача, специалиста сельского хозяйства в той самой глубинке, которая и есть Россия?

Да, мы понимаем, что доходы и расходы в бюджете должны быть равны. Возможности для этого есть.

Простой пример – Государственная Дума приняла, правительство не возражало, а президент подписал Закон “О федеральных основах местного самоуправления”. А там есть интересный пункт: “заработная плата муниципального служащего не может быть меньше заработной платы государственного служащего”. И пошло-поехало. Областные и районные законодательные органы продублировали этот пункт. А как же иначе, они не могут противоречить федеральному закону. В результате перечень должностей этих самых муниципальных служащих стал широким и глубоким, да и зарплата у каждого муниципального служащего на уровне государственного деятеля. Да мало того: те управленцы, которые все-таки не попали в этот список, свою зарплату получают все равно в процентах от своих “старших” и “главных” – кто 80%, а кто и 90%. В результате заработная плата учителя с максимально возможной высшей категорией (14-й разряд, 400 рублей) в два, а то и в три раза меньше, чем зарплата младшего инспектора “чего-нибудь”, который третий год не может решить – два дня в неделю ему работать или все-таки три. Да, кроме зарплаты, еще и пенсия особая, и лечение, и отдых – все оплачивается. Не из нашего ли кармана?

И никакой тебе аттестации, специального образования. Надо только попасть в “номенклатуру”.

Да, конечно, есть ключевые должности в аппаратах управления, за работу на которых надо хорошо платить. Но если вы ожидаете, что “снизу” эти должности самоопределятся, что все управленцы будут получать от реально заработанного – напрасно. Известно, что предоставленные сами себе события имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему. Что и происходит.

Да, мы понимаем, что надо искать возможность экономии. Но когда это делается так кроваво, по живому, так бездарно, когда цель и средство меняются местами – мы отказываемся вас понимать.

Никогда прежде учителя нашего района не обращались с такими вопросами к верховной власти. Но постановление ? 600 разрушает пока еще работающую систему массовых школ России, убивает учителя. И молчать в этой ситуации мы не можем. Через своих учеников, настоящих и прошлых, через родителей учащихся, настоящих и бывших, учитель вхож практически в каждую семью, авторитет учителя, особенно среди пожилых людей и в сельской местности, достаточно высок. Мы убедились в этом на местных выборах. Когда учительство едино в своем выборе, ему под силу обеспечивать 70-процентный результат на выборах. Посеяв ветер, вы пожнете бурю.

Мы требуем:

Сохранить действующую систему оплаты труда учителя, отменив соответствующие пункты постановления ? 600.

До 1 сентября 1998 года ликвидировать задолженность по выплате заработной платы. И, пожалуйста, не кивайте на местную власть – это и ваша власть.

До 1 сентября 1998 года сообщить график погашения и до 1 января 1999 года ликвидировать задолженность по детским пособиям и по методической литературе.

С 1 января 1999 года перейти на исчисление зарплаты учителей не из 60 рублей ставки первого разряда ЕТС, а из ставки минимальной заработной платы – 83 рубля.

До 1 января 1999 года разработать и сообщить график перехода в течение двух лет (до 1 января 2001 года) к выполнению Указа президента ? 1 – ставка заработной платы учителя не должна быть меньше средней заработной платы в промышленности.

Это наши минимальные и законные требования. Их невыполнение означает нежелание либо неспособность эффективно руководить страной.

24 июля 1998 года

Е.АНДРЮШИНА,

председатель профкома,

В.АКСЕНОВ,

председатель собрания

Под письмом – 40 подписей учителей школ ? 1 и # 2

р.п. Сапожок,

Рязанская область

Волгоград

Мы готовы бороться!

Уважаемый премьер-министр!

Президиум обкома профсоюза работников народного образования и науки Волгоградской области, ознакомившись с основными положениями постановления Правительства РФ ? 600, от имени 80 тысяч членов профсоюза выражает решительный протест против его принятия.

Постановление по своему содержанию иначе как антиобразовательной программой не назовешь.

Так может поступать только правительство, заинтересованное в развале образования. Хотелось бы верить, что вы, как человек, получивший образование в нашей стране, далеки от подобных целей.

Постановлением предусматривается упорядочить доплаты и надбавки к должностным окладам педагогических работников. Такое упорядочение некоторые ретивые местные администраторы уже ведут. Есть районы, где доплаты уже сняты.

Мы ставим вас в известность, что работники и студенты образовательных учреждений Волгоградской области, потеряв веру и надежду, готовы к объединению усилий со всеми, кто борется за свои конституционные и гражданские права.

По поручению президиума

председатель обкома профсоюза Л.НЕСТЕРЕНКО

Троицк

Сельская школа

не выживет

Уважаемый председатель правительства!

Прочитав правительственную программу, мы пришли к выводу, что нашему правительству не нужна школа. И без того нищенское существование педагогов уводит их за черту бедности. Молодые учителя получают менее 200 руб., а основная масса – 500 рублей. Задержка зарплаты – 4-5 месяцев. После внедрения вашей программы учитель будет получать 390 рублей не за 18 часов в неделю, а за 20. Можно ли прожить на эту зарплату, прокормить, одеть семью? Нет, невозможно! После внедрения этих “новшеств” кто пойдет в школу работать? Впервые за всю историю российской школы заработная плата учителя фактически уменьшается.

Принято на совещании директоров школ

Троицкого района Челябинской области

16 июля 1998 года

Сахалин

Разве это зарплата?

Мы давно поняли, что правительство стоит к нам спиной, ничего не видит и не слышит.

Но где-то в глубине души надеялись, что найдутся там, вверху, умные и порядочные, которые вспомнят, для чего они там. Но, увы!..

Хотелось бы, чтобы отдельной строкой в постановлении ? 600 было обозначено конкретное уменьшение (хотя бы на 1 тысячу рублей!) зарплаты чиновникам и народным избранникам всех уровней, уменьшение различных льгот, предусмотренных для них. Думаем, что этих денег хватило бы на образование.

Средняя школа ? 1,

41 подпись учителей школы

п. Тымовское,

Сахалинская область

Калининград

Может произойти взрыв

Депутаты областной Думы, исходя из анализа ситуации, сложившейся в Калининградской области в образовании, науке, культуре и других сферах, считают, что программа экономии государственных расходов приведет не только к социальным катаклизмам, но и окончательно разрушит систему образования, науки в стране.

Антикризисные меры, предлагаемые Правительством Российской Федерации, не должны ухудшать положения в социальных сферах жизни, в том числе и в образовании. Это закреплено в Конституции Российской Федерации, ст. 7 которой гласит, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Депутаты Калининградской областной Думы:

В. СОЛОВЬЕВ, Л. ЗЕЛИНСКАЯ,

В. ЕЖИКОВ, Е. ДОВЖЕНКО, В. РЖЕВСКИЙ,

И. РАДИН, О. ПАВЛИШИН

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте