Цель: познакомить учащихся с произведениями мировой живописи XVII-XX вв., посвященными теме письма: Ян Вермеер Делфтский «Девушка с письмом», «Дама, пишущая письмо», Илья Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Александр Лактионов «Письмо с фронта».
Елена ВАХРУШЕВА, учитель русского языка, литературы, мировой художественной культуры средней школы №2 с углубленным изучением отдельных предметов, лауреат Всероссийского конкурса «Лучший урок письма», Улан-Удэ, Республика Бурятия
Задачи:
показать роль письма в жизни людей разных эпох на полотнах великих мастеров прошлого;
продолжить формирование коммуникативных компетенций в устной и письменной речи;
воспитывать уважительное отношение к истории России;
подготовить школьников к написанию сочинения-письма на предложенную тему.
Оформление: презентация картин вышеназванных художников, аудиозапись песни «В землянке».
Урок-экскурсию ведут учитель и 5 учеников-экскурсоводов.
Ход урока
Учитель: Дорогие друзья, сегодня нам предстоит совершить воображаемую экскурсию в музей картин, посвященных письму. Экскурсию по музею мне помогут провести «экскурсоводы» (называет имена детей, получивших задание заранее и принимающих участие в уроке). Ваши задачи, ребята, будут такими: познакомиться с картинами, запомнить, что на них нарисовано, кто их авторы, а в заключительной части урока выбрать понравившуюся картину и написать сочинение-письмо.
1-й экскурсовод: Добрый день, уважаемые гости! Я приглашаю вас в наш замечательный музей картин, посвященных письму. Мы перенесемся с вами в XVII век в Голландию, в XIX век в Россию и в XX век в СССР. Пройдем к картине голландского художника XVII века Яна Вермеера Делфтского «Девушка с письмом».
На экране поочередно появляются картины Вермеера «В мастерской художника», «Вид Делфта», «Девушка с письмом», фрагмент картины «Девушка с письмом».
1-й экскурсовод: Полотно «Девушка с письмом» было нарисовано в 1657 году. Делфтским художника прозвали по месту его рождения. Голландский город Делфт в ту пору был весьма оживленным, и в его гостиницах всегда толпился разный люд. Но вернемся к нашей картине. У открытого окна стоит девушка, одетая по моде XVII века. Она держит в руках письмо. Посмотрите, как внимательно она читает его, как ее глаза, не отрываясь, следят за строчками текста. Она ничего не замечает вокруг. Кажется, ничто и не способно отвлечь ее от дорогих ее сердцу строк. Почему так трепетно она держит в своих руках это письмо? О чем оно? Кто его написал? Какую роль играет или сыграет это послание в судьбе девушки?
Ответы учеников.
Учитель: Вермеер посвятил теме письма несколько картин. Я познакомлю вас с еще одним полотном Вермеера Делфтского. Оно называется «Дама, пишущая письмо».
На экране репродукция картины «Дама, пишущая письмо». Проводится беседа по картине.
Вопросы:
Кто изображен на картине?
В какой позе изображена дама? Как она одета?
Что она делает в данный момент? Каковы были ее действия до этого момента?
Кому она пишет письмо?
Можем ли мы предположить, что в нем написано?
2-й экскурсовод: Уважаемые зрители! Прошу вас подойти к картине, которую написал известный русский живописец XIX века Илья Ефимович Репин.
На экране демонстрируются портрет И.Е.Репина и репродукция его картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
2-й экскурсовод: Картина называется «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Репин писал ее с 1880 по 1891 год. Сюжетом для полотна послужило реальное историческое событие. В 1676 году разгневанный на казаков за истребление его 15-тысячного войска турецкий султан Махмуд IV повелел им сдаться и стать его подданными, грозя в случае отказа поголовным уничтожением. Запорожцы ответили султану насмешливым письмом – момент его написания и изобразил Репин. Другой очевидный источник этой работы – гоголевская повесть «Тарас Бульба», герои которой, по словам Н.Грабаря, словно «ожили на полотне». Как Н.В.Гоголь описывает своих героев?
2-й экскурсовод зачитывает описание героев повести «Тарас Бульба». На экране поочередно демонстрируются фрагменты картины.
3-й экскурсовод: Давайте подробнее рассмотрим фрагменты картины. Каждый из персонажей картины по-разному реагирует на содержание письма. Искусствоведы утверждают, что художник изобразил на своем полотне 14 видов смеха.
Слева на картине изображены мягко улыбающийся гоголевский Андрий и израненный запорожец, выражающий свое презрение не смехом, а решительным взглядом. Над писцом склонился предводитель казаков. Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рожденной» издевательской фразой. На 3-м фрагменте нарисован обнаженный до пояса казак с крепкой бычьей шеей, который символизирует физический и нравственный характер запорожской вольницы.
4-й экскурсовод: 4-й фрагмент показывает нам, зрителям, могучего, решительного и прямодушного запорожца – гоголевского Тараса Бульбу, который, схватившись за бока, безудержно хохочет над содержанием письма. Скажите, похожи ли репинские герои на гоголевских?
4-й экскурсовод: И наконец обратимся к центральному персонажу картины – казаку-писцу. Он с упоением, не отрывая руки от письма, пишет те фразы, которые сочиняют вольные казаки. На его лице видна легкая ухмылка. Совершенно очевидно, что ему очень нравится то, что он пишет. Глаза его чуть прищурены, рука твердо выводит гусиным пером строки, которые заставляют смеяться всю казацкую вольницу.
Учитель: Ребята, как вы думаете, что могли написать казаки султану Махмуду IV? Каково по содержанию было это письмо? Почему казаки так безудержно и по-разному смеются? Удалось ли Репину показать характеры казаков? Какую роль сыграло это письмо в их жизни?
Учитель: А вы хотите узнать, что же все-таки было написано в письме?
Подготовленный ученик выразительно зачитывает фрагменты письма казаков.
Включается тихая музыка песни «В землянке».
5-й экскурсовод (на фоне тихой мелодии песни): В заключение, уважаемые зрители, я приглашаю вас перенестись в XX век и остановиться у известного полотна русского художника Александра Ивановича Лактионова «Письмо с фронта», написанного в 1947 году. Интересна история этой картины. По залитой солнцем улице старинного русского городка шел солдат в пропыленных сапогах. Выгоревшая пилотка была сдвинута на затылок; одна рука на перевязи, в другой – шинель, палка и белый треугольничек письма. Он обращался к встречным и спрашивал, как пройти на улицу, указанную в адресе. Среди людей, повстречавшихся солдату, был и художник А.И.Лактионов. Они разговорились. «От фронтового товарища его семье письмо несу, – рассказал боец, – в отпуску я, из госпиталя выписался; письмо у меня давно передачи дожидается, может, уже устарело?» И в воображении художника одна за другой начали складываться возможные картины передачи письма. Он мысленно продолжал идти за солдатом, вместе с ним как бы входил в дом и присутствовал при чтении письма. Художнику очень посчастливилось. Этот солдат с фронтовым письмом помог ему разрешить тему картины, которую живописец обдумывал уже очень давно. В нашей стране почти не было семьи, которая бы не имела родных и близких в армии; чувства, волновавшие всех, кто получал письма с фронта, были пережиты художником (он сам воевал), были близки и понятны каждому человеку. Простота и жизненность – главные черты картины; они в позах людей, и в выражении улыбающихся лиц, и в самом незамысловатом сюжете: мальчик завладел письмом и, окруженный слушателями, читает им вслух страницу за страницей рассказ отца о фронтовой жизни и о наступлении Советской Армии. Это письмо объединило и сблизило в общем радостном предчувствии близкой победы и семью фронтовика, и его товарища, и девушку-соседку, подошедшую послушать вести с фронта.
Учитель: Сейчас, ребята, я попрошу вас вспомнить, с какими картинами, посвященными теме письма, написанными мастерами живописи прошлого, вы сегодня познакомились.
Какие картины вам запомнились больше всего? Почему? Какова основная тема всех представленных вам в нашем музее картин?
Учитель: Прошу вас оценить выступления наших экскурсоводов.
Ученики оценивают выступления одноклассников по известному им плану анализа устных выступлений. Учитель при необходимости дополняет выступления, объявляет окончательные оценки.
Домашнее задание. Написать об одной из картин сочинение письмо кому-нибудь (другу, родным и др.), используя план описания произведения искусства и материалы урока.
Вариант. Если есть время, можно провести второй урок, на котором учащиеся напишут творческую работу. Этот вариант предпочтительнее, так как учащимся можно прямо на уроке дать консультацию по написанию сочинения (в первую очередь это касается школьников, испытывающих затруднения), а также вывесить репродукции картин.
Приложение
План анализа произведения искусства
1. Название произведения, автор, дата написания.
2. Материал (по возможности указать, из какого материала выполнено произведение искусства, если это скульптура; если делается описание произведения живописи, то также назвать материал, способ рисования), для всех произведений искусства желательно назвать размеры.
3. История создания художественного произведения.
4. Тема, сюжет произведения (если это жанровое полотно или скульптура).
5. Герой или герои (если их несколько): их позы, жесты, мимика, одежда.
6. Фон картины, пейзаж (если он есть).
7. Колорит картины (краски, которые использовал художник).
8. Идея художественного произведения (основная мысль – что хотел сказать своим произведением автор).
9. Собственное впечатление от произведения искусства.
Комментарии