Подозреваю, что вскоре школы страны может охватить новая мания – писательская. Представьте, каждый класс напишет о себе ни больше ни меньше – книгу! О своих мыслях, сумасшедших идеях, переживаниях, путешествиях, классных вечеринках, походах и прочих приключениях, в результате которых и формируются будущие взрослые. Кому это надо, спросите? Да прежде всего самим ребятам, которые задумаются о главном в жизни и прочувствуют создание книги изнутри, учителям и родителям, которые увидят детей их собственными глазами, и, наконец, историкам, которым новые издания послужат незаменимым дневником поколений – «Всероссийской школьной летописью». Именно такими в идеале видят организаторы нового образовательного проекта «Книга класса» ее задачи и цели.
Этот проект на днях презентовали в ТАСС инициаторы проекта – фонд «Живая классика» и издательство «РИПОЛ классик», которых поддержали лагерь «Артек», Агентство социальных инициатив, Минобрнауки России и другие официальные структуры.- Наша идея заключается в том, что дети рассказывают о себе сами, и в идеале в создании книги участвуют все ученики, – пояснил один из авторов проекта, генеральный директор издательства «РИПОЛ классик» Сергей Макаренков. – У проекта большой образовательный потенциал – это и социализация, которая происходит во время совместной работы, и профориентация: ученики пробуют себя как авторы, иллюстраторы, дизайнеры, верстальщики и т. д.Президент фонда «Живая классика» Марина Смирнова добавляет:- Возможно, еще важнее, что участие в написании книги – это повод каждому ребенку задуматься о себе, спросить себя: а кто я такой, есть ли у меня друзья, что я люблю в жизни, что вообще главное в жизни. Помню, я в своем детстве считала, что главное – получать хорошие оценки, а настоящая жизнь начнется после школы. А это не так, и книга класса поможет это понять. Нам важно, чтобы «Книга класса» не превратилась в формальный проект и чтобы дети писали о том, что они, а не взрослые считают интересным.- Возможно даже, этот проект подорвет существующую технологию преподавания в школе, – горячо поддержал партнеров директор «Артека» Алексей Каспржак. – Ведь книгу класса можно писать не только на внеурочках, но и на уроках литературы, за нее не ставят оценок и не проверяют, верно ли ты расставил знаки препинания. А еще это способ самоутверждения, которого детям в школе не хватает. К тому же если дети сами начнут писать, то и читать они начнут с большей охотой.«Артек» как место сбора креативных детей с удовольствием поучаствовал в проекте – книги писали участники разных смен (в дальнейшем планируется делать книги разных лагерей в составе «Артека»). На их счету 4 книги. И еще 10 написали классы разных школ Москвы и Санкт-Петербурга. В процессе создания книг выяснилось, что здесь много сложностей. Легко сказать: напишем книгу класса! А кто будет ее писать? Как определить, о чем писать, как скомпоновать материалы? Тут многое, конечно, зависит от наставника – им может стать не только учитель или детский писатель, но и любой заинтересованный взрослый. Для облегчения их работы организаторы вскоре планируют составить примерные критерии книги класса, запустить онлайн-курсы для наставников и встроенную систему автоматической верстки книг на сайте.Пока же начать работу, советуют авторы проекта, можно с анкетирования ребят, чтобы узнать об их интересах. Реакцией детей часто бывает искреннее удивление: как, Сережа дрессирует собак, а Катя сама шьет красивые наряды? Затем попросить написать не о себе (потому что пишут обычно «я умный и добрый», в крайнем случае «я целеустремленный, но ленивый»), а о соседе и друге. Потом можно зачитать тексты, чтобы ребята угадали, о ком идет речь, и поправили неточности. Попутно решаются и психологические проблемы класса и конкретных детей, ведь интересно написать могут совсем не отличники по литературе, а отчаянные сорвиголовы или тихони.Еще одна миссия проекта, как говорят организаторы, командообразующая.- Хочется, чтобы ребята поняли, что класс – это школьная семья, со своими родными братьями и сестрами мы тоже можем ссориться и даже драться, но они остаются нам близкими людьми, – считает Марина Смирнова.Книга класса может помочь детям лучше узнать и понять друг друга, пересмотреть отношение к изгоям, задуматься, почему тебе кто-то нравится или нет – возможно, что из-за пустяка или кем-то навязанного мнения? Знаешь ли ты своих одноклассников и себя самого на самом деле? По словам первых участников проекта – и школьников, и учителей, – совместное написание книги сильно меняет атмосферу в классе, объединяет ребят.Важно, что три экземпляра книги класса издадут бесплатно для участников и они обязательно поступят в школьную библиотеку, Российскую государственную детскую библиотеку и Российскую книжную палату. Заявку на участие в проекте можно оставить на knigaklassa.ru/#books и vshl.group.У авторов проекта далеко идущие планы.- Возможно, мы отберем самые интересные книги каждого года и будем составлять на их основе поколенческую книгу года, – поделился с нами идеей Сергей Макаренков.Пока изданные книги класса очень разного уровня – это же только начало пути. Организаторы верят, что дети войдут во вкус, распишутся – и появятся книги, действительно блестящие с литературной точки зрения (хотя это и не является задачей проекта), разных жанров, прекрасно иллюстрированные. Главное – чтобы в них жил дух времени, настоящие детские мысли и чувства. Поживем – почитаем!Из книги «Бутявкины истории, или Приключения самого вредного класса школы №6» (9‑го «А» класса школы №6 Санкт-Петербурга):Из Устава Бутявки (Бутявка и пуськи бятые – персонажи «лингвистических сказок» Людмилы Петрушевской. – «УГ»): «Бутявка высокоморальная и высокообразованная, тонко чувствует и мудростию блещет. Подает пример неразумным и разным прочим пуськам бятым»; «Бутявка за всех, и все за Бутявку»; «Бутявка признает авторитеты. Кто стоит перед ней в классе или сидит за столом слева с умным видом и журналом, кто сеет доброе и вечное – тот Авторитет».«Образ Бутявки для нашего класса очень важен. Это наш герб, наш особый способ общения… Мы все немножко Бутявки, а значит, и безумные, и смешные, и веселые, и вредные, и очень дружные».«Саша Климов – мой друг, порой ведущий себя, как не совсем умственно уравновешенный человек. Это именно та черта, которая нас объединяет. У нас с Сашей было очень много разных приключений, но мы до сих пор живы».
Комментарии