Вам доводилось ткать восточный ковер? Была ли у вас возможность прикоснуться к таинству создания рисунка? У меня была…
«Выдерживай общую канву узора, прислушивайся к ритму ковроткачества», – говорила бабушка, теплым прикосновением своей ладони направляя мою неуверенную детскую руку.
Не боритесь с узором, не разрушайте его, рассмотрев детали, дополните красками! Пусть каждая петля ковра перейдет в петлю букв.
Эту возможность в учебном процессе дарит ребенку работа в прописях в период обучения грамоте, а именно обучения письму.
По своей структуре навык письма – сложный навык.
В лингвистике понятие «письмо» – графическая система, которая является средством запечатления мысли человека при помощи специально созданных для этого условных обозначений (письменных знаков). Графическая сторона письма индивидуальна, она представлена почерком.
В методической литературе понятие «письмо» – процесс овладения учащимися не только графической, но и орфографической системой языка.
Прописи к учебнику В.Г.Горецкого и др. «Азбука. 1 класс» под редакцией Е.В.Волковой, М.А.Козловой (издательство «Экзамен», Москва, 2021) позволяют раскрыть синергетический эффект графики и орфографии.
Бытует мнение, что графический навык – это исключительно автоматизированный способ действия письма, который представляет собой технику начертания букв и их комплексов на бумаге. Однако важно помнить, что в основе графического навыка лежит сложное речевое действие, которое реализуется через взаимосвязанную деятельность четырех компонентов: слухового, артикуляционного, зрительного и двигательного.
Таким образом, письмо включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, двигательную активность, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений.
Рассмотрим, как данные ключевые точки расставлены в прописях к учебнику В.Г.Горецкого и др. «Азбука. 1 класс» под редакцией Е.В.Волковой, М.А.Козловой.
Весь период обучения письму представлен в четырех частях прописей. Многоплановость, вариативность заданий способствуют активному включению детей в учебную деятельность. Авторами разработана разноуровневая система заданий:
1‑й уровень – репродуктивный (необходимый для начертания элементов письма);
2‑й уровень – конструктивный (действие по образцу в измененных условиях);
3‑й уровень – творческий (умение конструировать и моделировать).
Общеизвестно, что многие школьники с большим трудом осваивают письмо только потому, что не справляются с обычной манипуляцией ручкой или карандашом. Пропедевтический период обучения письму представлен в первой части прописей и содержит систему заданий, направленных на развитие мелкой моторики руки и умения пользоваться пишущими инструментами.
На следующем этапе тщательно продуманная авторами система обучения письму включает задания:
– по ознакомлению с рабочей и нерабочей строкой;
– по определению верхней и нижней линеек рабочей строки;
– по определению середины нерабочей строки для дальнейшего написания заглавных букв.
Особенностью данных прописей является разворот, одна часть которого позволяет работать на клеточном поле, другая – на линованном. Таким образом решается задача обучения младших школьников пространственному ориентированию на рабочем листе, что в дальнейшем поможет им красиво и правильно писать не только буквы, но и цифры, выполнять графические задания в тетрадях.
Образцы графических бордюров для начертания прямых линий (короткой и длинной), прямых линий с закруглениями, прямых линий с петлей, прямых линий с овалом, доходящим до середины строки, плавных линий позволяют выработать стереотипы движений руки слева направо, сверху вниз и наоборот.
Это также готовит ребенка к формированию правильного письма, развивает пространственную ориентировку на листе бумаги, зрительную память, наблюдательность, совершенствует мелкую моторику кисти руки.
Процесс обучения письму предполагает и самостоятельную деятельность ребенка. Подспорьем в этом процессе является стрелка на образце элемента буквы, которая задает направление его начертания.
Примечательно, что все элементы букв гармонично вписаны в узор рисунка, который представлен на каждой странице прописи.
Начиная с первой части прописей весь сопроводительный иллюстративный материал служит средством развития кругозора ученика.
Сочетание графики и рисунка позволяет выстраивать диалог об окружающей действительности, так как на страницах прописей даны рисунки объектов и представителей неживой и живой природы.
Уже с первых страниц прописей вводятся схемы слов с делением их на слоги. Данное умение важно начинать формировать на вербальном уровне, акцентируя внимание на месте наибольшего спада звучности. В это время закладывается понимание, что сколько в слове гласных, столько и слогов. Более того, формирование умения кодировать и декодировать информацию очень важно в условиях инновационного подхода к обучению.
Вместе с умением делить слова на слоги материал прописей развивает и орфоэпические умения. Особую группу в прописях составляют задания на постановку правильного ударения в словах. Очевидно, что дети приходят в школу, уже владея звуковым строем языка, но овладевают они им спонтанно – под влиянием окружающей их речевой среды. В процессе же определения ударного слога в словах данное умение становится подкрепленным правилами произношения.
Составляя прописи, авторы определяли зоны актуального и ближайшего развития. Задания имеют комплексный характер, например, показывают вариативность трансформации элементов письма. Учащимся открывается возможность для размышлений.
С середины прописей первой части уже включаются буквы, которые не изучены, но объединены принципом схожести элементов.
Письмо элементов букв строится на зрительном восприятии всей письменной буквы. Этот принцип подачи учебного материала позволяет выстраивать логический переход от первой части прописей ко второй. Иными словами, создаются условия для плавного перехода и погружения в следующий вид деятельности.
Вторая часть прописей соотносится с буквенным периодом обучения грамоте.
Изучаемые буквы даны в печатном и письменном виде. К каждой букве есть опорные рисунки, которые позволяют в процессе фонетического анализа слов, их обозначающих, выделить звук и обозначить его на письме соответствующим знаком.
Уже на первых страницах второй части прописей заложены орфографические правила – написание заглавной буквы в именах людей, названиях городов, стран, рек.
Авторы прописей знакомят учащихся с писателями, чье творчество предстоит изучать в будущем.
Вторая часть прописей содержит задания, требующие более тщательной проработки звуковых схем слов. Формируется умение выделить нужным цветом гласные и согласные звуки в схемах, а в дальнейшем и представление слов в цвете в зависимости от мягкости-твердости согласных звуков. Визуализация фонетического строя языка способствует развитию орфографической зоркости.
Чтение слов с письменного образца составляет определенную трудность, так как соединения сбивают восприятие всех элементов буквы. В прописях слоги выделены дугами, подчеркиваниями, точками, сделан графический акцент на стыках согласных, на гласных буквах, которые составляют самостоятельный слог из одной фонемы.
Развитию аналитического мышления способствуют задания на установление соответствия слов со звуковыми схемами.
Общеизвестно, что орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала. Согласно этому вторая часть прописей содержит много разнообразных заданий с пропуском букв. Вариативность предложенных заданий делает процесс обучения интересным и готовит к формированию важного умения – определять орфограмму в слове.
Составлению простых предложений из предложенных слов отводится особое место в прописях, что является подготовительным этапом к работе с деформированным текстом. Схемы предложений, представленные в прописях, помогают запомнить основные правила оформления предложений на письме.
Развить логику, внимание и быстроту реакции, расширить словарный запас, научиться правильно ставить вопросы и различать схожие звуки, а также просто повысить настроение и положительное отношение к языку помогают игры со словами для детей. Во второй части прописей вводятся ребусы, игры со словами, а в третьей части эта работа варьируется. Например, ребенку надо понаблюдать, как меняется каждый раз значение слова: пышка – пешка – пушка…
Изучению сложных слов в курсе начальной школы отводится мало часов. А в прописях авторы уже заложили задания на составление данных слов (с соединительными гласными и без них – подготовка к восприятию орфограммы).
Парные согласные по звонкости-глухости в корне слова – одна из самых важных и часто встречающихся орфограмм на уроках русского языка в начальной школе. В прописях заложены задания, способствующие пониманию правописания слов с данной орфограммой.
Фонетический анализ слов с йотированными гласными – весомый блок третьей части прописей. Важное место отводится и обозначению мягкости согласных на письме (как гласными буквами, так и мягким знаком – показателем мягкости).
Правописание сочетания «чк» также отрабатывается в процессе выполнения системы упражнений.
Нельзя обойти стороной и знакомство на страницах прописей с жанрами устного народного творчества, такими как скороговорка и загадка.
Кодирование и декодирование информации в процессе работы с загадкой, – развивает логическое мышление ребенка, обогащает словарь учащихся, учит точности, меткости, образности языка, вовлекает в процесс чтения.
В этом контексте можно осветить содержание четвертой части прописей, ее концептуальную составляющую. На страницах этой части размещен довольно богатый материал для анализа литературных произведений. Ребенка сопровождают герои сказок – авторских и народных.
Усиление орфографического блока достигнуто изучением правописания парных согласных, а также сочетаний «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу».
Продолжается работа с йотированными гласными в многосложных словах.
Изучение правописания слов с разделительными ь и ъ знаками позволяет расширить словарный запас учащихся, так как лексика в данном разделе представлена словами из разных сфер профессиональной деятельности.
Самостоятельной работе учащихся на страницах прописей способствуют отведенные страницы с заданиями на закрепление орфографических правил.
Анализ прописей позволяет сделать выводы о том, что авторы учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей. Структура прописей, их содержательный аспект способствуют развитию когнитивной функции обучающихся.
Важно помнить, что письмо – это конвертация информации из одной формы в другую, требующая серьезной мыслительной деятельности. В стремлении научить малыша письму мы, взрослые, должны с пониманием относиться к первым неудачам ребенка, без которых не проходит ни один процесс обучения. Главная задача заключается в оказании посильной и ненавязчивой помощи, поддержке при решении возникающих трудностей, которые могли бы вызвать у ребенка нежелание осваивать этот сложный и трудоемкий процесс.
Альбина АЮБОВА, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года»-2018, завкафедрой начального образования АНОО «Дом знаний» Махачкалы, председатель дагестанской региональной общественной организации «Учитель года»
Комментарии