Всероссийская проверочная работа (ВПР) по русскому языку в начальной школе в 2025 году будет проводиться для учащихся 4-х классов в измененном формате. В текущем учебном году в ВПР включены задания, которые проверяют навыки чтения, грамотности, понимания текста и основные правила русского языка.

Основная цель – оценка уровня освоения программных требований и результатов образовательной деятельности школьников. В 4-м классе работу по русскому языку условно можно разделить на три части:
- Чтение и понимание текста – задания, направленные на анализ прочитанного материала.
- Грамотность – задания, касающиеся орфографии и пунктуации.
- Связная речь – задания на составление коротких текстов, соблюдение логики изложения.
Важно отметить, что подготовка к ВПР включает в себя систематическую работу на уроках, а также выполнение домашних заданий. Учителя используют методические материалы для подготовки учеников. Самый распространенный и удобный в использовании сборник представлен издательством «Экзамен»: «Всероссийская проверочная работа. Русский язык» (4 класс, 10, 15, и 25 вариантов) автора Л.Ю. Комиссаровой. Он прошёл соответствующую экспертизу, получил положительную экспертную оценку ФГБУ “ФИОКО” и рекомендован к использованию в учебном процессе.

Всероссийская проверочная работа направлена не только на оценку знаний и умений учащихся, но и на определение их готовности к переходу на следующий этап обучения. Одна из главных задач ВПР – диагностика уровня знаний, в данном случае четвероклассников, и выявление сильных и слабых сторон их подготовки. Эти данные могут помочь учителям скорректировать образовательный процесс.
Например, на подготовительном этапе при обнаружении затруднений у младших школьников в постановке ударения в словах учитель может проводить орфоэпические пятиминутки, используя материал задания 1 учебного издания.

В процессе работы над звучащей стороной речи предложение в задании 2 можно зачитать детям, предложив на слух определить нужное слово. Таким образом формируем у учащихся активное, рефлексивное слушание.
Проверочная работа обычно состоит из нескольких блоков, включающих задания различного формата – от тестовых вопросов до открытых заданий, где ученики должны составить предложения или краткие тексты. В данном случае мы используем задания учебного пособия с точки зрения развития речи и формирования устной и письменной монологической речи.

Определение основной мысли текста и составление плана нередко вызывают затруднения у учеников. Включая подобные задания (задание 3, 4) в канву урока русского языка или литературного чтения, мы отрабатываем важный навык поискового чтения. С помощью задания 5 формируем умение логически мыслить, четко и правильно задавать вопросы.

ВПР охватывает основные темы, изучаемые в курсе русского языка за начальную школу, такие как фонетика, орфография, морфология, синтаксис. Соответственно, и отработку умения проводить морфемный, морфологический разбор слова можно осуществлять на примере заданий учебного пособия. Мы можем говорить о систематизации знаний и дальнейшей работе по закреплению основных понятий языка.

Задания проверочной работы помогают формировать важные навыки, такие как умение работать с текстом, нахождение главной мысли, анализ информации и способность формулировать выводы. Тренировка будет заключаться в активной работе с текстом, приведенным авторами-составителями пособия. В каждом предложении мы находим с учениками возможность для отработки и выполнения какого-либо вида разбора, для характеристики той или иной части речи. Таким образом, с помощью одного задания, одного текста (научно-познавательного или художественного) учитель закрывает сразу несколько учебных задач.

Применяя различные методы и формы работы, включая практические задания, тесты и групповые обсуждения, учебные пособия с типовыми заданиями ВПР становятся важным инструментом в повышении качества обучения. Эти задания направлены на то, чтобы ученики могли применять свои знания на практике, что особенно актуально для развития чтения и письма. Например, задание 12 ВПР связано не только с умением формулировать мысль четко и грамотно, но и с пониманием процессов, протекающих в жизни, объяснением жизненных ситуаций.

Что поможет учителю в данном вопросе? Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка и литературного чтения. Предложите ученикам соотнести текст пословицы с описанием, подберите пословицу по заданной характеристике. Также здесь уместна будет работа с фразеологизмами. Вариант написания мини-сочинений, темой которых будут фразеологизмы и их значения, будет способствовать развитию креативного мышления и умению использовать описательные характеристики, приводя различные доводы и рассуждения.

Задания ВПР по русскому языку могут быть эффективно использованы для различных целей в образовательном процессе.
Выявив сильные и слабые стороны учеников, мы можем определить области, требующие дополнительного внимания. Если определенные темы вызывают сложности у большинства учеников, следует уделить им больше времени на уроках. Тексты для подготовки к ВПР могут служить основой для дискуссий в классе. Например, задания 6 и 7 помогут не только расширить лексический запас учеников начальной школы, но и способствуют развитию грамотной монологической речи. Возьмите за практику выполнение подобных заданий на уроках русского языка, чередуя как устное высказывание, так и письменное.

Учитель может организовать обсуждение, где ученики смогут делиться своими мыслями, аргументировать свои ответы и учиться критически мыслить. Регулярные практические занятия на основе этих заданий помогут учащимся привыкнуть к формату экзаменов и повысить уверенность в своих силах.
В чем же особенности заданий ВПР по русскому языку для начальной школы? Перечислю то, что может отметить каждый учитель-практик:
- задания обычно делятся на несколько категорий, таких как слушание, чтение, письмо и говорение; это позволяет педагогам оценить различные уровни владения языком
- ВПР включает задания разной сложности, что помогает выявить как базовые, так и более глубокие знания учащихся
- многие задания связаны с жизненными ситуациями, что делает их более интересными и понятными для детей
- в заданиях могут быть творческие элементы, такие как написание мини-сочинений или рассказов, что развивает креативное мышление
- ВПР позволяет оценить не только знания русского языка, но и умение работать с информацией, критическое мышление и другие метапредметные навыки.
Подводя итог, можно сформулировать несколько рекомендаций педагогам при подготовке к ВПР:
- Познакомьте учеников с форматом заданий ВПР, проведя пробные тесты. Это поможет снизить уровень тревожности и повысить уверенность.
- Научите детей различным стратегиям выполнения заданий, например, как выделять ключевые вопросы, делать заметки при чтении и планировать свои ответы в сочинениях.
- Включайте разнообразные упражнения в повседневный учебный процесс, которые отражают типы заданий ВПР. Это поможет детям привыкнуть к различным форматам.
- Обратите внимание на слабые места каждого ученика и предлагайте индивидуальные задания для их устранения.
- После выполнения пробных работ обязательно проводите анализ ошибок, чтобы ученики понимали свои слабые места и могли их исправить.
- Используйте игры и групповые задания, чтобы сделать процесс подготовки более увлекательным и интересным.

Следуя этим рекомендациям и используя учебные пособия издательства «Экзамен», учителя начальной школы смогут более эффективно подготовить своих учеников к ВПР по русскому языку и помочь им продемонстрировать свои знания на высоком уровне.
Елена Мальчикова

Комментарии