Детская писательница Юлия Иванова создала настоящий магический мир на страницах своих книг. Автора называют нашей Джоан Роулинг, сравнивают ее книги с «Гарри Поттером», «Властелином колец» и «Хрониками Нарнии». Эти сравнения писательница известного фэнтези в пяти томах «Тайны Чароводья» воспринимает с улыбкой, ведь критики проводят параллели с признанными во всем мире книгами и лучшими в своем деле мастерами, что само собой говорит о ее писательском успехе.
Юлия Иванова родилась и выросла в городе Тихвин Ленинградской области. Выучилась на психолога в Санкт-Петербургском государственном университете, получила второе высшее по специальности юриспруденция и закончила аспирантуру по направлению педагогика. Юлия воспитывает двоих детей-школьников и живет в Петербурге. Книги писательницы заняли свою прочную нишу на полке фэнтези для подростков. Союзмультфильм выпустил мультфильм по книге автора «Крылья для друга». Сейчас готовится новая экранизация по знаменитой книге «Тайна Чароводья».
Юлия рассказала сетевому изданию «Учительская газета» о том, как работает над книгами, какие приемы она использует в творчестве, чтобы заинтересовать детей и подростков чтением.
– Юлия, о ваших книгах я изначально узнала от семилетнего сына, он нашел их благодаря портативной колонке Алисе и с огромным интересом слушал аудиоверсию «Тайн Чароводья» (хотя книга рассчитана на детей постарше), будучи юным любителем фэнтези. Когда я слушала с сыном аудиокнигу, поняла, что вы говорите с подростками на одном языке. Расскажите, пожалуйста, вкратце, как пришли к писательству, что подтолкнуло?
– Я начала рано писать стихи, рассказы, печаталась в школьной газете. В детстве много читала и переосмысливала, придумывала продолжения известных историй (фанфики), это было моим хобби. Мечта стать писателем жила и томилась где-то глубоко в душе. Не было наставника, который бы посоветовал поступить в Литературный институт. Были и другие интересы помимо писательства, один из них – психология. Поэтому я и выучилась на психолога, работала в разных компаниях. Потом еще продолжала учебу, искала себя. Но писательство было тайной любовью всегда.
Чем больше читаешь, тем легче потом придумывать свои сюжеты. Так, первая книга, которую я написала, была в 5 классе – записана от руки в тетрадь в клеточку. Первое, что я сделала, это написала по трафарету на обложке свое имя. Хотелось, чтобы книга была увлекательной, поэтому придумала название – «В поиске сокровищ». Затем и текст как будто сам собой появился. И так я начала писать – с самого детства. И до 28 лет – в стол.
– Что же сподвигло в итоге показать рукописи свету?
– Поездка в Австралию к подруге. Там сложился пазл, и то ли страна повлияла и ее волшебная аура, то ли подруга, которая прямо спросила: «О чем ты мечтаешь?». И я вдруг прямо ответила: «Быть писателем». Впервые в жизни призналась в этом самой себе. Тогда она спросила, чего же я жду? Я подумала: «Действительно, почему же я не пишу?!». И прямо там я начала писать первую сказку, которую, уже вернувшись в Питер, отправила на конкурс и заняла призовое место в известном издательстве. Так и начался мой путь писателя.
Дело в том, что к тому времени я регулярно вела дневники, оттачивала писательский слог, поэтому, конечно, успех пришел не по мановению волшебной палочки. Это был результат долгой работы над стилистикой, над выработкой слога. Наверное, поэтому я сразу с первой рукописью выиграла конкурс.
– Расскажите, как вы работаете? Прибегаете ли к определенным писательским техникам? Как, например, в детстве, когда придумали только название и от него начали развивать сюжет.
– Как в детстве – теперь редко. Зависит от задачи. У меня миллион идей в голове. И если раньше приходилось думать, о чем писать, сейчас наготове множество сюжетов. Я начинаю писать черновой вариант, затем даю отлежаться рукописи какое-то время, после чего перечитываю и вношу правки. Готовую рукопись я сразу отдаю профессиональному редактору в издательство. Никому больше читать не даю черновые варианты.
– Как же все-таки интересно писать для детей и подростков? Чего хотят дети?
– Должно быть самому писателю интересно. Если написание книги захватывает автора, то и читателю это будет интересно. Ну и в душе нужно быть немного ребенком, понимать психологию. Это лучший расклад. Многие изучают сейчас рейтинги книг, это, кончено, хорошо. Только по техническим расчетам ориентироваться нельзя. Писательство – не математика. Нужно писать от сердца и при этом думать о своей аудитории. «Сарафанное радио» для книги также важно. Заранее никогда не знаешь, что обретет популярность. Любовь читателей к книгам всегда на начальном этапе непредсказуема.
– Юлия, вы создали целый отдельный мир в пятикнижье о Чароводье, как вам это удалось? (Тут Юлия достала из сумки симпатичный минерал и протянула мне).
– К тому времени я уже «набила руку» на сказках и рассказах, уже были изданы многие мои книги для детей младшего возраста. Я была подготовлена к важному моменту. Все началось с фиолетового камня чароита, который мне привезла подруга из путешествия. Этот фиолетовый минерал, как выяснилось, наделен необычным свойством устанавливать контакт с космосом. Вот я всматривалась в свой подарок, и мне внезапно пришла идея книги, где у героев будут камни, способные улучшить их способности. И моя затея превратилась в большой формат – детскую фэнтези-повесть «Тайны Чароводья», которая в итоге полюбилась многим ребятам. Это ли не магия? Конечно, потребовалось время, чтобы книгу оценило издательство, ведь новые идеи всегда рискованны для издателей. Но мое фэнтези в итоге «выстрелило»!
– А вы верите в волшебство?
– А как же! Конечно. Чтобы писать для детей, нужно самому быть волшебником и верить в невероятные вещи. И я правда верю.
– Расскажите, пожалуйста, какие писательские секреты есть в историях о Чароводье? Какими техниками руководствовались, когда писали текст?
– Перед написанием книги я составляла план, затем прописывала персонажей и дальше писала черновую версию. Вычитывать материал я как обычно никому не давала, только профессиональному редактору в издательстве. В текст я вложила все без остатка, что на тот момент во мне было. В книге я затрагиваю темы, которые волнуют подростков, к примеру, страх сдать экзамен. Я показываю, что ничего такого страшного нет в любом испытании, что всегда можно подготовиться. А если и не сдашь, то конец света не наступит! У ребят есть отклик.
– Сравнения с Джоан Роулинг и другими авторами вас не расстраивают?
– Я к этому спокойно отношусь. На самом деле, в самом начале я поставила себе задачу: создать такой волшебный мир, который не будет похож ни на какой другой! И в этом мире должно быть все самое интересное, что люблю я. Понимаю, сейчас это звучит смешно, ведь столько уже придумано всего! У меня даже был рабочий листок со списком того, что для меня приемлемо в волшебном мире, а что нет. Я нарисовала карту волшебного мира, как это сейчас преподают на писательских курсах (раньше приходилось до таких тонкостей доходить самой). Для меня это была интуитивная работа.
Безусловно, мне нравились книги о Гарри Поттере, «Властелин колец» и «Хроники Нарнии». Наверно, в подкорке все прочитанное где-то откладывалось, и в итоге собралось в свою собственную мозаику, в свой волшебный мир. Конечно, мне хотелось верить, что моя книга не похожа ни на какие другие. Но потом начали приходить отзывы, а люди любят все на свете сравнивать. В первую очередь говорили о герое Гарри Поттере – из-за того, что и в «Тайнах Чароводья» присутствует волшебная школа и главная героиня Эльда (героине в начале истории 12 лет), которая сначала так же, как и Гарри, жила со строгой тетей. Даже с нашумевшей «Игрой престолов» сравнивали мою книгу из-за интриг в сюжете, только будто бы это версия для детей. Это было неожиданно для меня, я же сама все придумала, своих героев, свой мир! Но сегодня только радуюсь таким сравнениям, быть похожей на именитых писателей, таких как Роулинг – это лестно. Мне приятно. Сейчас также интересно слышать, когда читатели находят политические и феминистические нотки в моих произведениях, так вышло само собой, специально и заранее не задумывалось, честно (смеется).
– Юлия, расскажите, пожалуйста, подробнее о вашей преподавательской деятельности с подростками. Что детям дают занятия писательством?
– Уже пятый год я преподаю на писательских курсах ребятам с 10 до 18 лет, всем тем, кто хочет попробовать написать рукопись. Я учу их строить сюжеты, раскрывать персонажей, учу удерживать внимание читателя. Когда работаю с подростками, вижу, что им сложно понять себя, свои чувства и желания. Истории, которые они пишут, отражают их личности и сознание. Когда ты прописываешь какую-то личную проблему в рассказе, пусть даже в измененной форме, это превращается в настоящую психотерапию. Проблемы выливаются в текст, человеку становится легче. Так, подросток написал рассказ, освободил свое сознание и может идти дальше. Это очень помогает. Я вообще рекомендую и детям, и взрослым, заниматься письменными практиками. Можно печатать или писать от руки дневники.
– Случалось ли у вас выгорание?
– Скажу честно: я пишу уже 10 лет и не выгораю. Как начала с первой сказки, так и понеслось. Ни разу не было ступора. Когда пишу, есть ощущение, будто качаю творческую мышцу. Это вошло в любимую привычку, без которой уже не могу жить. Если вначале я сидела и думала, о чем буду писать, то сейчас уже такое количество идей приходит, что думаю, какую из них выбрать.
Проблема одна: как найти время, чтобы реализовать все задуманное? Так несет меня поток все годы работы писательницей. И чем дальше, тем интереснее становится, тем больше у меня выбора тем.
– Реально ли жить только писательством?
– Реально. Но нужно нарастить профессионализм, чтобы издатели уже сами обращались за рукописями. Это не быстрый путь. Я пишу иногда на заказ, если ставят интересные задачи, почему нет? Сейчас я в той точке, где свободна как писатель и могу выбрать любую тему. Могу взять любой объем. Это уже новый уровень творчества и развития.
– Помимо написания текстов, какую работу еще приходится выполнять?
– Я встречаюсь с юными читателями, девочки заплетают косички прямо как героини моей книги. Они даже организовали небольшой фан-клуб, мне очень приятно. Часто выступаю перед школьниками, провожу творческие встречи в библиотеках и на книжных ярмарках. Чем больше популярность, тем больше деятельности, не связанной с писательством. Иногда даже возникает вопрос: когда же писать при всей загруженности? А ведь это центральное занятие! Вот так и балансирую между книгами, семьей, встречами с читателями, занятиями писательством с ребятами. Конечно, всегда есть перекос в какую-то сторону, ведь невозможно физически разорваться. На классический отдых времени почти не остается. Но лучший отдых для меня – это возможность переключиться с одного дела на другое. Пока отдыхаю так.
– Какие творческие планы? Не было желания продолжить истории о Чароводье?
– Планы грандиозные (улыбается)! Вышел уже первый мультик по моей книге, готовится второй. Конечно, были мысли о продолжении повестей. Но не стану загадывать и торопиться, хочется продолжать на том же высоком уровне писать. Поэтому сейчас я «выдыхаю».
Сетевое издание «Учительская газета» совместно с автором Юлией Ивановой проводит розыгрыш праздничных детских книг писательницы к Старому Новому году.
Условия конкурса простые: нужно быть подписанным на группы Юлии Ивановой и сетевого издания «Учительская газета» в социальной сети ВКонтакте, а также сделать репост записи с анонсом конкурса.
Розыгрыш продлится до 13 января – запись должна сохраняться на стене участника до этого времени. Именно тогда мы проведем розыгрыш с помощью генератора случайных чисел. Всего будет три победителя – каждый из них случайным образом получит одну из книг: «Снегурочка с ушами», «Новогодняя путаница», «Сказка под елку».
Участвуйте и выигрывайте книги!
Комментарии