Мировые тенденции таковы, что выпускники должны быть готовы работать на местах, которые еще не созданы, использовать технологии, которые еще не изобретены, и решать проблемы, которые мы пока не можем предвидеть. Уже сегодня старшеклассники должны обладать компетенциями профессионалов завтрашнего дня.
Определить абсолютно, развиты ли у школьников умения и навыки, которые необходимы, чтобы быть успешными в обществе XXI века, невозможно. Но есть авторитетное международное исследование, которое стремится найти ответ на этот вопрос. Для этого исследуют функциональную грамотность учащихся. Проще говоря, способность человека решать жизненные задачи в различных сферах жизни на основе прикладных знаний. Способность человека вступать в отношения с внешней средой, оперативно адаптироваться и жить в ней. Основы функциональной грамотности закладываются еще в начальной школе, когда детей учат письму, чтению, говорению, слушанию. Международное исследование PISA (англ. Programme for International Student Assessment) – исследование, позволяющее понять не то, на какую оценку ученик знает тот или иной школьный предмет, а то, умеет ли он применять полученные знания в разных жизненных ситуациях. Исследование проводит ОЭСР – Организация экономического сотрудничества и развития. Вопросы построены таким образом, что учащиеся в ходе ответа должны решить задачи, максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям. Исследование PISA, проведенное в Москве, содержало вопросы по читательской, математической и естественно-научной грамотности. Тестовые вопросы различались по формату. Около половины требовали от учащихся сформулировать свой собственный ответ. Некоторые – краткого ответа или развернутого, а иногда и отстаивания своей точки зрения. Таким образом, учащиеся тестировались по широкому кругу тем при ограниченном времени. Натаскать школьника на прохождение тестов PISA невозможноВ мае 2016 года все московские школы приняли участие в данном исследовании.- Это был смелый шаг со стороны представителей органов власти Москвы, – отмечает директор Департамента образования Организации экономического сотрудничества и развития Андреас Шляйхер. – Так как PISA оценивает успехи в области образования по совершенно иным критериям, чем российский учебный план, в значительной степени основанный на предметном содержании. PISA уделяет гораздо меньше внимания тому, могут ли учащиеся воспроизвести то, что они выучили, и вместо этого акцентирует внимание на том, могут ли учащиеся экстраполировать выученное и применить свои знания в новых ситуациях.Подготовить школьников к проведению данного исследования в принципе невозможно. Исследование прошло незаметно для школ (московские школьники уже привыкли к диагностикам и проверочным работам).Дополнительно давалась контекстная анкета, которую предлагали заполнить всем участникам. Анкета включала вопросы о семье учащегося, его доме, классе, атмосфере в школе и дома, учебных стратегиях учащегося, его отношении и склонности к обучению чтению, математике и естественным наукам. Например, мировые результаты PISA-2012 показали, что социально-экономическое положение оказывает сильное влияние на результаты учащихся. Детям из более обеспеченных семей доступно более качественное образование. Расхождение результатов в зависимости от социально-экономического статуса в Японии, Финляндии и Канаде составляет около 10 процентов. В странах ОЭСР разная успеваемость школьников в среднем на 13 процентов объясняется их социально-экономическим статусом. Но в Москве все оказалось иначе. Факты о московских школьниках по итогам PISAТоп-100 московских школ по читательской и математической грамотности занимает 1-е место в общем рейтинге из 72 стран. Топ-300 московских школ (более 60 процентов учащихся) дает результаты, сравнимые с лучшими образовательными системами мира.Учащиеся и школы с наивысшими результатами по математической грамотности превосходят результаты лидирующей образовательной системы PISA – Сингапура.Московские школы-лидеры дают качественное образование вне зависимости от социально-экономического статуса учащихся.По уровню читательской и математической грамотности московские школьники входят в шестерку лучших в мире.Плотность результатов говорит о равнодоступности качественного образования. Что обеспечило высокое качество школьного образования в Москве? Система финансирования школ по единым нормативам в зависимости от количества учащихся (деньги следуют за учеником):1) что позволяет во всех школах создать соответствующие условия для реализации образовательных программ (и материально-технические, и кадровые, и финансовые);2) влияет на результаты школьников. Эффективная система оплаты труда педагогов, стимулирующая качественный и результативный труд. Создание крупных образовательных центров, которые предоставляют учащимся максимально широкий выбор образовательных траекторий, профилей обучения и т. п. Регулярное переоснащение школ современным учебным оборудованием. Комплексная интеграция общего, дополнительного и профессионального образования, использование возможностей городской среды для обучения и развития школьников. Система мотивации к достижению высоких образовательных результатов на уровне отдельных школьников (олимпиады), учителей (премирование за высокие образовательные достижения учеников) и школ в целом (рейтинги, гранты). Система независимой диагностики качества образования начиная с первых классов школы, позволяющая выявлять и при необходимости корректировать образовательные результаты школьников на максимально раннем этапе. Участие родительской общественности в управлении школами (управляющие советы). Публичная аттестация руководителей образовательных организаций на основе результатов школ, транслируемая в сети Интернет.На успеваемость московских школьников влияет не социальный статус, а самоэффективностьВ контекстной анкете исследования ученики отвечают также на вопросы, касающиеся самоэффективности, вовлеченности и отношений между учителями и учениками в школе. Согласно результатам исследования московские школьники отвечают более позитивно на все вопросы самоэффективности, чем их российские сверстники. Московские школы, которые показывают лучшие результаты по математической грамотности, демонстрируют показатель самоэффективности выше, чем другие школы.Исследование также показало, ладят ли ученики со своими учителями, интересуются ли учителя их жизнью, воспринимают ли учителя учеников серьезно, являются ли учителя источником поддержки, если ученик нуждается в дополнительной помощи, и справедливы ли учителя к учащимся. Более 80 процентов учащихся Москвы, так же как и в Российской Федерации, и в Шанхае (Китай), согласились, что большинство учителей относятся к ним справедливо. В Топ-100 московских школ 85 процентов учащихся ответили так же. В школах, где ученики имеют более высокие уровни поддержки и справедливого обращения, их успеваемость, как правило, выше. Исследование показало, что московские школьники понимают важность изучения того или иного предмета для продолжения обучения в вузе и выхода на рынок труда. В столичных школах 71 процент учащихся согласились, что «стоит прилагать усилия при изучении математики, потому что это поможет мне в той работе, которой я хочу потом заняться». Кстати, признавая взаимосвязь между отношением к математике и воздействием математики, ряд стран включили развитие позитивного отношения к математике в качестве одной из целей в свои математические программы.Галина СВЕЧКОПАЛОВА, начальник отдела МЦКО
Комментарии