Цели: выработка у молодых людей сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:- формирование общественно значимых ценностей выбора профессии железнодорожного профиля, приобщение обучающихся к традициям и истории железнодорожного транспорта;- изучение структуры личности с целью осознанного выбора профессии;- определение ценностных ориентаций молодежи в профессиональном самоопределении специалиста железнодорожного профиля на примерах профессиональной деятельности публичных людей и выпускников образовательных учреждений профессионального образования;- создание индивидуального видения карьеры на предприятиях ЕВРАЗа – международной металлургической и горнодобывающей компании.Ход мероприятияУспех – это просто когда знаешь как.(На экране доски)I. Вступительное слово ведущего: Формула успеха проста. В ней всего три компонента, но они являются составляющими всей жизни. Как вы думаете, какие это компоненты?Ответы аудитории. Ведущий прикрепляет листы с вариантами ответов на доску, выделяя основной.Действительно, первый компонент – знания, он является основой для достижения успешной карьеры.Второй компонент – образ мышления.Третий компонент – окружение, кем и чем вы себя окружаете. Окружение с вами 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Общаясь с позитивными людьми, настроенными на успех, вы сами станете успешными.Для того чтобы показать уровень развития цивилизации, многие народы мира (индейцы майя, египтяне) использовали пирамидальные конструкции. Строились пирамиды в Месопотамии и в Индии, на острове Ява, в Китае, Японии, Тибете. Такие конструкции есть и в Париже (вход в парижский Лувр сделан в виде стеклянной пирамиды), даже Россия не стала исключением: что такое деревянный крестьянский сруб, как не мини-пирамида.По мнению ученых, золотое сечение пирамиды благотворно действует на окружающую среду и здоровье человека. С давних времен пирамида стала символом успешности и богатства.Может, и нам попробовать возвести свою пирамиду успеха?В связи с тем что наш круглый стол собрал представителей железнодорожных специальностей, поговорим о достижениях в этой сфере.Как и любое сооружение, пирамида имеет прочное основание, проверенное временем. А что надежно проверено временем? История с ее традициями.Ведущий прикрепляет к доске основание пирамиды – лист «История», первый из четырех элементов пирамиды, отражающий историю развития специальности (приложение №1).II. Презентация об истории развития железнодорожного транспорта в целом, а также информация о железнодорожном транспорте ЕВРАЗа (презентация подготовлена студентами группы железнодорожного профиля и в данной публикации не приводится).III. Ведущий: Опираясь на знания об истории и традициях, мы выстраиваем свою жизнь и профессиональную карьеру (прикрепляется на доску второй элемент пирамиды – «Личность»).Профессиональное самоопределение представляет собой процесс нахождения смысла, ценности самостоятельно выбранной профессии.Очевидно, что проблема профессионального самоопределения настолько сложна, что удовлетворительное ее решение крайне затруднительно для подавляющего большинства людей.Каждый человек задавался вопросом, что или кто является в его жизни самым ценным и важным, чему или кому посвящает большую часть своего времени. Наша система ценностей напрямую зависит от состояния нашего сознания. Если неправильно расставить жизненные приоритеты, то можно заполучить множество проблем, которые будут возникать на ровном месте. Но стоит лишь изменить их порядок, как жизнь начинает меняться в лучшую сторону. Попробуйте взглянуть на себя со стороны.Психолог проводит блицопрос, результатом которого станет определение приоритетных личностных качеств как самого человека, так и качеств, необходимых для данной специальности (на доске прикрепляются ключевые слова) (приложение №2).Психолог: Для определения необходимых качеств для специальностей железнодорожного профиля разместите приведенные выше качества в убывающем порядке от самого приоритетного к менее значимому. Можете добавить свои варианты (на доске выстраивается иерархия профессионально важных качеств для данной специальности).IV. (На доску прикрепляется третий элемент пирамиды «Вектор карьеры».)Ведущий: Именно эти качества определили профессиональный путь губернатора нашей области Амана Гумировича Тулеева.Презентация о профессиональной деятельности губернатора, связанной с работой на железной дороге.V. Ведущий: Знания, соединенные с опытом, – это уже профессионализм. Долгие годы трудился гость нашего круглого стола на предприятии ЕВРАЗа. Он расскажет о своем профессиональном пути, даст советы.Рассказ работника ЕВРАЗа о выстраивании карьеры, взаимоотношениях в коллективе, качествах характера, самосовершенствовании, трудностях профессии, их преодолении.VI. Ведущий: В наше время есть все возможности для профессионального роста. Молодежь может выбирать специальность в системе СПО, продолжать обучение в техникумах и вузах, получать дополнительную профессиональную подготовку.Сегодня на нашей встрече присутствуют выпускники прошлых лет:Большаков Павел – группа №4, выпуск 2005 года, работает помощником машиниста локомотива на станции Новокузнецк;Вегнер Дмитрий – группа ПМТ-105, выпуск 2008 года, работает помощником машиниста локомотива в ОАО «ЕВРАЗ Объединенный ЗСМК»;Турцев Александр – группа ПМТ-105, выпуск 2008 года, работает помощником машиниста локомотива на станции Прокопьевск.(Приложение №3.)Вы можете задать вопросы выпускникам нашего лицея.Аудитория задает вопросы.Дмитрий Вегнер с 2008 года выстраивает свою профессиональную пирамиду. За его плечами уже несколько этапов к достижению успеха.Дмитрий Вегнер: Парни, время учебы в лицее – это самое лучшее время для меня. Учитесь хорошо. Знаете, как мне пригодились в армии навыки труда, которые я получил в лицее! Спасибо мастеру С.А.Мордвинцеву. Он научил нас не бояться любого труда. Мне было проще по сравнению с парнями, пришедшими в армию после школ и техникумов. Служба была необычной: «назначили» меня кинологом. Не смейтесь! Знаете, как предана тебе собака! Она стала для меня родным существом. После армии устроился работать на ЗСМК по своей профессии. Я помощник машиниста локомотива в ОАО «ЕВРАЗ Объединенный ЗСМК». И все, чему научили в лицее, стало необходимым. Дисциплина, готовность к работе, ответственность – это самые, по-моему, необходимые качества для профессионала. Вы учтите, что необходимы знания не только по профессии, но и по всем предметам. Нельзя это, как и человека, делить по частям. Теперь понимаю, что надо быть и профессионалом, и личностью, быть интересным и людям, и самому себе. Вы обязательно придете к пониманию этого и поддержите меня. Спасибо нашим учителям. Я намерен теперь двигаться вперед, не останавливаться на достигнутом. Удачи всем!VII. Ведущий: Многие из вас уже в лицее строят конкретные планы на будущее.На доску прикрепляется четвертый элемент пирамиды «Проект моей карьеры» (приложение №1).Ведущий: Вашему вниманию предлагаются два проекта студентов нашего образовательного учреждения.Представляются два «Проекта моей карьеры». Первый вариант – построение карьеры при получении начального профессионального образования, второй вариант – на базе начального, среднего и высшего профессионального образования.I вариантАнтон Кантор (вывешивает на доску свой вариант пирамиды: выпускник лицея, слесарь, помощник машиниста, машинист I класса): После окончания лицея я предполагаю устроиться на одно из предприятий ЕВРАЗа. В ЕВРАЗе меня привлекают социальные программы, условия труда и престиж. Сначала намерен поработать слесарем. Обязательно сдам экзамены на 5, 6-й разряд. Затем буду работать помощником машиниста. Стану несколько лет перенимать опыт у старших и опытных работников. Обязательно буду повышать разряд. Затем сдам экзамен и займу место машиниста. Буду сам «у штурвала». Наберусь опыта, сдам на II, а затем и I класс. Первоклассный специалист – моя цель, к которой я буду стремиться. А потом и сам смогу научить других всему, что знаю.II вариантАндрей Харитонов (вывешивает на доску свой вариант пирамиды: выпускник лицея, техникума, мастер локомотивного депо, студент университета, начальник цеха, заместитель начальника депо, начальник депо): В лицей я пришел не случайно. Профессию «помощник машиниста локомотива» выбрал осознанно. Это трамплин в профессию. Именно поэтому во время учебы в лицее параллельно учусь в техникуме. После окончания лицея продолжу учебу в техникуме. Планирую получить диплом с отличием. После окончания техникума предполагаю работать мастером локомотивного депо. Работа по моему профилю и по душе. Буду учиться сам, а позже учить других. Работа наставника ответственна и требует высокой квалификации, поэтому следующая ступень – университет по моей специальности. Высшее образование необходимо в построении карьеры. Учеба в университете дает хорошую базу, а по окончании придет время для получения опыта как в самой профессии, так и в общении с людьми. Я намерен после университета устроиться на предприятие ЕВРАЗа. Меня привлекают перспективы: общение с молодыми специалистами из других городов, социальные программы, поддержка в жилищном вопросе, в учебе. Обязательно буду участвовать в профессиональных конкурсах. Думаю, что в должности начальника цеха я смогу вывести работу на новый уровень. Желание работать и двигаться дальше должно привести меня к должности заместителя начальника депо. Узнаю работу, зарекомендую себя с должной стороны и займу место начальника депо. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Я мечтаю достичь высот в своей профессии и выстроить свою пирамиду карьеры.VIII. Заключительное слово ведущего (на фоне демонстрации видеофильма о ЕВРАЗе).Карьера – немаловажный фактор в жизни любого человека. Так же как младенец со временем вырастает из своих пеленок и ползунков, так и любой человек, если он ищущая натура, целеустремленный и знает, чего хочет от жизни, со временем ощущает потребность карьерного роста. Долго задерживаться на одной ступеньке развития неправильно. Если ты не двигаешься вперед, значит, ты двигаешься назад! Пусть в карьере всегда наблюдается положительная динамика и движение вперед никогда не прекращается!Кто-то из вас, может, и не согласится с приведенной моделью пирамиды, каждый формирует ее индивидуально, исходя из своих потребностей и устремлений. Но не спешите критиковать. Подумайте, как ваши ценности помогают достичь запланированного, живете ли вы так, как хотите, сами формируете события или зависите от различных обстоятельств.Может, и вам уже пора возводить свою пирамиду успеха, ведь успех – это просто когда знаешь как.Прим. ред. Приложения 2, 3 к сценарию круглого стола – на сайте «Учительской газеты»: www.ug.ru/method_article/826.Галина ГЕРАСИМОВА, методист, Ирина КРАВЧЕНКО, преподаватель русского языка и литературы Новокузнецкого транспортно-технологического техникума, Кемеровская область, победители VIII Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»
Комментарии