search
main
0

Пир на весь мир. В Тюмени прошел Первый образовательный форум

Поводом для грандиозного мероприятия стало 60-летие региона. А причиной – желание администрации «угостить» своих учителей лучшими образцами педагогического искусства. На пресс-конференции по итогам форума руководитель Департамента образования и науки администрации Тюменской области Ольга Ройтблат сказала: «Цель проведения форума – увеличить информационное поле педагога, чтобы он мог выбрать то, что нужно конкретному ребенку. Кроме того, мы пригласили участников конкурса «Учитель года», учителей, которые достигли в педагогике высшего пилотажа».

Более тридцати тысяч педагогов Тюмени и области посетили выставку книгоиздательской продукции, мебели и оборудования для образовательных учреждений, школьной одежды, побывали на семинарах авторов учебников, встретились с организаторами и лауреатами Всероссийского конкурса «Учитель года». «Учительскую газету» представлял «высший эшелон» – главный редактор Петр Положевец, первый заместитель главного редактора Ирина Димова.

Чаепитие с владыкой

От Тюмени до Тобольска несколько часов езды. Заснеженные просторы, крепкие морозы, ели в белых шубах – кажется, что человеческого жилья нет на многие сотни километров пути. Где-то недалеко отсюда село, в котором родился страшный Распутин. В Тобольске нас везут на «смотровую площадку», устроенную самой природой. Сверху, с обрыва, виден как в чаше лежащий нижний город. Церкви, деревянные и каменные старинные здания…

Здесь, в Тобольске, резиденция Его высокопреосвященства Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия. Сегодня мы встречаемся с владыкой, и это не случайно: архиепископ Димитрий – ректор и преподаватель Тобольской духовной семинарии. Перед беседой нас приглашают на экскурсию по семинарии. Уникальная возможность – побывать в аудитории пастырского факультета. В общем-то, она мало чем отличается от обычного вузовского или школьного кабинета. Разве что тома на партах потолще. Студенты изучают не только общеобразовательные предметы – русский язык, литературу, историю, но и специальные – библейскую, общецерковную историю, церковное пение. Чем старше курс, тем сложнее программа. И все равно она легче дореволюционной. До 1917 года в семинариях проходили, например, языки.

Наш главный редактор, как истинный журналист, не может удержаться от провокационного вопроса:

– Бывает, что студенты, создавая проповеди, занимаются плагиатом?

– Бывает, – отвечают нам спокойно. – Всякое бывает. Вдохновение не пришло, что делать. Некоторые отыскивают редкие проповеди в журналах Московской патриархии. Но обычно пишут сами.

Кроме пастырского в семинарии есть регентский и иконописный факультеты. Чтобы поступить на них, нужно иметь соответственно музыкальное или художественное образование.

Владыка несуетлив, мудр, говорит с нами как со старыми знакомыми. И нам становится тепло, уютно, так бы и сидели весь вечер за чашкой ароматного чая и неспешной беседой. Ректор говорит об отношениях представителей разных религий и культур:

«Мы не против того, чтобы в школе русский ребенок прослушал лекцию о культуре ислама. Если не будет никаких манипуляций, ничего в этом плохого нет. Но я спрашиваю себя: почему бы человеку с мусульманскими корнями не узнать о традициях православной духовности и культуры? Почему бы ему не узнать, на чем зиждилась эта культура, которая для России была основополагающей? Если бы православные люди знали ислам, а мусульмане – православную культуру, от этого они стали бы только добрее, толерантнее друг к другу.

Ирина Димова спрашивает: «Как вы считаете, если бы Русская православная церковь находила более гибкие формы приобщения молодого поколения к вере, она была бы ближе к народу, больше людей бы к ней потянулись?» Владыка соглашается и размышляет: «Светское образование должно остаться. Оно не должно быть религиозным, но антирелигиозным, атеистическим тоже не должно быть».

Кстати, первые светские школы появились именно здесь, в Тобольске, 300 лет назад. А сейчас в городе «55 образовательных учреждений, среди них гимназия, начальная, коррекционная школа и 20 образовательных школ, учреждения дополнительного образования и дошкольные» – знакомит нас со своим «хозяйством» председатель Комитета по образованию Тобольска Наталья Анатольевна Кропачева.

Шик для шкрабов

Зал Тюменской международной ярмарки все три дня работы выставки был заполнен посетителями до отказа. У гостей просто разбегались глаза. То ли обходить стенды московских и сибирских издательств, то ли спешить на семинары авторов учебников, то ли подойти и послушать представителей тюменских и тобольских вузов? Или присмотреться к школьной мебели и оборудованию для образовательных учреждений? А вот начинается дефиле модельного агентства «Блиц-имидж». Длинноногие красавицы демонстрируют одежду для школьников и учителей, созданную студией «Тюменский шик» под руководством члена Союза дизайнеров Натальи Шаровой в сотрудничестве с профессиональным лицеем №13. Девушки идут по подиуму в ярких, разноцветных нарядах, а голос за кадром комментирует: «Это серия элегантных костюмов, которые можно предложить для повседневного использования нашим педагогам. Порой жизнь так скучна и сера, хочется одеться во что-то новенькое».

Под вывеской «Тюменский государственный нефтегазовый университет» стоит компьютер, а директор Центра дистанционного образования ТГНУ Виктор Колесов увлеченно рассказывает о виртуальных лабораторных работах, которые создают в его центре. На экране монитора поворачиваются шестеренки и заводятся моторчики, бесшумно и красиво. «Например, такой эксперимент: установить, как меняется КПД, если меняются параметры модели. После того, как испытания проведены, все данные экспортируем в Excel. Здесь можно сделать дополнительную обработку, создать график, который будет вмонтирован в «тело» отчета. В отчете студенту оставляем четыре строки, чтобы он сделал выводы. На выставке нашей продукцией интересуются и школьные учителя. Например, физическими, химическими опытами».

На стенде издательства Тюменского государственного университета тесно от книг. ТГУ выпускает сто названий в год только книжной продукции: учебники, курсы, сборники задач, практикумы. Причем вся грифованная учебная литература издается за счет средств университета. Школьные учителя мимо стенда не проходят, спрашивают книги по краеведению. Им предлагают Соловцовские чтения, которые университет публикует каждый год. Это научные изыскания по краеведению, которые пишут преподаватели ТГУ, а к печати готовит Тюменский областной краеведческий музей.

Заместитель губернатора Тюменской области Наталья Шевчик радуется: «Я вспоминаю выставки нефтяников, газовиков, строителей, мебельщиков. Мы впервые рискнули сделать педагогическую выставку. Когда я проходила по павильонам и знакомилась, представители издательств говорили: «Это какой-то фурор, ни в одном городе нас так не принимали».

Не хочется уходить от такого «пиршества», но впереди еще одно важное мероприятие. Сегодня в зале Тюменской областной филармонии педагоги Тюмени и области встречаются с организаторами и лауреатами конкурса «Учитель года России».

Самый открытый урок

Ведущие – учитель музыки, зам. директора московской школы «Колледж XXI века», учитель года России-1992 Артур Заруба и директор программ детей и молодежи «Новая цивилизация», учитель года Ульяновской области-1991 Марина Шкробова – построили сценарий праздника общения как один школьный день. Звонок на урок… Классный час!

Губернатор Тюменской области, кавалер медали ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени Сергей Собянин приветствует всех и напоминает о том, с чего регион начинал три года назад, когда сюда пришел новый «классный руководитель»: «Была необходимость заменить оборудование в классах физики и химии, дать инвентарь для занятий физической культурой и спортом, предоставить детям автобусы, чтобы они могли приезжать на занятия, отремонтировать школы, чтобы в них было тепло и светло. Теперь мы переходим к следующему этапу. Сегодня мы посмотрели все новое, что есть на рынке образовательных услуг, и я считаю, мы увидели будущее нашего образования. Уверен, что это будущее быстрее, чем куда-либо, придет в Тюменскую область».

Импровизированный звонок приглашает «учеников» на следующий урок – литературы. Поэт, учитель года России-1993 Олег Парамонов рассказывает о творчестве Бориса Пастернака на фоне кадров мультимедийной презентации. Учитель года представляет тюменским учителям первый компакт-диск из авторского цикла видеопрограмм, созданных брянским филологом и научно-художественным обществом «Медиаресурсы для образования». Всего выйдет 16 биографий лучших русских поэтов XX века – Александра Блока, Марины Цветаевой, Сергея Есенина, Александра Твардовского, Евгения Евтушенко и т.д. Комплект предназначен учителям словесности, старшеклассникам, абитуриентам, студентам. Здесь и разговор о судьбах поэтов, и чтение стихов, и комментарии, и интерпретации, и фотографии, и методические разработки. Кстати, по инициативе Ольги Ройтблат администрация области уже закупила для школ региона 520 таких комплектов!

Прозвенел звонок. Или это ветер тронул рождественские колокольчики? Учитель французского языка из города Рязани, учитель года России-1996 Екатерина Филиппова появляется на сцене с красиво упакованной коробкой. «Что в ней?» – на чистом французском предлагает она угадать детям. Ребята, ученики гимназии при Тюменском государственном университете, с блеском справляются со всеми языковыми трудностями. Разговор идет о новогодних подарках, причем о тех, которые можно купить только в Париже, на Елисейских Полях. Вино, духи, платья… Тут же ученики Екатерины Алексеевны разыгрывают сценки «Вручение подарка» и поют песню из репертуара Джо Дассена. И никого из ребят не смущает, что открытый урок идет на глазах целой армии зрителей. Интересно же…

Следующий урок – литература. Парты на сцене занимают тюменские школьники, а место учителя – преподаватель «Провинциального колледжа» Ярославля, учитель года России-1994 Михаил Нянковский. Он предлагает ребятам «постичь тайну художественного слова. Действительно тайну, потому что самые обыкновенные слова под рукой мастера вдруг приобретают совершенно необычные значения и сплетаются в какие-то причудливые гирлянды». Михаил Александрович читает Осипа Мандельштама, его удивительное стихотворение «Я слово позабыл, что я хотел сказать…». Сколько загадок! Шаг за шагом класс, следуя за педагогом, разгадывает их. Что значит «слепая ласточка»? Мысль. Бесплотная, невысказанная. А слово «прокинется», оказывается, неологизм, сочиненный Мандельштамом, исследователи считают, что в нем слышно имя мифологической героини Прокны, которая была превращена… в ласточку. В конце занятия учитель читает стихотворение еще раз, и, как по волшебству, оно наполняется для ребят новым смыслом.

Учитель немецкого языка, директор школы, учитель года России-2002 Игорь Смирнов, как всегда, очаровал всех своих учеников – и на сцене, и в зале. Хотелось говорить, говорить по-немецки… о чем угодно. И ребята знакомились, представлялись, обсуждали, как лучше проводить свободное время и пользоваться новейшими технологиями. А потом стали сочинять стихи, вернее, придумывать рифмы на заданное учителем слово. Игорь Борисович умудрился продемонстрировать на сцене филармонии и проектную работу. Задачей школьников было собрать стихотворение, разбитое на куплеты, и затем сравнить свое творчество с оригиналом.

За десять минут учитель русского языка и литературы СШ №72 Тюмени, финалист конкурса «Учитель года России-2003» Марианна Чуйкова показала, что такое система перевоплощения. Ее ученики прочитали ломоносовское стихотворение «О вы, которых ожидает…», вжившись в роли преподавателей вуза на дне открытых дверей. Молодой ученый, седовласый профессор, счастливый и несчастный – все, как у Ломоносова. Задача – не отходя от текста, убедить сегодняшних абитуриентов в том, что учиться стоит. Судя по аплодисментам зала, задачу ребята выполнили на «отлично».

Открытые уроки для огромного зала проходили на одном дыхании. Не менее восторженно тюменские педагоги принимали ученых, которые выступали на импровизированных переменах: психолога, заведующего кафедрой психологии личности МГУ и кафедрой социальной антропологии и психологии Международного университета в Москве Александра Асмолова, директора Центра образования №109 Москвы, члена-корреспондента РАО Евгения Ямбурга, члена-корреспондента РАО, доктора психологических наук, профессора Шалву Амонашвили.

А под занавес прозвучал «Учительский вальс» в исполнении импровизированного хора из учителей года России и победителей областного педагогического состязания. Что чувствовали зрители? Мы видели взволнованные лица, улыбки, слезы… Учитель года Тюменской области-1992, учитель словесности СШ №4 г. Тюмень Лидия Рудакова облекла эмоции в слова: «Я сегодня оказалась на празднике педагогических талантов. Мне очень приятно и радостно, что идея конкурса «Учитель года» живет и развивается. Каждый год рождает новых победителей, новые идеи и приводит к новым открытиям. И, я думаю, этот процесс никогда не окончится. Я счастлива, что так много талантливых, ярких, интересных учителей работают сегодня в школе, вместе со мной, с каждым из нас».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте