search
main
0

Пионеры полюбили мою песню «Как молоды мы были». Николай ДОБРОНРАВОВ

22 ноября замечательный поэт Николай Добронравов отметил 80-летний юбилей. Из 400 песен композитора Александры Пахмутовой лучшие написаны на его стихи: «Белоруссия», «Как молоды мы были», «Беловежская пуща», «Герои спорта», «Команда молодости нашей», «До свиданья, Москва!», «Трус не играет в хоккей», «Яростный стройотряд», «И вновь продолжается бой», «Нам не жить друг без друга», «Я не могу иначе», «Ты моя надежда, ты моя отрада», «Русский вальс»… Эта семейная чета избегает общения с журналистами, однако на фестивале искусств «Славянский базар в Витебске» они отступили от этого правила…

Досье «УГ»Николай Добронравов родился 22 ноября 1928 года в Ленинграде. С 1942 года жил в подмосковной Малаховке, где окончил среднюю школу с золотой медалью.Окончил Школу-студию имени Немировича-Данченко при МХАТ и Московский учительский институт. В 50-60-е работал актером в Московском ТЮЗе. Сыграл много ведущих ролей в спектаклях классического и современного репертуара. Параллельно увлекся литературным трудом. Вместе с тюзовцем Сергеем Гребенниковым писал новогодние сказки, которые ставились в клубах столицы, инсценировки для детского музыкального вещания Всесоюзного радио, а также пьесы для кукольных театров.В середине 60-х Добронравов целиком переходит на литературную работу. С 1970 по 1990 год в столичных издательствах выходит несколько поэтических сборников Николая Добронравова «Созвездие Гагарина», «Стихи и песни», «Таежные костры», «Вечная тревога», «Стихотворения». Его стихи – это лирические раздумья о прошедшей войне, которую он помнит с детства, поэтические новеллы о людях искусства, о добре и зле, о любви и ненависти. Эти стихи положили на музыку композиторы Афанасьев, Бабаджанян, Полад Бюль-Бюль оглы, Колмановский, Листов, Мартынов, Островский, Таривердиев («Ты не печалься», «Маленький принц»).Николай Добронравов – лауреат Государственной премии СССР (1982).

– Николай Николаевич, когда вы сочиняете стихи к новой песне, то знаете ли заранее, выйдет из нее хит или нет? Популярность можно просчитать или она вещь непредсказуемая?

– Сочинение песни или просто стихов – это разные вещи. Иногда рассчитываешь на одно, а получается другое. Здесь много привходящих факторов. Настоящий успех никогда не предскажешь. К примеру, дети запели песню «Орл поэт Николай Добронравов отметил 80-летний юбилей. Из 400 песен композитора Александры Пахмутовой лучшие написаны на его стихи: «Белоруссия», «Как молоды мы были», «Беловежская пуща», «Герои спорта», «Команда молодости нашей», «До свиданья, Москва!», «Трус не играет в хоккей», «Яростный стройотряд», «И вновь продолжается бой», «Нам не жить друг без друга», «Я не могу иначе», «Ты моя надежда, ты моя отрада», «Русский вальс»… Эта семейная чета избегает общята учатся летать» после того, как ее исполнил Юрий Гуляев. Хотя это детская песня. А однажды на встрече с пионерами-пятиклассниками они мне спели свою любимую отрядную… «Как молоды мы были».

Когда я только начинал, входили в силу Вознесенский, Ахмадулина, Евтушенко. И один мэтр мне сказал: «Коля, сейчас уровень поэзии очень высок. И в песне обязательно должны быть необычные, свежие строки, ну пусть одна строка, которая по-настоящему зацепит слушателя». Помню, какая бурная полемика была в газетах по поводу, в общем-то, безобидных слов «Что ж ты, милая, смотришь искоса, низко голову наклоня». А сейчас мы слышим в эфире «Я беременна, но это временно» или «Ты целуй меня везде, восемнадцать мне уже», и никого это не возмущает.

Мне хочется процитировать четверостишие Расула Гамзатова. Это последние строчки, которые он написал. «Я вижу – в человеческой природе нет постоянства. Ибо там и тут беспутные девицы нынче в моде. И песни те, что люди не поют».

– А как вы познакомились с Александрой Николаевной?

– Это случилось в 1956 году на радиостанции. Я читал в детских передачах «Внимание, на старт!», «Пионерская зорька». И мы познакомились в музыкальной редакции детского вещания. Тогда это была мощнейшая организация, для которой сочиняли Шостакович, Прокофьев, Кабалевский и все наши лучшие композиторы-песенники. Выходили замечательные радиоспектакли. Я работал в соавторстве с поэтом Сережей Гребенниковым. Мы с ним написали несколько детских книг. Работали вместе как Ильф и Петров. Но позже каждый пошел своей дорогой. А тогда редактор нам говорит: «Сейчас каникулы, лето началось. Напишите об этом детскую песню. О ребятах». Мы немного подумали и сочинили стихи «Лодочка моторная». Аля положила их на музыку. Это была наша первая совместная песня. Жаль, что записи ее не сохранилось. Но на этой лодочке мы и пустились в плавание по жизни.

– За долгую творческую и семейную жизнь у вас, наверное, сложились какие-то общие привычки?

– Конечно. У Сент-Экзюпери в «Маленьком принце» есть такая важная мысль: «Любить – это не значит все время глядеть друг на друга. Это значит смотреть в одном направлении».

– Ваши песни вошли в репертуар Людмилы Зыкиной, Сергея Лемешева, Майи Кристалинской, Александра Градского, Эдуарда Хиля, Валентины Толкуновой, Льва Лещенко, Николая Гнатюка и других звезд эстрады. Как вам все эти годы удавалось с ними ладить? Люди искусства – народ ранимый. Скажем, отдаете новую песню одному певцу, а другие обижаются…

– Иногда Иосиф Кобзон мог нас попросить: «Аля, Коля, дайте мне такую-то песню попеть годик, а потом уже отдавайте другим». Юрий Гуляев первым исполнил наш вокальный цикл «Созвездие Гагарина», куда вошли песни «Знаете, каким он парнем был» и «Опустела без тебя земля». А перед этим он записал целую пластинку из наших песен, где не было ни одной премьеры, а только перепевы после других исполнителей. Тогда это не считалось зазорным. Теперь все изменилось. Очень редко в эфире можно услышать имена авторов. Объявляют: «песня Валерии», «песня Анастасии», «песня Киркорова»… Сейчас абсолютный диктат певцов, которые, кстати, ревностно следят, чтобы исполненную ими однажды песню композитор больше никому не передавал.

– Ваш протеже Юлиан как-то заявил, что меняет православную веру на мусульманство. Он с вами советовался по этому поводу?

– Нет. То, что он принял ислам и уже не Юлиан, а Джабраил, мы узнали из газет. Видимо, он попал под чье-то очень сильное влияние. К сожалению, он многими своими поступками испортил себе репутацию. Мы пытались его образумить. Он талантливый певец. Подавал большие надежды. Закончил два факультета ГИТИСа: актерский и режиссерский. Книжки разные читал, что редко случается с современными эстрадниками…

– А разве диплом о высшем образовании может защитить человека от ошибок?

– В некоторых случаях может. Образование – вещь замечательная. Но у Юлиана с самого начала проявился эгоцентризм, который с годами усиливался. Ему слишком часто приходилось слышать о себе: «Великолепно! Гениально!» И он во всю эту словесную мишуру охотно поверил. А зря. Юлиан мог бы стать новым Муслимом Магомаевым.

– Насколько я знаю, у Магомаева тоже были приступы звездности…

– Однако это не касалось рабочих моментов. Всякий раз, когда мы с Муслимом в студии записывали какую-либо песню, он не стеснялся советоваться: «Ну что, не получилось, да? Плохо, да?» То есть он, будучи уже известным артистом, относился к себе критически. А сегодня на эстраде каждый начинающий заявляет, что он «звезда», «легенда». Теперь начинающий артист должен быть сильным душевно и нравственно.

Сейчас нам интересно работать с молодыми. Например, группа «Приключения Электроников», молодые совсем ребята, которые поют только старые песни. Они уже издали несколько дисков. Есть очень интересные ребята. Витас, например. С другой стороны, мы работаем с академическими певцами. Например, Сережа Шеремет, Дмитрий Корчан. Они замечательно поют и эстрадные песни. Жаль, что об этих людях не пишут. Они не тусовочные. Хотя Дима Корчан, которому всего 25 лет, получил престижную премию в Барселоне как замечательный тенор. Когда он потом пел на концерте, то оркестром дирижировал Пласидо Доминго. Это не попса, не шоу-бизнес, которые приносят огромные доходы. А нам с ними интересно работать.

– А бывали ли в вашей творческой судьбе кризисные периоды?

– К таковым можно отнести начало перестройки. Тогда известных деятелей культуры травили только за то, что они успешно работали в советские времена. Модно было рассуждать, что не стоило выигрывать Великую Отечественную войну, а то бы сейчас пили баварское пиво с немецкими сосисками. Напропалую врали, будто Гагарин в космос не летал, Матросов был сумасшедшим, а Зоя Космодемьянская – девочкой с приветом. Помните, у Михаила Светлова в поэме о Лизе Чайкиной есть такие строки: «Лиза идет по опушке лесной символом нации непобедимой». Так вот тогда сознательно уничтожались символы непобедимой нации. После этого и страна развалилась.

Меня недавно поразили слова одного известного иностранца. Он сказал: «Вам-то зачем обезьянничать? Россия – страна с великими музыкальными традициями. Обидно, что ваша эстрада деградировала. Как будто не было ни Вертинского, ни Шульженко». Почему никто не хочет учиться этому? Теперь на эстраду пробиваются, расталкивая друг друга локтями. В свое время Утесов, сидя в жюри какого-то конкурса, сказал гениальную фразу: «Чтобы стать знаменитым, мне нужно было проехать всю страну от Бреста до Владивостока. А этой девочке-конкурсантке достаточно мелькнуть на телеэкране, и завтра она проснется знаменитой».

Вот говорят: это современно, а то архаично. Дескать, народная музыка – это прялки, музеи и этнография. И современному человеку это не нужно. А недавно Майя Плесецкая написала, что «когда мне говорят «современно», я отвечаю, современно то, что талантливо». И это удивительно точное определение. Бездарное не может быть современным.

Фото автора

Витебск – Москва

Александра ПАХМУТОВА и Николай ДОБРОНРАВОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте