Коллегия Департамента образования под председательством министра образования Исаака Калины рассмотрела вопрос «О механизмах, обеспечивающих повышение качества и эффективности работы системы образования города Москвы». С основным докладом выступила заместитель руководителя Департамента образования Наталья Шерри. Содокладчиками были директор школы №1366 Роман Александров, директор Центра образования №1178 Марина Бычкова, директор школы №980.
Исаак КАЛИНА, министр образования Москвы:- Я должен сказать, что общеизвестно: сотни школ Москвы обеспечивают своим ученикам очень высокий уровень, широкий спектр и надежное качество общего образования. Однако, к сожалению, необходимо признать, что не всем школьникам столицы обеспечен равный доступ к надежному качественному образованию. Какая-то часть школ, что называется, этого не гарантирует. Такого быть не должно. Задача системы образования города – обеспечить всем школьникам Москвы доступность качественного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Напомню, что требования ФГОС триедины: там есть требования к результатам, есть требования к структурам программ, есть требования к условиям их реализации – материально-техническим, финансовым, кадровым. Это естественно, так как, не выполнив требований к условиям, трудно гарантировать выполнение требований к результатам. Поэтому 22 марта 2011 года Правительство Москвы своим постановлением №86-ПП одобрило начало реализации пилотного проекта, который объединяет в себе стремление правительства обеспечить москвичам равнодоступность гарантий качественного образования, а школам – равнодоступность к ресурсам для обеспечения всех необходимых условий. Сегодня установление новых нормативов носит скорее социальный характер, норматив всех старших классов всех пилотных школ выровнен, а точнее, увеличен до норматива, который до сего времени имели только лицеи и гимназии, и теперь все старшеклассники этих школ финансируются по такому же нормативу. Соответственно все остальные классы – чисто расчетное соотношение учебной нагрузки. Перекресток мненийЕвгений Бунимович, уполномоченный по правам ребенка в Москве:то мне понравилось в коллегии – отсутствие заорганизованности. Не было штатных выступающих, были реальные директора школ, которые вступили в тот или иной пилотный проект и хотят добиться результата. Мне понравилось, что в планах есть поиск критериев оценки работы учителя. Я много езжу по регионам и вижу, что все в оценке учителя начинается с ГИА и ЕГЭ и заканчивается, к сожалению, ими же. Приятно, что в Москве этим не ограничиваются. Я за пилотный проект, хотя вижу тут определенные риски, но надеюсь, что они будут минимизированы. В частности, я вижу определенный риск в использовании тех или иных инструментов и критериев для оценки деятельности школы. Как уполномоченный по правам ребенка, я встревожен тем, каким образом можно измерить качество и эффективность с точки зрения атмосферы школы, с точки зрения насилия по отношению к детям, с точки зрения комфортности их образования. Мне кажется, это очень серьезные риски, о которых стоило бы еще поговорить и попробовать найти пути для сведения их на нет. Рассчитываю, что реализовать пилотный проект поможет деятельность наблюдательного совета, который создан в рамках постановления Правительства Москвы и сопредседателем которого я стал вместе с председателем Комиссии по образованию и молодежной политике Московской городской Думы Виктором Кругляковым.Лев Любимов, заместитель научного руководителя ВШЭ:ое-что мне понравилось: возник новый, несоветский язык. Я давно вхожу в коллегию Департамента образования, и советский язык отчетов (все достигнуто, все получено, делать нечего) меня всегда не удовлетворял. В ходе коллегии возник мировой язык как моторный язык, возникли идеи и даже понимание идей. С другой стороны, я понимаю разницу между намерением сделать добро, самим добром и тем, как к нему прийти. В материалах коллегии есть очень важные слова: «экспертиза» и что это такое, как понимается эта экспертиза, есть понимание того, что такое внешняя экспертиза; «диагностика», кто делает диагностику; «консультирование детей» – хорошо бы вдогонку еще предусмотреть и консультирование родителей, ведь это куда важней, чем консультирование самих детей. В материале коллегии упоминаются индикаторы и то, какие именно это должны быть индикаторы. Пару раз я встретил слова «стандарты деятельности», думаю, что над тем, «как все сделать», нужно еще серьезно поработать, так как механизмы упоминаются, но не конкретизируются, а от этого будет зависеть практически все. В пилотный проект введен новый институт – наблюдательный совет. Один из докладчиков сказал, что в управляющий совет надо вводить и родителей-профессионалов. Мне это непонятно: что, непрофессионалы где-нибудь нужны? Я совершенно уверен в том, что если чиновник не в материале, то и система не сработает. Точно так же я уверен: если директор школы не в материале, то ничего он не будет «толкать». Поэтому, думаю, прежде чем начинать пилотный проект, надо было просвещать каждого чиновника от образования, чтобы он подробно знал цели, задачи, суть проекта, чтобы он был адептом, проникся идеями проекта. Для чиновников нужен всеобуч, иначе все закончится словами, произнесенными всуе. Я был на последнем конкурсе «Учитель года Москвы-2011», половина мастер-классов его участников были завалены, так как методисты «накачивали» педагогов-конкурсантов терминами типа «метапредметность», и мастера растерялись. Чиновники и методисты, видимо, не в материале, вот и учителя провалились. Я рад, что в материалах коллегии радикально другой язык, близкий к тому, который мне всегда нравился.
Комментарии