Сергей СОБЯНИН, мэр Москвы: – Как известно, в московских школах, несмотря на то что в целом там высокий уровень развития по сравнению с другими школами страны, проблем более чем достаточно. Существует огромная разница между финансированием школ разного типа, это сказывается и на заработной плате преподавателей, и на учебном процессе, и в конечном счете на качестве образования. Мы говорили о том, что эта ситуация должна постепенно исправляться. Мы должны подтягивать школы, которые имеют очень низкий уровень финансирования до среднего финансирования по городу как минимум.
Мы принимаем решение о проведении пилотного проекта в 125 учебных заведениях, который предполагает поэтапное повышение финансирования в соответствии с нормативами, изменение системы оплаты труда учителей, которая будет зависеть от количества и качества выполняемой работы, введение дополнительного контроля за качеством учебного процесса, в том числе и общественного контроля родительских попечительских советов. В результате мы должны получить качественное, добротное образование в этих школах. Если эксперимент закончится удачно, я в этом уверен, мы должны в течение 2012 года обеспечить распространение этого эксперимента на другие школы, обеспечив соответствующее финансирование. Исаак КАЛИНА, министр образования Москвы:- На недавнем заседании Правительства Москвы было принято решение о начале так называемого пилотного проекта по модернизации качества образования в 125 школах Москвы. Суть проекта в том, что запускается новый механизм, во-первых, финансирования образовательных учреждений, который основан на абсолютно точном, прозрачнейшем расчете того, какой школе и сколько положено средств. Во-вторых, для этих 125 школ приняты новые нормативы, как и обещал Сергей Собянин в ноябре на встрече в школе №1060 с Председателем Правительства РФ Владимиром Путиным. Тогда Сергей Семенович сказал, что москвичам не очень понятно, почему одни школы финансируют из расчета 120 тысяч рублей, другие – из расчета 63 тысячи рублей на ученика, и это положение нужно изменять. Я помню, что комментарии к этому выступлению были такими: сейчас отберут у тех, у кого 120 тысяч рублей, и начнут финансировать из расчета 63 тысячи рублей на ученика. Такие были реакции на выступления мэра. Сегодня принято то решение, о котором говорил Сергей Собянин в ноябре, что нужно поэтапно начинать приравнивать финансирование тех школ, у которых норматив не 120 тысяч рублей, приближая их норматив к нормативу высокофинансируемых школ. Теперь в пилотном проекте утверждены нормативы, которые за базовый норматив берут те 120 тысяч рублей, финансирование учащихся 10-11-х классов, у которых учебный план 36 часов в неделю, составит 120 тысяч рублей. У всех остальных он рассчитывается тоже абсолютно прозрачно – как 120 тысяч разделить на 36 и умножить на то количество часов, которые есть по учебному плану и по нормам СанПиНов. Получается сумма в девятых классах порядка 110 тысяч рублей. Самая маленькая сумма – 73 тысячи в начальной школе. То есть каждый час, каждый урок стоит одинаково – что в одиннадцатом, что в первом классе. Дальше финансирование рассчитывается очень просто. Норматив финансирования одного ученика умножается на число учеников, и вот те деньги, которые школа получает на так называемый фонд оплаты труда, плюс учебные расходы. Сюда не входит то, что город финансирует централизованно: отопление, капитальный ремонт, благоустройство территорий, которое сейчас профинансировано в размере почти 8 миллиардов рублей, питание. Сюда входит зарплата всех работников школы плюс учебные расходы – расходы, связанные с проведением лабораторных работ (приобретением расходных материалов), подпиской и некоторыми другими необходимыми вещами. Но в первую очередь это, конечно, фонд оплаты труда. Поэтому сегодня ни одному человеку не составит труда посчитать, сколько же денег положено каждой из этих 125 школ. Естественно, что мы их предварительно просчитали. Оказалось, что очень разные ситуации. Есть школы, которым придется прибавить очень много, буквально 6-7 процентов финансирования, но таких школ в этом списке немного. Есть такие школы, у которых недофинансирование, могу так сказать, если посчитать по справедливости, до 40 процентов. В среднем по 125 школам Правительству Москвы придется добавить почти 30 процентов финансирования. Понятно, что школа, которую недофинансировали на 40 процентов по нормативу, не может нормально оплачивать труд своих педагогов. Поэтому у нас есть разница в оплате труда учителей одного и того же округа – есть школы, где средняя зарплата учителей 22 тысячи рублей, а есть школы, где средняя зарплата 67 тысяч рублей. Мы понимаем, что собрать высококвалифицированных учителей, платя им 22 тысячи рублей, намного сложнее, чем там, где их зарплата будет 67 тысяч рублей. Понятно, что, пока мы не дадим возможность школе, где 22 тысячи, поднять уровень зарплаты учителей до 67 тысяч рублей или хотя бы до средней по промышленности в Москве, ждать там позитивных изменений, ждать, что родителям будет все равно, в какую школу вести ребенка, и поэтому они побегут в ту, которая рядом с домом, потому что она удобнее, конечно, не приходится. Сегодня появляется механизм абсолютно прозрачного и справедливого финансирования школ. Более того, мэр принял решение, что это финансирование передается этим 125 школам не по статьям, которые чиновники расписали и отдали, а целиком. Не чиновники распределяют эту сумму, ее посчитали автоматически и единой суммой отправляют в школу. И вот дальше наступает самый сложный момент: а готова ли школа к определению единства директора, педколлектива, родителей, учеников правильно распределить эти средства, на наступит ли момент, о котором когда-то Высоцкий написал: «Дали вчера мне свободу, что я с ней делать буду». Я думаю, сегодня у нас главная задача (мы все вместе ею занимаемся) – учеба директоров, председателей профсоюзных комитетов тому, чтобы они могли эффективно распределить эти средства. Но я уверен, что администрация школы сделает огромную ошибку, если не привлечет к этой работе профессиональное сообщество родителей. Я говорю профессиональное, потому что среди родителей есть великолепные финансисты, экономисты, юристы, привлекая их к этой работе, можно получить очень грамотное решение всех задач. Более того, в связи с тем, что школа имеет право самостоятельно распределять эти средства с участием управляющего совета во главе школы, в том же постановлении Правительства Москвы прописано право школы устанавливать собственную систему оплаты труда. Это еще одно испытание для школы. Я уверен, что у многих директоров будет соблазн всем распределить поровну, чтобы внутри школы никто не жаловался. Тогда уважаемые родители никакого повышения качества обучения детей могут не ждать. Не зря в учебнике физики записано, что движение электронов в цепи, то есть вообще движение, появляется только при разности потенциалов. Без этого движение не начинается, и пока учитель не знает, что за более качественную работу он получит больше, чем, если он не будет добиваться этих результатов, вряд ли у него наступит момент мотивации. Но здесь есть другая опасность: когда сопротивление цепи не выдерживает разности потенциалов, бывает короткое замыкание. Здесь важно, какой уровень дифференциации разумен. Я думаю, что родители должны войти в управляющие советы, которые будут помогать директору школы принимать правильные решения. Такие советы будут созданы во всех 125 школах, так как здесь, наверное, очень важны аналитические функции и у многих родителей-профессионалов в этом плане есть хороший опыт. Я уверен, что никакими административными методами нельзя добиться этого, поэтому на основе механизмов нормативно-подушевого финансирования, предоставления самой школе права распределять получаемые средства мы сможем (если отнесемся к этому именно как к коллективному делу, а не отдадим это на откуп одному директору) сделать очень значительный рывок вперед качества образования тех школ, которые пока оставались недофинансированными, а значит, неукомплектованными высокопрофессиональными педагогическими кадрами, имели низкий уровень мотивации к качественной работе педколлектива. Такой механизм мы сегодня запускаем, а к каким последствиям он приведет, наверное, зависит от всех нас – от каждого управленца, от каждого учителя, от каждого родителя. Приложение 1 к постановлению Правительства МосквыПеречень государственных образовательных учреждений, участвующих в реализации пилотного проекта по развитию общего образования в МосквеВосточный округ1. Школа №3472. Школа №3513. Школа №3774. Школа №3785. Школа №3866. Школа №4237. Школа №6908. Школа №7969. Школа №81010. Школа №102111. Школа №103212. Школа №103513. Школа №116714. Школа №192415. Школа №194716. Школа №2035Западный округ17. Школа №3718. Школа №6319. Школа №8120. Школа №9921. Школа №80722. Школа №81423. Школа №91424. Школа №100125. Школа №100226. Школа №100727. Школа №101828. Школа №172629. Школа №2025Зеленоградский округ30. Школа №85431. Школа №85332. Школа №61733. Школа №71834. Школа №1194Северный административный округ35. Школа №18536. Школа №21237. Школа №21338. Школа №68339. Школа №22140. Школа №22241. Школа №23642. Школа №74343. Школа №60144. Школа №69245. Школа №70646. Школа №71747. Школа №72748. Школа №202049. Школа №204350. Школа №849Северо-Восточный округ51. Школа №237 имени В.Ф.Орлова52. Школа №25853. Школа №27754. Школа №28355. Школа №285 имени В.А.Молодцова56. Школа №29657. Школа №30558. Школа №35259. Школа №52960. Школа №65561. Школа №75262. Школа №75863. Школа №76264. Школа №96265. Школа №96366. Школа №109867. Школа №2044Северо-Западный округ68. Школа №11469. Школа №59370. Школа №68071. Школа №88272. Школа №101073. Школа №115574. Школа №119275. Школа с этнокультурным (русским) компонентом образования №1747Центральный округ76. Школа №23277. Школа №33078. Школа №61379. Школа №106080. Школа №132381. Школа №8382. Школа №480 имени В.В.Талалихина83. Школа №49884. Школа №130585. Школа №588Юго-Восточный округ86. Школа №43087. Школа №481 имени И.Х.Баграмяна88. Школа №62389. Школа №63290. Школа №68791. Школа №77692. Школа №104193. Школа №114394. Школа №1738 имени А.Миля95. Школа №191096. Школа №196797. Школа №2011Юго-Западный округ98. Школа №10299. Школа №22100. Школа №516101. Школа №17102. Школа №779103. Школа №1995104. Школа №626 имени Н.И.Сац105. Школа №865106. Школа №3107. Школа №1174108. Школа №1981109. Школа №18Южный округ110. Школа №426111. Школа №492112. Школа №507113. Школа №511114. Школа №547115. Школа №566116. Школа №856117. Школа №870118. Школа №932119. Школа №947120. Школа №949121. Школа №980122. Школа №1034123. Школа №1173124. Школа №2001125. Школа №2016
Комментарии