Через воспитание в детях бережного отношения к слову им прививается уважение к родной культуре. В этом убеждена Светлана ОГНЕВА, учитель русского языка и литературы из Ханты-Мансийского автономного округа. Ее урок, проведенный в 5-м классе (в номинации «Гражданское и патриотическое воспитание»), был посвящен правописанию окончаний «-тся» и «- ться» в глаголах неопределенной формы.
Дети овладели способом написания данной орфограммы и использовали свое умение, выполнив творческую работу на тему «Осенний парк». Урок способствовал эмоциональному восприятию русского языка и воспитанию бережного к нему отношения.
О славянских богах третьеклассникам рассказала учитель истории и обществоведения из Воронежской области Елена КИСЕЛЕВА. Основной целью ее урока было ознакомить детей с языческим миром наших предков и показать, что человек в те далекие времена пытался по-своему объяснить силы природы. Вполне доступным языком учитель подвела школьников к тому, что они поняли: традиции русского народа идут из глубины веков.
Лариса ГАРТМАН, учитель русского языка и литературы из Республики Алтай, познакомила шестиклассников с памятником древнерусской литературы «Повесть временных лет». Для того чтобы настроить детей на восприятие темы, Лариса Андреевна продемонстрировала музыкальный фрагмент былины и отрывок из видеофильма о древнерусских книгах. В отрывке из «Сказания о Кожемяке», использованном на уроке, ученики находили примеры мужества русских людей, патриотизма, любви к родной земле.
Интересный, динамичный урок в 7-м классе на тему «Нидерланды в борьбе за свободу» провела учитель истории из Еврейской автономной области Валентина КОВАЛЕНКО. Дети с удовольствием работали с текстом, географической картой и активно отвечали на вопросы. Валентина Федоровна эмоционально обрисовала подвиг нидерландского народа в борьбе с испанским владычеством на примере защитников Лейдена. Герцогу Альбе, осадившему город и предложившему капитуляцию, горожане ответили так: «Если мы будем умирать от голода, мы будем грызть свою левую руку, но правую руку мы сохраним для того, чтобы держать оружие».
На двух уроках в 11-х классах была предложена тема «Альтернативы развития России в начале ХХ века».
Учитель истории из Республики Бурятия Бато ЦЫДЫПОВ предоставил старшеклассникам возможность аргументированно доказать, что «выбор варианта зависит от субъектов политики – властных структур и политического лидера». Бато Батарович попросил ребят обратить внимание на личностные качества людей, стоявших у власти. Ученики разделились на две группы – одни защищали позиции Витте, другие – позиции и взгляды Плеве. Первый, как известно, предлагал реформы, а второй был за сохранение самодержавия. Но в чем же сходились взгляды этих политических лидеров? И Витте, и Плеве хотели процветания России, были патриотами своей Родины.
Урок учителя истории из Астраханской области Павла ЖДАНОВА прошел несколько в другом ракурсе. Павел Сергеевич считает, что знание только тогда является настоящим, когда ученики доходят до него самостоятельно. Он предложил старшеклассникам живую дискуссию. Ученики были разбиты на три группы – «революционеров», «либералов» и «консерваторов». Опираясь на документальные факты, школьники довольно убедительно доказывали, что именно их путь развития является оптимальным. Далее ученики разобрались, почему в России произошла революция. Возможно ли повторение истории? Оно не будет возможно, если власть и общество будут идти по пути взаимопонимания и поддержки.
Наталья БОРИСОВА, учитель истории и обществознания из Чукотской автономной области, провела урок в 9-м классе на тему «П. А. Столыпин и его программа реформ». Особое внимание Наталья Борисовна уделила личности политического деятеля начала ХХ века и его переселенческой политике. Наталья Борисовна попросила детей подвести итоги столыпинских реформ. Какие из них носили положительный характер, а какие отрицательно сказались на развитии России. К положительным итогам школьники отнесли заселение Сибири и Дальнего Востока, создание крепких единоличных хозяйств и рост их товарного производства. Отрицательные моменты – разорение многих переселенцев и возвращение их в родные места.
Почему в Англии было создано гражданское общество? Почему ее развитие пошло не революционным путем, а эволюционным? На эти и другие вопросы восьмиклассники искали ответы на уроке учителя истории из Чеченской республики Руслана ЖАБРАИЛОВА. Школьники изучали тему «Англия в конце XVIII – первой половине XIX века». Урок Жабраилова в плане гражданского и патриотического воспитания запомнился тем, что учитель пошел по пути сравнения развития Англии и России. Цитируя русских классиков, Руслан Наиппович показал, что Родину нужно любить всегда – и в годы ее процветания, и в период ее упадка.
Интересный урок гражданственности на тему «Понятие социальных групп» провел учитель истории и обществознания из Саратовской области Сергей ШАРОВ. В начале занятия одиннадцатиклассникам был показан отрывок из исторической хроники о дореволюционной России. Цель урока заключалась в том, чтобы выяснить значение существующих социальных групп в современном обществе и показать их фактическую значимость. Шаров выделил черту гражданственных отношений в российском обществе. Ученики самостоятельно определили, к какой квалификации относятся пять социальных групп: вынужденные переселенцы, пикетчики, учителя, европейцы и пенсионеры. Дальше урок развивался в форме диалога. Вопрос учителя: какая из вышеперечисленных групп вызывает у вас негативные чувства? Ответ класса: пикетчики и вынужденные переселенцы. Пикетчики «создают много шума, мешают работать правительству». Учитель наводит ребят на мысль, что и они могут стать пикетчиками, чтобы отстаивать свои права, закрепленные Конституцией. Вынужденные переселенцы «занимают рабочие места, не платят налоги». Но откуда эти переселенцы пришли? «Оттуда, где им плохо жилось». Сергей Олегович напомнил старшеклассникам, что вынужденные переселенцы – это такие же граждане России, как и мы. И никто из нас не может ручаться, что никогда не попадет в их число. Сам собой напрашивается вывод: если в государстве есть такие социальные группы, как вынужденные переселенцы, значит, в нем не все в порядке и нужно искать пути решения этой проблемы.
Комментарии