Новая книга Светланы Потаповой «Девочка в клетчатом платке» вышла в издательстве «Детская литература» в серии «Лауреаты Международного конкурса им. С.Михалкова» и молодежным жюри конкурса названа лучшей работой.
Есть ценности, которые не исчезают из человеческой жизни на протяжении веков и тысячелетий, – любовь, честность, справедливость. Что бы ни диктовали новые воззрения, навязанные нашим суетным временем и условиями существования, доброта и великодушие должны быть главными определяющими человечности. Но как научиться бескорыстной любви и самоотверженности? Наверное, лишь тренируя душу, развивая восприятие прекрасного, учась считывать важное, истинное. Все это можно получить и впитать, читая книги, вглядываясь в лица и глаза на чуть выцветших полотнах старых мастеров, слушая гармонию музыки, созерцая картины природы. Толчок для духовного роста, конечно, может дать семья. Но бывает и так, что ценности семьи не всегда совпадают с внутренними понятиями подлинной красоты и духовности, с влечением к познанию чего-то большего, нежели повседневность.
Так случилось с Димкой, героем книги Светланы Потаповой «Девочка в клетчатом платке». Дима, ученик первого класса художественной школы, а в обычной жизни шестиклассник, бродит по залам Русского музея и вспоминает, что за прошедший год он узнал о русской живописи. Он неплохо разбирается в художниках, понимает, чем Куинджи отличается от Айвазовского, любит Саврасова и Брюллова. Но есть у него одна тайна. Картина. Он влюблен в изображенную на ней девочку. «Девочку в клетчатом платке» Алексея Венецианова. Нет-нет, это не опечатка. Именно «Девочка», а не «Девушка в клетчатом платке», как на самом деле называется картина русского художника. Ведь герою всего тринадцать лет, и он влюбляется в образ, который увидел на полотне старого мастера, думая о красивой девочке как о своей ровеснице. Герой – тонко чувствующий мальчик, почти уже юноша – переполнен любовью к прекрасному. Душа его на удивление трепетна. Такие мальчишки встречаются в книгах Крапивина. Такие подростки почти исчезли из реальности, ведь в нашем грубом мире надо выживать и толкаться локтями, а этот… Этот другой. Он чувствует нити мироздания в масштабах Вселенной, а не то, как надо поступать в трехмерном мире, он свято верит, что зло обязательно будет наказано, а добро… Добро обязательно победит, как в сказке.
Димка смотрит на жизнь не глазами среднестатистического современного, немного отстраненного и, как правило, высокомерного, уже «познавшего жизнь» подростка, его видение мира отличается от общепринятого… Да и сам он будто герой приключенческих книг эпохи романтизма. У него есть Прекрасная Дама, и он предан ей, втайне надеясь встретить ее в жизни. И чудо случается. Это почти история Пигмалиона! Отличие в том, что герой не вылепил свою Галатею, а словно материализовал.
Когда Димка с группой учеников своей художественной школы выезжает с педагогом Андреем Владимировичем из Санкт-Петербурга на этюды в Новгородскую область, происходит удивительное: он встречает воплощенный образ красоты, словно сошедшую с картины девочку в клетчатом платке во плоти. Как это возможно? Материализовались ли его мысли, или Венецианов когда-то в ХIХ веке запечатлел на картине кого-то из ее дальней давней родни… На это нет ответа. Но чудо свершилось: вот она, мечта юного художника – живая, современная. И совсем не такая, какой ее придумал себе Димка.
Настя напрочь лишена романтизма, присущего ее воздыхателю. У нее абсолютно материалистический и современный взгляд на жизнь, прагматичный и расчетливый. Она умна, стремится узнавать больше, как и Димка, но в ней нет тех духовности и тонкости, которые хочет в ней видеть герой книги. Настя стремится получить образование и уехать из деревни. Она участвует в дебатах, разбирается в экономике, удивляя познаниями и логикой учеников художественной школы, да и взрослых тоже. Откуда в девочке так много понимания современного мироустройства? Она точно знает, что сегодня ценно, и выбирает из двух мальчишек обеспеченного москвича Артура, а не одухотворенного Диму.
Артур – полная противоположность питерскому творческому мальчику. Он деятелен и знает, как и Настя, чего хочет от жизни. Он настроен только на успех. И, казалось бы, после некрасивого расставания с Настей он может сотворить еще большее предательство… Но даже у плохих героев есть свой предел. Артур смог предать девочку и даже логически объяснить ей, почему он это сделал, но что касается творчества… Нет. Эта сфера не может быть запятнана даже таким, как он. И на подлог, к которому склонил его учитель рисования Малякин, конкурент и вечный антагонист Андрея Владимировича, Артур не смог пойти. Студент признается прямо на сцене во время награждения на конкурсе, что он не может стать победителем, ведь картину ему помогал рисовать Малякин, а это нечестно. Артур оказался принципиальным в вопросе творчества, он не готов побеждать, предавая самого себя. Этот момент в книге один из самых удивительных. В такие минуты понимаешь: искусство действительно облагораживает людей, воспитывает человека, находящегося в сфере его влияния, если сердце последнего не очерствело окончательно и может воспринимать красоту, не дает совершать подлости.
Книга Светланы Потаповой «Девочка в клетчатом платке» как раз о силе искусства. На что мы способны, когда вдохновлены? Какие стены готовы снести на пути к восстановлению справедливости? Как меняется мировосприятие, когда соприкасаешься с прекрасным, впитываешь его?
Эта работа будет интересна и детям, и взрослым. Безусловно, каждый увидит свое: детей ждет экскурс в историю русского изобразительного искусства, они ознакомятся кроме знаменитого портрета «Девушки в клетчатом платке» Венецианова с картинами других русских художников, может быть, впервые узнают об Окуджаве, о том, как выезжают на этюды, как работают юные художники, а взрослые… Взрослые прочитают, как рвутся судьбы от зависти, как истинная любовь преодолевает время и расстояние, как наказывается предательство и никакие мнимые заслуги не могут встать на пути настоящих чувств.
Повесть заканчивается хорошо. Но чтобы добраться до счастливого финала, героям придется разобраться в своих чувствах, хитросплетениях судеб и понять, что искусство для всех одно. Неделимо и вечно.
Потапова С.А. Девочка в клетчатом платке. Повесть. Иллюстрации Н. Курбановой. – М. : Детская литература, 2021 (серия «Лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова»). – 160 с.
Справка
Светлана Александровна Потапова – собкор «Учительской газеты». Дважды лауреат Международного конкурса имени А.Куприна Союза писателей Крыма. Заняла 1-е место на конкурсе имени А.Куприна в номинации «Лучшее произведение для детей». Лауреат премии имени Сергея Михалкова, обладатель приза молодежного жюри конкурса имени С.Михалкова. Входила в лонг- и шорт-листы премий «Книгуру», «Белая ворона», «Хрустальный родник», Международного конкурса имени Владислава Крапивина. Финалист конкурсов имени Сергея Довлатова, «Молодые писатели вокруг «ДЕТГИЗА», конкурса «Линия фронта» Союза российских писателей и др. Публиковалась в «Литературной газете», журналах «Нева», «Санкт-петербургская искорка», «Новгород литературный», журнале Союза писателей Крыма «Белая скала», литературных альманахах и сборниках. Историко-художественный роман Светланы Потаповой «Надя-сан из села Медведь» с одобрения регионального Министерства образования включен в программу внеклассного чтения пилотных школ Новгородской области. Изданные книги: «Ремонт» (М., КомпасГид, 2019), «Покатилось жизни колесо» (в соавторстве, М., Вече, 2020), «Девочка в клетчатом платке» (М., Детская литература, 2021). Конкурс имени Сергея Михалкова был учрежден в 2007 году Российским фондом культуры и Советом по детской книге России и проводится раз в два года. Его целью является привлечение внимания к детской литературе, открытие новых имен, поощрение писателей, работающих для детей. В 2020 году в конкурсе участвовало 600 рукописей. 13 работ вышло в финал, их авторы признаны лауреатами премии имени С.Михалкова. Лауреатом конкурса и победителем в номинации «Выбор молодежного жюри» стала Светлана Потапова с повестью «Девочка в клетчатом платке».
Анна ТРОФИМОВА
Комментарии