В советское время авторами школьных учебников по геометрии были крупные ученые – академики А.Н.Колмогоров, А.В.Погорелов, А.Д.Александров и др. Новый учебный комплект «Геометрия» для 10-11 классов с углубленным и профильным изучением математики, вышедший в издательстве «Дрофа», написан преподавателями-практиками Е.В.Потоскуевым и Л.И.Звавичем. Как отмечают школьные учителя математики, содержание и структура этих учебников полностью соответствуют требованиям новых учебных программ, а их отличительной особенностью являются ясность и простота изложения материала и наличие большого количества рисунков, которые «сочно» иллюстрируют «сухую» теорию. В одном из предыдущих выпусков газеты мы рассказывали о Леониде Исааковиче Звавиче. Сейчас мы представляем нашим читателям Евгения Викторовича Потоскуева, с которым нам удалось встретиться во время его недолгого пребывания в Москве. Евгений Викторович возвращался из поездки в Приднестровье и Брянск, где участвовал в методических семинарах, организованных издательством «Дрофа».
Евгений Викторович Потоскуев, кандидат физико-математических наук, автор более 60 научных и научно-методических работ, в том числе учебников и учебных пособий, живет в г.Тольятти и работает научным руководителем кафедры математики МОУ физико-технического лицея №67, проводит занятия с математически одаренными учащимися 7-11 классов этого лицея, руководит научно-методическим семинаром учителей математики.
Уральский «самородок»
Богата уральская земля не только самоцветными каменьями и цветными металлами. Издревле богат этот край также и талантливыми, сильными людьми. Именно здесь, на Урале, в рабочем поселке Верхняя Сысерть, в родных местах писателя Бажова, родился в 1939 году и будущий «тольяттинский Пифагор» (как его окрестили в местной газете «Образование – Самарский регион», №1, 2005 г.) Евгений Викторович Потоскуев.
В семье, где родился Евгений Потоскуев, было семеро детей. Отец работал на шахте бурильщиком и, понятное дело, никакого отношения к математике не имел. Мама умерла рано. Евгению тогда было всего 9 лет, и его на воспитание взяла к себе бабушка – Елена Ивановна Сабурова, женщина в поселке весьма уважаемая, достаточно строгих нравов и справедливая. Вскоре шахту в поселке закрыли, отец стал работать в лесу. Повзрослев, Евгений летом на каникулах уезжал вместе с отцом в лес помогать ему в работе.
После окончания местной семилетки среднее образование можно было получить в районном центре – в г. Сысерть (Свердловская область). Среднюю школу им. П.П.Бажова Евгений Потоскуев окончил в 1957 г. Дальше был Кировский пединститут. В то время на физмате были замечательные преподаватели. Лекции по математическому анализу, теории функций читал профессор Ф.Ф.Нагибин, по геометрии – кировский профессор А.Н.Колмогоров, доценты Л.А.Зыкова и Н.М.Федорова.
Окончив пединститут, Евгений Потоскуев служит 2 года в армии и затем заканчивает аспирантуру при кафедре геометрии Ярославского пединститута им. К.Д.Ушинского (ныне – педуниверситет), которой руководил замечательный известный ученый и педагог – доктор физико-математических наук, профессор Захар Александрович Скопец.
Во время учебы в аспирантуре на физмате ЯГПУ геометрию, кроме профессора З.А.Скопеца, преподавали прекрасные ученые: профессор А.М.Лопшиц, доценты О.А.Котий, В.М.Майоров, Г.Б.Хасин. Частыми лекторами были приглашенные известные ученые-геометры Б.А.Розенфельд, Н.М.Бескин, Н.Ф.Четверухин, И.М.Яглом и др. Общение с ними имело огромное значение в более глубоком изучении геометрии как науки и как учебного предмета в вузе и школе. Под их влиянием и сформировалось научно-педагогическое мировоззрение молодого ученого.
Большое влияние на Евгения Викторовича оказала совместная работа под руководством великого академика Андрея Николаевича Колмогорова с одаренными детьми в летней математической школе на Рубском озере (1968 год).
После окончания аспирантуры и защиты в 1968 г. диссертации на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук Евгений Викторович Потоскуев работал в педвузах в Вологде, Запорожье, Иванове и др. Пока судьба не привела его в г. Тольятти, где открывался новый филиал Самарского пединститута. Именно в городе Тольятти произошел еще один неожиданный поворот «педагогической карьеры» Евгения Викторовича: он пошел работать в школу.
В школе всегда есть место творчеству
В 1989 году в Куйбышевской (ныне -Самарской) области были открыты два лицейских класса с углубленным изучением математики: один – в Куйбышеве, другой – в Тольятти. В класс отобрали наиболее способных учеников из разных городских школ. На работу пригласили лучших преподавателей пединститута. Одним из них был и Евгений Викторович Потоскуев. Через два года в этой школе по программе углубленного изучения математики обучались три лицейских класса, а школа стала называться лицеем. Евгений Викторович проводил занятия по геометрии, черчению, алгебре и началам анализа. Возможно, не будь этой школьной практики, не было бы и нового учебника по геометрии, замысел которого родился у Евгения Викторовича как раз из опыта преподавания геометрии.
Работая в классах с углубленным изучением математики, учителю приходилось каждый год «наступать на одни и те же грабли»: трудно было приступать в 10 классе к изучению стереометрии по учебнику «Геометрия» А.Д.Александрова для спецшкол после того, как дети до 10 класса занимались по учебнику А.В.Погорелова. Выход из этой ситуации был только один – необходим новый учебник. К тому времени Евгений Викторович уже являлся автором ряда методических разработок по геометрии, читал лекции на областных и региональных семинарах учителям математики из Вологды, Запорожья, Севастополя, Иванова, Майкопа, Сургута, Нижневартовска, Самары, Тольятти и др. Этот опыт и позволил ему начать в 1992 году работу над новым учебным пособием.
Ведя геометрию в десятых и одиннадцатых классах, Евгений Викторович продолжал работу над учебниками. И в 1995 г., в 1996 г. и 2000 г.при поддержке городского фонда «Развитие через образование» и администрации г. Тольятти были изданы учебные пособия Е. В. Потоскуева «Геометрия. 10 кл.», «Геометрия. 11 кл.» и «Геометрия. 10-11 кл.» для классов с углубленным изучением математики.
В 2000 г. в Москве «Дрофа» издала сборник задач Л.И.Звавича и др. «Геометрия. 8 – 11 кл.». Летом того же года при встрече в Москве Л.Звавич и Е.Потоскуев пришли к соглашению о совместной работе над новыми учебниками. Эта работа началась в октябре 2000 года. В основу учебников было положено учебное пособие Е.В.Потоскуева «Геометрия» для 10-11 классов. В задачный материал включены многие задачи из сборника Л.И.Звавича и др. «Геометрия. 8 – 11 кл.».
. Евгений Викторович вспоминает: «При подготовке к изданию всех книг нашего учебно-методического комплекта, включая методические и дидактические пособия, у нас с Леонидом Исааковичем ни разу не возникало принципиальных разночтений как относительно содержания и расположения материала, так и методики его изложения – как будто мы дули в одну дуду. Практически мы дополняли друг друга, и это благотворно сказалось на качестве нашего учебно-методического комплекта».
Особенно волнительная процедура для автора учебника – прохождение Федерального экспертного совета при Министерстве образования. Так вот, за присвоение грифов «Допущено» и «Рекомендовано» учебникам и задачникам члены ФЭС голосовали единогласно. Все учебники включены в Федеральный перечень учебной литературы на 2005-2006, 2006-2007 учебные годы.
Есть в этом заслуга и бессменного внештатного редактора всех учебников Евгения Викторовича Потоскуева – его жены, Тамары Николаевны. Будучи сама опытным учителем математики, она стала первым читателем его учебников, замечая и обсуждая с автором те места в тексте, которые, по ее мнению, требовали более простых формулировок. В каждой из этих книг авторы выражают ей свою благодарность.
Дело сделано, а работа продолжается
Первое издание учебников и задачников «Геометрия» Е.В.Потоскуева и Л.И.Звавича для 10 и 11 класса вышло в 2003 году. Сейчас книги расходятся по всей стране, и издательство «Дрофа» готовит к выпуску уже четвертое их издание. Кроме того, в 2004 г. и 2005 г. издательство «Дрофа» выпустило в свет методические пособия для учителей. Таким образом, был издан новый учебно-методический комплект по геометрии для классов с углубленным и профильным изучением математики.
Что же отличает новый комплект?
Прежде всего, по мнению авторов, при написании учебников выдержан принцип преемственности. Мы придерживаемся концепции изучать в задачах начальные и основополагающие темы стереометрии, используя при этом модели и изображения куба, правильного тетраэдра, призмы, пирамиды, параллелепипеда, так как такие задачи обладают конструктивностью и содержательностью, а рассуждения учащихся при их решении становятся доступными и естественными, что, в свою очередь, приводит к сознательному и эффективному формированию у ученика конструктивных пространственных представлений.
Наш комплект является самодостаточным. Теоретического и задачного материала в нем вполне достаточно для организации и проведения учебного процесса. Помимо текста, содержащего программный теоретический материал, в учебниках имеется ряд дополнений и приложений, а в задачниках предлагаются задачи дополнительных разделов.
Так, в учебнике 10 класса содержатся дополнительный материал об изображениях фигур в параллельной проекции, список основных теорем 10 класса, список основных задач на построение в пространстве, формулы планиметрии и стереометрии, примерное почасовое планирование. В задачнике 10 класса содержится очень важный дополнительный материал о построении сечений многогранников. Причем проиллюстрирована динамика построения сечений многогранников, чего нет ни в одном из имеющихся школьных учебников и задачников. Здесь же собран обширный теоретический и задачный материал по планиметрии. Решение учеником данных в этом разделе задач вполне достаточно, чтобы поднять его «планиметрическую культуру».
А каков арсенал дополнительного материала в учебнике 11 класса! Здесь имеются интересные дополнения «О применении определенного интеграла для нахождения объемов тел вращения», «О симметриях правильных многогранников», «О поверхностях второго порядка», «О векторном произведении векторов». А в кратких очерках «Об элементарной геометрии», «Об аналитической геометрии», «О дифференциальной геометрии», «О проективной геометрии», «О неевклидовой геометрии Лобачевского», «О сферической геометрии», «О топологии» приводятся интереснейшие историко-биографические справки о жизни создателей отдельных ветвей геометрии и рассказывается о путях становления этих ветвей геометрии как науки. В очерке «Об аксиоматическом построении геометрии» речь идет о построении трехмерной евклидовой геометрии по Гильберту и по Вейлю, что является логическим завершением изучения школьного курса геометрии.
Задачник, наряду с достаточно большим числом учебных задач, относящихся к программному материалу учебника 11 класса, содержит стереометрические задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значений, на склеивание многогранников, а также конкурсные стереометрические задачи, предлагавшиеся при поступлении в МАИ, МГУ, МФТИ (государственный университет), МГТУ им. Баумана и др.
Посмотрите на весь арсенал программного и дополнительного материала учебников и задачников комплекта, и вы увидите, что он может стать хорошей основой и для научных докладов учащихся, и для ведения ряда полугодовых и годовых элективных курсов по геометрии – целое «море» для творческого развития учащихся!
А сколь много полезных советов и методических рекомендаций в наших методических пособиях! Тут и материалы для контрольных работ, зачетов, экзаменов, и примерное почасовое планирование, и многое другое!
Так что остается от души пожелать ученикам и учителям успехов, удач в учении и обучении по нашим книгам.
Но совместная работа Е.В.Потоскуева и Л.И.Звавича над комплектом не закончена. Скоро в издательстве «Дрофа» выйдет в свет их сборник контрольных работ к новым учебникам. Новым совместным проектом этих двух учителей стало создание трех отдельных книг – тестов по геометрии для учащихся 7-9 классов, которые выйдут в свет в ближайшее время. Кроме того, «Дрофа» готовит элективный курс Е.Потоскуева «Векторы и координаты как аппарат решения геометрических задач». Он работает над созданием и других элективных курсов по геометрии для старшеклассников. И это при том, что Евгений Викторович ведет занятия с одаренными учащимися лицея №67 г. Тольятти, участвует в проведении семинаров «Дрофы», проводит занятия с учителями, до последнего времени являлся профессором кафедры ТГУ. Удивительно, как на все хватает времени и сил у этого крепкого, жизнерадостного человека. Из космоса он их черпает, что ли? А может, наоборот, от родной земли, от уважения земляков (в 2004 г. Евгений Викторович стал дважды лауреатом городской премии им. В. Татищева в области образования), от учеников, которые относятся к нему с сыновней любовью. Многие из его бывших учеников окончили лучшие вузы страны, стали кандидатами наук и хорошими специалистами. Они не забывают Евгения Викторовича и, бывая в Тольятти, навещают его, радуются его успехам и делятся с ним своими.
Комментарии