В картинах художников, и прежде всего в пейзажах, мы обычно ищем те моменты, которые наблюдали в природе, но если говорить о море, то любовь к нему у меня началась с полотен Айвазовского. Его море то тихое, спокойное, ласковое, то вдруг шумное, гневное, грозное, даже безжалостное. После картин Айвазовского я полюбила море заочно и, до того как увидела его, уже знала, что оно прекрасно и что может ежеминутно меняться, выражая свое отношение к ветру, солнцу.
Чтобы воспевать море в красках, как делал Иван Айвазовский, нужно действительно знать его с детства. Художник-маринист родился и жил в Крыму, в Феодосии. В шестнадцать лет он приехал в Петербург и представил свои детские рисунки в Академию художеств, куда и был зачислен в пейзажный класс. Его талант быстро развивался, и уже через два года учебы Айвазовскому была присуждена серебряная медаль второго достоинства за этюд «Воздух над морем», а еще через два года совет академии постановил: удостоить Айвазовского «за превосходные успехи в живописи морских видов золотой медали первой степени, с которою сопряжено право путешествия в чужие края для усовершенствования».
В конце сороковых годов ХIХ века художник участвовал в военно-морском походе к берегам Кавказа. На военном корабле он познакомился с известными русскими морскими офицерами, будущими героями обороны Севастополя В.Корниловым, П.Нахимовым и В.Истоминым.
В те годы Иван Константинович написал картины «Лунная ночь в Гурзуфе», «Морской берег». И затем наконец-то смог выехать за границу. За свою жизнь он несколько раз побывал в Италии, во Франции, в Египте, плавал к берегам Малой Азии, уже в старости совершил путешествие в Америку. Но где бы он ни был, его всегда влекло к родным берегам, к Черному морю, которое он считал самым красивым.
После первой поездки за рубеж Айвазовскому в 1844 году за выдающиеся заслуги в живописи было присуждено звание академика и поручен большой и сложный заказ: нарисовать все русские военные порты на Балтийском море. За это военно-морское ведомство дало ему почетное звание художника Главного морского штаба с правом ношения адмиралтейского мундира. Через год после выполнения этого ответственного заказа Айвазовский вместе с адмиралом Литке отправился в путешествие к берегам Малой Азии и островам Греческого архипелага.
Во время этого плавания он сделал много карандашных рисунков. Они в течение нескольких лет затем использовались художником при написании картин. После путешествия Иван Константинович остановился в Крыму, начав строительство большого дома и мастерской. В 40-50-х годах ХIХ века Айвазовский находился под влиянием живописи Карла Брюллова. Полотна последнего восхищали уже известного мариниста, особенно романтизм, свойственный кисти талантливого итальянца. Например, картина Айвазовского «Чесминский бой», несомненно, была написана под таким влиянием. Вот ее содержание: горят корабли турецкого флота. По существу это один пылающий костер. В воздух летят обломки мачт, палуб. На переднем плане возвышается флагман русской флотилии, к которому подходит шлюпка с командой матросов.
Тот же романтизм ощущается в картине «Девятый вал». Раннее солнце осветило разгулявшуюся стихию и гибнущих людей. Зловеще поднимается «девятый вал», который вот-вот обрушится на кучку несчастных, ухватившихся за обломки мачт, как за спасительную соломинку. Картина будит воображение, и зрители наверняка могут себе представить, какая катастрофа произошла ночью, как тонул корабль и гибли моряки. Эту картину Айвазовского считают по праву одним из лучших его произведений. Так было и при его жизни, таким же ярким, не оставляющим никого равнодушным остается это полотно и сегодня. Мне пришлось наблюдать, как много людей останавливается подолгу возле нее в Русском музее, где эта картина хранится. Группа студентов, как потом выяснилось, приехавших из Владивостока, уселась возле нее в кружок прямо на полу и слушала экскурсовода, внимая каждому слову. Потом они задавали много вопросов. Их, живущих на берегу Тихого океана, интересовало, какие краски предпочитал маринист, рисуя море в разные моменты его состояния.
Иван Константинович любил изображать море, когда оно волновалось, в минуты сильного гнева, когда стихия чувствовала свое превосходство. В 60-70-е годы Айвазовский с упоением изображает море бушующее, жесткое, прекрасное в своем неистовстве. К этому времени относятся его картины «Буря ночью», «Буря на Северном море». Здесь море изображено в движении, в динамике, в бесконечном изменении «внешности». Тихое, ласковое спокойствие сменяется шквалом несущихся волн. Художник как бы прочувствовал, уловил никому не подвластные ритмы волн и передал красоту их с неподражаемым мастерством. Еще раньше Иван Константинович посвятил несколько картин военным морским сражениям. Вскоре после Синопской битвы он поехал в Севастополь, там беседовал со многими участниками этого героического сражения. И скоро там же, в Севастополе, были выставлены две картины, посвященные этой битве. На выставке побывал сам адмирал Нахимов и высоко оценил эти произведения. Айвазовский искусно писал не только морскую стихию, но и картины сражений на море.
Столь же плодотворным оказалось путешествие Ивана Константиновича на Кавказ. Горные пейзажи в его изображении тоже были высоко оценены. Горные цепи у него получились как застывшие, окаменевшие волны. В Армении Айвазовский запечатлел озеро Севан и Араратскую долину. После этого путешествия Иван Константинович предпринимает другое – в Египет на открытие Суэцкого канала. В итоге этой поездки была написана панорама канала, а также несколько картин о природе Египта, жизни и быте египтян.
Есть у Айвазовского картина, на которой изображены «Ледяные горы», до него никто не рисовал полярные льды. Между прочим, картина была посвящена пятидесятилетию открытия Антарктиды русскими мореплавателями. Когда отмечалось пятидесятилетие самого художника, Семенов-Тян-Шанский сказал: «Русское географическое общество признало вас выдающимся географическим деятелем».
Еще одна выдающаяся картина – «Радуга». На ней изображены буря на море и корабль, тонущий у скалистого берега. Сюжет привычный для этого художника, но необычна использованная им цветовая гамма. Она стала новым явлением в русской живописи 70-х годов ХIХ века. Ураганный ветер несет водяную пыль, сдувая ее с гребней волн. Вдали едва угадывается силуэт тонущего корабля. На небе влажной пеленой нависли тучи, сквозь которые прорывается поток солнечного света и ложится в виде радуги на воду. Картина написана голубыми, лиловыми, зелеными, розовыми тонами. Они же использованы и в изображении радуги.
Ночному морю посвящены полотна Айвазовского «Лунная ночь на море», «Восход луны». Изображение лунного света, самой луны в оправе легких прозрачных облаков или луны, выглядывающей из окна, образовавшегося в редеющих тучах, было написано так, будто это все происходит наяву, а не на картине.
Критик Стасов сказал про Айвазовского: «Маринист Айвазовский по рождению и натуре своей был художник совершенно исключительный, живочувствующий и самостоятельно передающий, быть может, как никто в Европе, воду с ее необычными красотами».
До глубокой старости Иван Константинович осуществлял свои замыслы. За свою жизнь он написал шесть тысяч картин. Одно из последних полотен – «Среди волн» – считают вершиной его творчества. Эту картину вместе с другими произведениями он завещал родному городу – Феодосии. Неожиданной по яркости оказалась картина «Штиль у Крымских берегов». В последние дни своей жизни Айвазовский написал «Морской залив». Это неаполитанский залив в полдневные часы. Здесь чувствуется влажный воздух, запах моря.
Иван Константинович оставил после себя и громадное графическое наследие. Рисунки представляют большой интерес для молодых художников, они раскрывают тайны его творчества. С помощью линии он достигал тончайших эффектов, точной передачи объема и пространства. Рисунки часто служили Айвазовскому первым толчком для реализации замысла. Графика Айвазовского обогащает и расширяет привычное представление о его творчестве.
У Ивана Константиновича была своя творческая манера, свой стиль. «Живописец, только копирующий природу, – писал он, – становится ее рабом… Писать молнию, порыв ветра, всплеск волн – немыслимо с натуры. Художник должен запомнить их. Сюжет картины слагается у меня в памяти, как у поэта».
Айвазовский был дружен со многими передвижниками: с Крамским, Репиным. Особенно его высоко ценили Стасов и Третьяков.
На творчество Ивана Константиновича большое влияние оказал Пушкин, он часто во время работы над картиной вспоминал пушкинские строфы. Создавая свои полотна, Иван Константинович довольствовался только своей необычайной зрительной памятью и поэтическим воображением. Его картины – это поэзия на холсте. Заслуги Айвазовского в развитии живописи отмечают во всем мире.
В этом году Ивану Константиновичу Айвазовскому исполняется 190 лет со дня рождения. Но мы не ощущаем это расстояние, он по-прежнему современен, его картины радуют каждого.
Комментарии