search
main
0

Певческий мастер-класс Даже Шаляпин начинал хоровым певцом

Важность песни в жизни народа сегодня осознали уже многие. Но предстоит еще немало поработать на этом поприще. И начинать надо с главного – с методики обучения певческому искусству. Этому была посвящена конференция “Хоровая педагогика и духовно-нравственное воспитание музыкой”.

В небольшом, почти камерном зале Государственного музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки перед более ста участниками со всех концов страны прошел мастер-класс – показательное занятие с дошколятами (ребятишками от 4 лет). На необычно высокую сцену поднялась группа совсем маленьких детей хора при храме Успения Пресвятой Богородицы города Красногорска и их руководитель Елена КУЗНЕЦОВА. Ребята слушали Елену Михайловну, сидя на опрокинутой на бок хоровой тумбе (иначе они не доставали ногами до пола). Затем они встали полукругом лицом к сцене и… Хор не грянул, не заполнил пространство зала звонкими голосами, а тихо и проникновенно, вместе с залом, исполнил молитву.
После этого под руководством Елены Михайловны дети принялись делать гимнастику для рук, шеи, рта. Сначала молча, а затем источая неожиданные звуки. Малыши широко раскрывали ладошки, разводили пальцы, словно лучики, одновременно делая губы кружочками. Для тренировки языка дети то облизывали губы, якобы измазанные вареньем, то слизывали сметану. Далее последовала серия упражнений на развитие внимания. На глазах у сотни дядь и теть (преимущественно зал был наполнен все-таки женщинами-хормейстерами) ребята выполняли упражнения так, будто они занимаются, как обычно, в группе детского сада. Ни смущения, ни страха или волнения от стояния на сцене не возникло, так все они были увлечены своей хоровой зарядкой.
Ребята издавали ртами скрипучие звуки, словно они – старые дубы под ураганным ветром, ухали совами, гавкали большими собаками и скулили малюсенькими щеночками, изображали работающий автомобиль. Постепенно гимнастика для губ и языков стала перерастать в попевку. Разрозненные музыкальные фразы на глазах присутствующей публики, будто бы сами собой, стали связываться в маленькие песенки. На сцене появился нотоносец, сделанный на жесткой картонке. В качестве нот использовались крупные пуговицы, надетые на вертикальные лески, что позволяло Елене Михайловне легко и быстро изменять изображенную ими мелодию. Ребята по очереди исполнили мини-композиции с нотоносца, нередко совершая ошибки, которые тут же исправлялись хормейстером.
От первых тренировочных упражнений дети незаметно перешли к исполнению настоящих песен под аккомпанемент рояля. Весь сложный и многотрудный процесс восхождения от простого к сложному, который занял, может быть, год, прошел перед глазами собравшихся в зале музыкантов. У каждого из присутствующих на коленях лежала открытая тетрадка, в которой по ходу появлялись записи.
Когда ребята ушли со сцены, публика принялась задавать накопившиеся вопросы Елене Кузнецовой. Чьи методики использовались во время разминки? Как относитесь к системе обучения такого-то хормейстера? Начался интенсивный обмен мнениями. Это получился не торжественный концерт, не праздное прослушивание официальных докладов, а живое плодотворное общение единомышленников.
Практические дела перемежались с теоретическими семинарами. Прежде чем дошколят сменил хор мальчиков (разделение на два хора происходит обычно после четвертого класса), к рампе вышел профессор Московской консерватории Владимир Морозов с докладом “Теория резонансного пения”. Опираясь на серьезное научное исследование голосов таких классиков, как Шаляпин или Козловский, лектор приоткрыл тайны успеха певца. Искусство пения состоит не в силе голоса, а в его “полетности”. Исполнитель, вызывающий восхищение слушателей пением в маленькой комнате, может выглядеть абсолютно невыразительно, “затерявшись” в концертном зале. Он должен суметь “прорезать” оркестр или хор. Присутствующим было предложено послушать специально обработанные записи наиболее известных выступлений знаменитых певцов. Сначала Федор Шаляпин прозвучал в полном спектре звуков. Затем из фонограммы были удалены высокие тона, что превратило волшебный голос в плоский, примитивный, “мужицкий”. Наконец прозвучали те самые “отрезанные” высокие составляющие, которых у баса оказалось на удивление много.
Докладчик Владимир Морозов предупредил собравшихся на конференцию хормейстеров, что при постановке детского голоса с самого начала надо обращать внимание на его многогранность, “полетность”. Причем в хоровом пении это же самое качество голоса хормейстеру нужно искусно контролировать, чтобы не получилось как на торжественном концерте в Кремле в 1936 году, когда собранные вместе солисты, большие величины оперного пения, старались друг друга перепеть. Мероприятие получилось политически ярким, но в музыкальном аспекте абсолютно провальным.
В качестве иллюстрации достижений и правильного музыкального воспитания подрастающего поколения на сцену вышел хор мальчиков. Кто знает, вдруг из них получатся Шаляпины XXI века?

Вячеслав РУМЯНЦЕВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте