search
main
0

Петроград – Ленинград – Петербург Сценарий сбора клубов интернациональной дружбы. Эпизод “Море”

Музыка. Прожектор на задник сцены. Открывается символ Санкт-Петербурга – кораблик
1-й ведущий: Санкт-Питербурх – Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград и снова Санкт-Петербург – это явление многогранное, очень-очень многогранное. Наметить хотя бы некоторые грани.
2-й ведущий: “В Европу прорубить окно” замыслил Петр I и замысел этот осуществил. Город на Неве – один из крупнейших морских портов мира, в нашей стране он главный.
1-й ведущий: Все флаги в гости приходят в петербургский порт уже почти 300 лет с грузами и пассажирами.
2-й ведущий: Отсюда отправляются в дальние экспедиции наши мореплаватели:
Крузенштерн и Лазарев – вокруг света.
1-й ведущий: Головин – на Камчатку.
2-й ведущий: Беллинсгаузен и Лисянский – открывать Антарктиду.
1-й ведущий: Полярные плавания Прончищева и Лаптева,
2-й ведущий: Седова и Макарова,
1-й ведущий: Русанова и Визе,
2-й ведущий: Литке и Врангеля начинались в Санкт-Петербурге.
1-й ведущий: Из Балтики на корабле “Витязь” ушел изучать неведомые земли папуасов Миклухо-Маклай.
А в 1977 году атомный ледоход “Арктика” из Петербурга достиг географической точки Северный полюс.
2-й ведущий: Санкт-Петербург и сам создает корабли. Первый ледокол и первый атомоход родились здесь. Он строит подводные лодки и суда на воздушной подушке.
1-й ведущий: Особенно интересуются питерской продукцией военно-морские ведомства ряда стран. Как и десятки лет назад, сегодня на помощь питерцам приходят оборонные заводы Волгограда. Например, “Баррикады”.
Для петербургского судостроительного Балтийского завода баррикадцы изготовляют…кое-что. Без этого “кое-что”, “кое-чего” Санкт-Петербург не смог бы строить… кое-какие корабли на экспорт, на валюту.
2-й ведущий: Мы представляем вам генерального директора производственного объединения “Баррикады” Юрия Витальевича Валова.
Когда Юрию Витальевичу было 13 лет, он на этой сцене выступал в роли ведущего одного из больших кидовских сборов.
Выступление гостя
1-й ведущий: В Санкт-Петербурге между 11-й и 12-й линиями Васильевского острова стоит огромное здание, очень богато и своеобразно украшенное: портик, башни, купола. Все 200 лет жизни этого здания его хозяевами были молодые люди в военной форме. Протекали столетия, один государственный строй сменял другой, на фасаде менялись вывески.
– Морской кадетский корпус
– Высшее военно-морское училище имени Фрунзе
– Санкт-Петербургская морская академия.
2-й ведущий: А в лабораториях и аудиториях дома на набережной изучали навигацию, лоцию, тактику, фортификацию, гидрографию, метеорологию…
1-й ведущий: Морской наукой в классах училища в разное время овладевали:
– великий флотоводец, который не проиграл ни одного сражения (а совсем недавно провозглашен святым) Федор Федорович Ушаков;
2-й ведущий: легендарные мореходы Беллинсгаузен и Лазарев;
1-й ведущий: героические адмиралы, погибшие во время обороны Севастополя, Нахимов, Корнилов и Истомин;
2-й ведущий: ученые и моряки одновременно Попов и Берг;
1-й ведущий: морской путешественник и композитор к тому же Римский-Корсаков;
2-й ведущий: моряки нового времени, те, которых называют ветеранами Великой Отечественной войны;
– и те, кто бороздит моря-океаны сегодня.
1-й ведущий: Говорят, что в прошлом году конкурс в Морскую академию был как в театральное училище, такой большой.
А теперь слушаем еще внимательней: блиц.
Перед зданием Морской академии стоит памятник выпускнику академии, а потом его директору. На постаменте памятника слова: “Первому плавателю вокруг света”, а дальше фамилия, имя, отчество. Это фигура одного из наших великих русских мореходов: Беллинсгаузена, Крузенштерна, Литке.
Ответ: Это Иван Федорович Крузенштерн, первый русский кругосветный путешественник и, как пишут, благороднейший флотский командир.
В Санкт-Петербурге несколько морских учебных заведений, высших и средних, а еще и Нахимовское училище для ребят нашего возраста.
Честь бронзовому Крузенштерну отдают все люди в морской форме, что проходят мимо.
Мы приветствуем волгоградцев, кто проходил морскую науку в Санкт-Петербурге!
Музыка “Варяг”. Выходят ветераны-моряки, становятся в линию. Из правой кулисы в левую проходят дети в морской форме строем, отдают честь ветеранам-морякам.
2-й ведущий: Полтора года назад вся страна узнала имя одного из воспитанников Ленинградской морской школы капитана первого ранга волгоградца Геннадия Петровича Лячина.
Почтим память нашего земляка, Героя России Геннадия Лячина минутой молчания.
1-й ведущий: Спасибо вам, ветераны, за славную морскую службу!

Эпизод “Ленинградский характер”
Метроном. Ветераны уходят в зал.
1-й ведущий: Когда мы начинали работать над подготовкой этого сбора, стали соображать, какие нам люди пригодятся, помогут.
Конечно, во-первых, те, кто родился в городе на Неве. Как их найти? Не станешь ведь улавливать их через газету “Все для вас”…
2-й ведущий: Мы взяли книгу “Кто есть кто в Волгоградской области”. В толстой книге нашелся только один человек, который родился в Ленинграде. Этого человека зовут Ксения Борисовна Магницкая! Какое везение!
1-й ведущий: Ксения Борисовна – наш знакомый, наш любимый человек, известный в городе врач-психиатр, кандидат медицинских наук, директор центра “Нейро”.
2-й ведущий: Эта сторона деятельности Ксении Борисовны на виду и известна всем, о ней пишут газеты и рассказывает ТВ. А есть и вторая сторона, удивительная, неожиданная.
Ксения Борисовна – мастер спорта, яхтенный капитан. Не в прошлом, теперь, сегодня и завтра.
1-й ведущий: Как бы рассказать об этом позатейливей. Нестандартно. Как узнать, что известно об этой стороне жизни Ксении Борисовны?
2-й ведущий: Кого спросить? Мы придумали! Позовем для разговора внучку Ксении Борисовны Марианну Магницкую, студентку педагогического университета. Она все знает про бабушку, должна знать.
1-й ведущий: Марианна, ваша бабушка родилась в Ленинграде, на Балтике, в великом морском городе-порте. В вашей питерской родне, наверное, были моряки?
Ответ: Моряков не было, бабушка – первая морячка.
2-й ведущий: В жизни Ксении Борисовны было несколько важных для ее биографии рек: Нева, Волга, Амур, а еще и река Медведица. Где она научилась плавать, на какой реке?
Ответ: На Медведице, в Урюпинске. Здесь семья жила в дни войны в эвакуации.
1-й ведущий: Кто подарил девочке Ксене мечту о море?
Ответ: Книги. И прежде всего книги о море русского писателя и путешественника Константина Михайловича Станюковича – “Морские рассказы”, “Вокруг света на “Коршуне”. Затем романы Новикова-Прибоя Алексея Силыча. Может быть, Ксения осуществила мечту о море своих предков.
2-й ведущий: После окончания Волгоградского медицинского института Ксения поехала по распределению. Она выбрала далекий город Благовещенск. Почему?
Ответ: Выбирала по принципу: чтоб там была большая река. А там река Амур.
1-й ведущий: Что Ксения Борисовна считает своим личным первым спортивным рекордом?
Ответ: Девочкой-подростком в 12 лет она переплывала Волгу.
2-й ведущий: А однажды на Волге она увидела свою мечту. Что это было?
Ответ: Это была яхта. И в первый же год освоения яхты Кения Борисовна участвовала в соревнованиях на Азовском море.
1-й ведущий: И в 1958 году Ксения Борисовна вместе с твоим дедушкой целый год строила и наконец построила свою первую…
Ответ: Яхту. И это было всем на диво, потому что на Амуре “рассекали” на джонках.
2-й ведущий: И тогда же Ксения Борисовна, мама маленького ребенка, попробовала себя в подводном плавании и стала чемпионом Приморской зоны.
1-й ведущий: А знаешь ли ты, Марианна, такой эпизод из жизни твоих родичей? Семейная яхта Магницких участвовала в морском пятиборье. Я теперь знаю и скажу, что морское пятиборье – это очень сложный набор дисциплин: плавание, кросс, стрельба, гребля и хождение под парусом.
2-й ведущий: Старшиной команды был твой дедушка, но перед стартом он попал в больницу с аппендицитом, и эту должность взяла на себя Ксения Борисовна. И привела экипаж к победе.
1-й ведущий: Ты знала, Марианна? Скажи, здорово!
2-й ведущий: Целых 10 лет Ксения Борисовна участвовала в международных соревнованиях по яхтенному спорту – Кубке Балтики, здесь снова встретилась с родным городом и родным морем.
1-й ведущий: Красивый кораблик – яхта, но Кубок Балтики-то не прогулка, а тяжелые маршрутные гонки до полутора тысяч миль, в Швецию, Калининград.
2-й ведущий: А еще был двухмесячный поход на яхте до 750 северной широты, почти что до линии вечных льдов.
1-й ведущий: В 1975 году Ксения Борисовна получила диплом яхтенного капитана. Институтский диплом защитить против этого диплома – раз плюнуть.
2-й ведущий: Марианна, и вопрос на засыпку: по каким морям ходила на яхте твоя бабушка?
Ответ: Белое, Черное, конечно, Балтийское, Баренцево, Каспийское, Японское…
1-й ведущий: Подскажите, Ксения Борисовна. Продолжите.
Выходит К.Б.Магницкая, продолжает рассказ.
2-й ведущий: Вот такая краткая биография яхтенного капитана Ксении Борисовны Магницкой.
1-й ведущий: А между этими походами, соревнованиями Ксения Борисовна рожала и растила детей, писала и защищала диссертацию, преподавала в институте, лечила маленьких. Удивительно, как это можно успеть за одну жизнь?
2-й ведущий: Я думаю, что здесь проявился особый природный ленинградский характер.
1-й ведущий: Можно так сказать, Ксения Борисовна?
Ответ Магницкой
2-й ведущий: Ксения Борисовна, мы вас очень любим!
Аплодисменты. К.Б.Магницкая уходит.
1-й ведущий: Для всех, кто служит морю, для всех, кто любит море, – матросский танец “Яблочко”!

Музыка. Прожектор на задник сцены. Открывается символ эпизода – медаль “За оборону Ленинграда”

Эпизод “Блокада”
2-й ведущий: Спросить у любого: Петербург, Петроград, Ленинград – какие ассоциации?
Ответ: Петр I, Медный всадник, Эрмитаж, Аврора, блокада. Сомневаетесь? Проверьте.
1-й ведущий: Блокада. Кто о ней не знает?
900 дней, погиб миллион жителей, дневник Тани Савичевой.
Леденящие душу слова из записной книжки:
“Савичевы умерли все. Осталась одна Таня”.
Этим дневником девочка из Ленинграда обессмертила себя и вошла в историю.
2-й ведущий: Таких девочек и мальчиков, как Таня Савичева, в Ленинграде были сотни тысяч.
Иные тоже вели дневники, а другие нет. Сегодня это пожилые люди. Иногда память изменяет, но то, что пережили они в те дни блокады, никогда не выветрится.
Мы собрали воспоминания маленьких ленинградцев, переживших блокаду, в общий, коллективный дневник. Вот строки из этого дневника:

Затемнение. Звучат в записи детские голоса, передающие переживания юных ленинградцев блокадных дней. На каждую реплику на экран накладывается “картинка” в жанре театр теней.
– Ходим в школу N 754, в нашу попала бомба. Во Дворце пионеров госпиталь (снаружи нормально, а внутри все выгорело).
– Иду из школы. Проверяю: ключ в кармане. Подхожу, а моего дома нет. От квартиры остался только ключ.
– Уроки учу или книгу читаю, а думается только о еде. Клянусь: о еде не думать.
– Согреться больше нечем. Истопили шкаф и двери, сегодня разбирали книги. Какие не жалко – прямо в печку, а любимые – отрывали переплеты. Если доживем до весны – переплетем.
– Давали дополнительный паек – клюкву. Поделили по-честному. Каждому по 17 клюквин.
– Сегодня сто дней блокады. Знать бы, сколько еще впереди?
– Сегодня моя очередь идти за водой, скатилась к проруби, набрала, привязала кастрюлю к санкам. Наверх шагов пятнадцать. Немец летает на бреющем, постреливает. А люди не сразу идут, стоят, ждут, когда вода замерзнет, и я стою, жду.
– Взгляну на себя нечаянно в зеркало – страшная! Перевернула его лицом к стене.
– Спим все вместе вповалку – так теплее. Утром проснусь, слушаю: дышат?
– Москва пошла в наступление! Держись, Москва!
– Радость: мама поменяла четыре серебряные ложки на полстакана отрубей. Живем!
– Каменному льву выстрелом оторвало лапу.
– На диктанте писали:
Мы знаем: “Клятвы говорить непросто.
И, если в Ленинград ворвется враг,
Мы разорвем последнюю из простынь
Лишь на бинты, а не на белый флаг”.
– Сидим решаем, вдруг какой-то стук. Геся Пелевина упала головой на парту. Думали, задремала. А она – мертвая.
– Человек стоит на коленях, и его снегом заметает. А я помочь не могу. Руки-ноги мои как тряпочные.
– Разбомбили почту – письма летят. Кому? От кого? Умершим от живых? Выжившим от мертвых?
– Нам выдали талоны в баню. Боюсь идти: хватит ли сил.
– По радио передавали песни “довоенные”, веселые. А я почему-то плачу.
– А деревья ленинградские не срубили. Ни одного.
– Все, кто может, во дворе копают грядки. Нам досталась площадь – с кровать примерно. Что-нибудь посадим и что-нибудь вырастет. Например, репа. Тоже хорошо.
– Как тихо! Подозрительно тихо. Метроном. Ни самолетов не слышно, ни зениток. Только метроном звучит. Похоже на сердце, на пульс.
Сердце Ленинграда стучит.
Музыка. Затемнение. Убирается экран. Луч на девочку. Девочка читает “Балладу о черством куске” Владимира Лившица.
Выходят ведущие.
1-й ведущий: Некоторые блокадные девочки из Ленинграда сегодня волгоградские бабушки. Они пришли к нам.
2-й ведущий: : Мы преклоняемся перед вашим мужеством. Живите долго всем на удивление.

Ольга БЕЗБОРОДОВА
Волгоград

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте