search
main
0

Петр ПОЛОЖЕВЕЦ: Первые сто строк

​Конкурс «Учитель года» закончился достойно. В Кремле. Президент удивился или сделал вид, что удивился, когда председатель Большого жюри Садовничий раскрыл конверт и сказал, что в нем две фамилии. Путин спросил, хватит ли пеликанов. Понятно, что пеликанов хватало. Они стояли с самого начала церемонии на виду у всех.

У конкурса много традиций. Многие со временем отомрут, но одну – когда главный приз конкурса победителю или победителям вручает президент страны – надо сохранить при любых обстоятельствах. Хотя бы потому, что это знак регионам, то есть губернаторам. Они всегда смотрят на Кремль. И делают то, что делают в Кремле.В этом году традиция могла нарушиться. В начале Министерство образования и науки вместе с оператором – Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, выигравшей конкурс на проведение конкурса, – решили, что «Хрустального пеликана» будут вручать в Липецке, и попросили президента встретиться с «пятнашкой». Из Кремля пришел удивительный ответ, что президент хотел бы встретиться со всеми 77 участниками конкурса. Про вручение пеликана в ответе не было ни слова. Учредители конкурса попросили министерство пойти в Кремль по второму кругу.Несколько лет назад была принята новая модель проведения конкурса. Он становился реально открытым. Любой желающий из любого уголка страны мог посетить все конкурсные мероприятия. Для этого ему нужно было всего лишь прислать заявку. Все происходящее в классе транслировалось в соседний кабинет, на большой экран, где гости смотрели, обсуждали, спорили и выбирали своего победителя. Все происходившее на конкурсе транслировалось в режиме реального времени в Интернете. Более ста тысяч просмотров. В этом году уроки, методический семинар, классный час и беседу с родителями не транслировали. Министерство как заказчик в техническом задании трансляцию первого тура не запланировало. А зачем она?.. Первый тур нынешнего конкурса вообще был очень закрытым: на некоторые конкурсные мероприятия даже журналистов не пускали…В тот год жюри было очень большим – почти двести человек. Для каждого задания свое. Андрей Александрович Фурсенко любил повторять, что сработал закон больших чисел – получили наиболее объективные результаты. Жюри не знало, как выступил конкурсант на предыдущих этапах, и ставило оценку только за то, что видело, чувствовало само. Когда потом анализировали общие итоги, оказалось, что сильный учитель во всех заданиях был сильным. Разные люди ему ставили одинаково высокие баллы. Точно такая же картина и со слабыми. Было несколько случаев, когда урок блестящий, а классный час – так себе. Или наоборот. Но это уже задача для аналитиков после конкурса. Тогда все задания судило еще и детское жюри. И голосование по Интернету проводилось.Мне кажется, мы должны вернуться к той системе. И немного ее изменить. Урок должны оценивать дети и профессионалы. На равных. Методический семинар – коллеги и методисты. Классный час – только ученики, а родительское собрание – только родители. Набранные на первом туре баллы надо не обнулять, а суммировать их с оценками второго и третьего туров, подумав над весом.Теперь о Большом жюри. Его нужно тоже формировать совсем по другому принципу. Там по крайней мере должны быть три группы экспертов, работающих независимо друг от друга: представители профессионального сообщества, бизнеса, политики (власти). И конечно же, оценивать они должны только дискуссии и круглые столы, а не мастер- классы. У большинства конкурсантов, и не только этого года, мастер-класс напоминает открытый урок. Может, надо более точно сформулировать требования, формат урока и методического семинара, и тогда мастер-класс или заменит их, или органично вольется в них.И еще: надо в ближайшее время на оргкомитете обсудить итоги нынешнего конкурса и утвердить модель будущего. Только после такого обсуждения Министерство образования и науки вправе начинать писать техническое задание. В прошлом году итоги так никто и не обсуждал. Готовиться к липецкому финалу начали в середине лета.Конкурс на проведение всероссийского финала министерству надо объявлять в начале года. И если мы хотим сохранить конкурс как общественное явление, он не должен стать государственным заданием….На подведении итогов в Липецке на сцене стояла «пятерка». Новое поколение российских учителей. Грамотные, целеустремленные, инициативные, умеющие отстаивать свою точку зрения и защищать ее, любящие детей и дело, которым они занимаются. Искренние и честные ребята. И выходит спонсор, и говорит на весь зал, что дарим мы вам, ребята, по интерактивной доске каждому. Ребята радуются, выходят за кулисы, открывают пакеты, а там купон на 15-процентную скидку на оборудование фирмы, в том числе и на доску, которую никто не собирался дарить. Гнать таких спонсоров надо с конкурса.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте