search
main
0

Петр ПОЛОЖЕВЕЦ: Первые сто строк

​Списки – наше все. Не будет списков – жизнь остановится. По спискам пускают на торжественные мероприятия. По спискам выбирают депутатов. По спискам отоваривают в закрытых точках. По спискам лечат в государственных медицинских учреждениях. Для многих целью жизни становится попасть в список. Хотя бы в один. Но это почти невероятно. Надо, чтобы все сошлось: нужное время, нужное место и нужные люди. Попав в список, можно получить доступ к другим спискам – материальным. Например, к списку объектов культурного наследия, постепенно выводя из него самые дорогие, превращая их из достояния народа в личную собственность средней руки бизнесменов. Есть федеральный перечень учебников. Там больше тысячи изданий. По некоторым предметам количество рекомендованных учебников для параллели доходит до десяти. Все для блага учителя. Он может выбрать тот учебник, который, по его мнению, лучше всего подходит для реализации государственного стандарта. Вроде бы сбылась мечта, за которую боролись все годы после развала Советского Союза. Учитель может использовать любые методики, технологии, учебники и учебные материалы, никто ему не указ, главное, чтобы его ученики показали требуемый результат. По крайней мере, так заявлялось с многих трибун. И, мол, перечень учебников – убедительное доказательство той свободы, которую получил учитель. Что происходит на самом деле?

Чтобы выбрать, надо знать, из чего выбирать. Учитель не знает. Он и в глаза не видел большинство предлагаемых учебников. А где ему видеть, если даже в институтах повышения квалификации и развития образования нет полного перечня. Выбирает не учитель. Выбирает чиновник, которого старательно окучивают представители издательств. Давно назрела необходимость поменять механизм обеспечения школ учебниками. Есть стандарт. Если издатель хочет, чтобы школа за государственные деньги, а вернее наши с вами деньги – других средств у государства нет, приобрела его учебники, они должны быть построены так, чтобы учитель выполнил стоящую перед ним задачу. Не надо никаких перечней, никаких экспертиз. Издатель должен отвечать своей репутацией, продажами за качество своих книг. Именно он должен быть заинтересован в том, чтобы в каждой школе – большой и маленькой, городской и сельской – знали о его продукции. И пусть учитель, школа напрямую заказывают то, что им нужно, не ожидая, когда чиновники из области, края, республики сведут воедино все заказы и определят то издательство, которое беспокоится не только об учениках и учителях, но и собственно о чиновниках. Если образование вы сделали услугой, сделайте реальный рынок для учебного книгоиздания… Я стал писать об этом потому, что меня до боли раздражает шумиха вокруг ста книг, ста фильмов, которые должен прочитать, посмотреть школьник. Я не вижу смысла в этих списках (почему именно сто и почему нет списка лучших театральных постановок, балетов и опер, симфоний, рапсодий и ноктюрнов?). Наличие этих списков ничего не изменит. Они никак не повлияют на качество образования. Не улучшат преподавание литературы. Не поднимут интерес к чтению и отечественному кинематографу. Школа не будет это делать, потому что ей за освоение этих списков детьми не надо будет отчитываться. Ученики не будут читать эти книги и смотреть эти фильмы, потому что они не входят в единый экзамен. Рекомендации так и останутся рекомендациями. Мало кто помнит, что в первый свой срок президент Путин выступил с инициативой: «Каждой школьной библиотеке – стотомник российской классики». Министерство образования успешно реализовало его инициативу, объявив конкурс на издание и обеспечение школ таким подарком. Конкурс выиграло издательство «Дрофа». Чиновники отследили график поставок, успешно отчитались. Стали ли наши дети после этого больше читать, лучше писать сочинения? Однозначно – нет. И уж точно прекрасные результаты наших четвероклассников в международном сравнительном исследовании PIRLS не результат этого проекта. Не изменила ситуацию и поставка (тоже по инициативе Кремля) в школы библиотечки методической литературы. О чем надо думать сегодня, так это о том, какой будет примерная программа по литературе в средней и старшей школе – обсуждая, споря, предлагая, но не выдавая наброски за готовый продукт, не подстраивая проекты программ под существующие учебники. (Вначале программы, потом учебники, а не наоборот.) На мой взгляд, надо отказаться от попыток включить в школьный курс весь список российских и советских писателей, оставив для детального изучения и разбора по несколько имен из разных периодов, дать побольше обзорных тем и предложить на выбор для внеклассного чтения несколько авторов, за которых потом придется отчитаться сочинением, эссе, докладом. Мы должны принять, хотим мы это или нет, тот факт, что приучать ребенка к чтению художественной литературы с каждым годом будет все труднее. Но это не значит, что мы не должны пытаться это делать.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте