Пятого июля в Страсбурге во Дворце Европы пройдет круглый стол о противодействии антимусульманским предубеждениям и стимулировании взаимопонимания в многокультурном обществе. Тот самый круглый стол, который должен был состояться еще 5 марта в Москве, в Высшей школе экономики. Но за две недели до назначенной даты, когда все было готово – согласована программа, отправлены приглашения и документы на получение виз для зарубежных участников, подписан договор о техническом оснащении зала для синхронного перевода, – из Страсбурга пришло сообщение, что круглый стол откладывается по техническим причинам на неопределенный срок. Так третий региональный круглый стол, в котором собирались принять участие представители образовательных ведомств, институтов повышения квалификации, учителя и ученые из Украины, Белоруссии, Молдовы, Грузии, Армении, не состоялся.
Два предыдущих проходили в Вене и в Париже в конце прошлого года. Первый был посвящен теме противодействия нетерпимости в отношении мусульман, второй рассматривал вопрос глобализации, разнообразия и социальной сплоченности в образовательных учреждениях. Надо сказать, что главная цель этих круглых столов – продвижение издания «Руководящие принципы для преподавателей по противодействию нетерпимости в отношении мусульман: борьба с исламофобией через образование». Это издание родилось в результате совместных усилий Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), Совета Европы и ЮНЕСКО. Задачей третьего круглого стола, как и предыдущих, ставилось обсудить, как «Руководящие принципы…» могут использоваться в образовательных учреждениях и какие дополнительные меры и инструменты могут быть предприняты и разработаны.За четыре месяца повестка дня не изменилась. Три сессии: о роли образования в укреплении взаимоуважения и взаимопонимания в многокультурном обществе, обмен опытом и обсуждение следующих шагов по применению «Руководящих принципов…». В списке выступающих те же имена: Олаф Олафдоттир, директор Директората демократического гражданства и участия Совета Европы, Джун Морокаши, программный специалист ЮНЕСКО, Юрий Горячев из Московского института открытого образования, Марат Гибятдинов из Академии наук Татарстана, Катаржина Горак-Сосновска из Польши. Только место изменилось. Почему? Представители Совета Европы отвечают: «К сожалению, круглый стол пришлось отменить по техническим причинам». Но что за технические причины, не говорят. О них можно только догадываться. На предложение отдела гражданского воспитания и образования Совета Европы «Учительская газета» и ВШЭ откликнулись сразу – в начале декабря прошлого года. Из Страсбурга ушло официальное письмо министру образования и науки Дмитрию Ливанову с просьбой принять участие в круглом столе и выступить. Ответа не последовало. Зато обеспокоились российские дипломаты, работающие в Страсбурге. Говорят, они обиделись, что место и дату круглого стола не согласовали с ними, мол, при его подготовке были нарушены международный протокол и процедуры. Совет Европы, видимо, решил не ссориться с российскими представителями в Страсбурге и стал ждать, когда они согласуют мероприятие. По всей вероятности, его так и не согласовали. Вот почему третий круглый стол не прошел в Москве. Честно говоря, я не понимаю тех, кто с российской стороны принимал решение об отмене круглого стола в Москве. Политические потери больше, чем дипломатические, если они и были. Во-первых, выбор Москвы для такого мероприятия – это признание международного сообщества, что у России есть положительный опыт в данном направлении. Во-вторых, это проявление уважения к российским экспертам, работающим по данной тематике (ключевым спикером предполагался Александр Асмолов). В-третьих, это возможность для значительного количества московских учителей узнать из первых рук, как работают международные проекты. В-четвертых, приезд руководителя Директората демократического гражданства и участия Совета Европы мог послужить новым импульсом для совместных инициатив и проектов…Кто проиграл от переноса круглого стола? Мне кажется, ответа не требуется. Он однозначен. Жаль, что и для чиновников Министерства образования и науки, проигнорировавших предложенную возможность, и официальных представителей России в Страсбурге, которые не пошли на компромисс, круглый стол оказался ничего не значащим локальным и мелким событием. Понятно, они заняты глобальными проблемами и масштабными реформами.Впрочем, описанные события совсем не новы. Лет двенадцать назад министр образования Афганистана слезно просил на Люсиновской помощи с преподавателями для Кабульского политехнического университета, учебниками и пособиями. Через год Хиллари Клинтон привезла в Кабул деньги на мусульманский университет. Русские там так и не появились. Еще через пару лет вице-премьер Казахстана на встрече с российской официальной делегацией от образования говорил о том, что они готовы платить России за целевую подготовку специалистов. Теперь казахские студенты учатся по всему миру, но только не в России. Что помешало? Не было каких-то межгосударственных соглашений и в первом, и во втором случае. И никто не поспешил их заключить. Никто не просчитал потери. Последние двадцать лет мы только и делаем, что теряем. Везде и во всем.
Комментарии