Еще совсем недавно выпускники писали сочинение. Многим учителям литературы это не нравилось. Ни темы, ни формат, ни критерии оценивания. Редко какое сочинение блистало оригинальностью мысли, да и стиля тоже. Собственные суждения, особенно спорные, экзаменационную комиссию мало интересовали. Ученик, то ли по смелости, то ли по глупости написавший то, что в самом деле думает, имел все шансы получить тройку. «Тема не раскрыта». Зато скопировавший «шедевр», составленный по всем правилам, из многочисленных сборников лучших сочинений, обрушившихся на рынок со скоростью цепной реакции, получал, как правило, высокую оценку. Ситуация со школьными сочинениями была отражением системного кризиса преподавания русской литературы. И не только в старших классах, вообще в школе. А с другой стороны, в который раз подтверждалась истина: учили одному (и неплохо, кстати, учили), а вынуждены были спрашивать совершенно о другом. Об этом много написано и без меня, поэтому не буду вдаваться в подробности.
Сочинение отменили. И снова нашлась масса недовольных. Мол, дети вообще перестанут читать. Можно подумать, что они до того много читали. Ведь наряду с «золотыми» сочинениями появились сокращенные изложения литературных произведений на 10 – 15 страницах. Вокруг этих «конспектов» кипели нешуточные страсти. Не только в педагогической среде. Одни утверждали, что это конец читающей страны, реквием по интеллигентности. (Всегда считалось, что интеллигентный человек хорошо знает русскую классическую литературу.) Другие твердили, что ничего страшного в этих пересказах нет, по крайней мере дети хоть будут знать, о чем написано в «Анне Карениной» или «Мертвых душах». Кто-то из современных писателей тогда даже хотел «Войну и мир» на формат шпаргалки переложить. Поразительные вещи показывают нам международные сравнительные исследования качества образования. Уже второй цикл подряд наши четвероклассники демонстрируют лучшие результаты по чтению. Но чем старше становятся школьники, тем хуже функциональная грамотность. Около двадцати процентов восьмиклассников в последнем международном сравнительном исследовании качества граждановедческого образования ICCS не справились с открытыми заданиями, где нужно было обосновать причину выбора того или иного ответа или причину поддержки той или иной идеи или гипотезы. Кстати, те же исследования фиксируют одно очень интересное явление. Результаты обучения напрямую связаны с количеством книг в доме. (При этом остается за кадром: читали дети эти книги или нет.) Не секрет, что культура письменной речи школьников падает. Основное их средство выражения мыслей – односложные предложения. По некоторым данным, словарный запас выпускника средней школы за последние двадцать лет сократился как минимум на десять – пятнадцать процентов. И вот поручение президента, а затем указание председателя правительства Министерству образования и науки: обеспечить учет результатов итогового сочинения в выпускных классах наряду с ЕГЭ при поступлении в высшие учебные заведения. Есть еще одно поручение президента (о нем в указаниях Медведева не упоминается): с целью улучшения качества владения русским языком ввести сочинение в виде публичной защиты. Такое возникает чувство, что эти два предложения, а затем уже поручения готовили разные команды. Поистине левая рука иногда не знает, что делает правая. И снова раздаются голоса: поручения невыполнимы, введение сочинения ничего не изменит, не надо спешить, не надо увеличивать нагрузку учителям. Я уверен, что сочинение нужно вернуть. Но необязательно как совершенно самостоятельный элемент итогов аттестации. Единый государственный экзамен по русскому языку надо превратить в экзамен по русскому языку и литературе. Часть С должна трансформироваться в полноценное сочинение. Все остальное, в том числе темы сочинений, формат, увеличение времени на экзамен, – чисто технические вопросы. Одни должно решить профессиональное сообщество, другие – юристы Министерства образования и науки, третьи – внешние эксперты. Информация для размышления защитникам наших детей от перегрузок: южнокорейские выпускники сдают все экзамены, кажется, их шесть, в один день – с девяти утра до шести вечера. Что же касается второго поручения, то здесь все гораздо проще. Новый стандарт требует выполнения каждым учащимся исследовательского проекта. Понятно, что проект может быть как по предмету, так и междисциплинарным. В технологию проектной деятельности надо внести всего лишь небольшое изменение: перед тем как презентовать свой проект классу, школе (например, на научной конференции, заседании школьного научного общества и т. д.), ученику необходимо так описать свой проект, чтобы он был понятен всем, а не только узкому кругу посвященных, изложив все, как в сочинении: введение в проблему, тему, ее обоснование и доказательство, выводы. Сочинение как неотделимая часть проекта. Как пояснительная записка для тех, кто придет на публичную защиту. Как свидетельство владения письменным русским языком. Не так страшен черт, как его малюют. И не такие уж невыполнимые поручения. Просто над тем, как их реализовать, надо думать всем миром. Не ожидая, что кто-то сделает это за нас.
Комментарии