search
main
0

Петр ПОЛОЖЕВЕЦ: Первые сто строк

​Мне очень жаль, что Майя Борисовна Пильдес никогда не вела дневник. Ни в детстве, ни в юности, ни в зрелые годы. Дневник, который рассказывал бы о двадцати пяти годах, прожитых в гимназии №56, с гимназией №56.

Я знаю, что она в самых мельчайших деталях помнит день 9 февраля 1990 года, ее первый день в школе на Пудожской. В этот день для нее было важно все: кто ее привел, в чем она пришла, как вошла в учительскую, что она увидела, кого увидели в ней. После четвертого или пятого урока к ней пришел Саша Васильев, симпатичный учитель истории, о котором еще до прихода на Пудожскую она слышала много хорошего и как об учителе, и как о классном руководителе, и как о прекрасном организаторе детей в летнем трудовом лагере. Васильев пришел смело, решительно, даже как-то отчаянно. Он задал ей прямой и строгий вопрос: «Расскажите мне о своей программе, о том, что вы собираетесь делать, потому что я должен принять для себя важное решение – уходить из школы или оставаться». Только пришла, еще ничего не успела сотворить, не успела устроить никакой революции, а лучшие уже решают для себя жизненный вопрос – быть или не быть. Никакой особой программы действий тогда у нее не было, но она нашла слова, чтобы убедить или успокоить своего трепетного коллегу. Прошли годы после первой той встречи, и она уже не ждала, когда придет к ней Саша Васильев узнать о ее планах и программах, а сама шла к нему посоветоваться, прежде чем предпринимать какие-то революционные преобразования, потому что знала: если Васильев согласится с ней, значит, все правильно, можно начинать. И так продолжалось двадцать два года, пока его не стало.Я задал когда-то ей вопрос: «Хотела бы учитель русского языка Майя Пильдес работать с таким директором, как Майя Пильдес?»  – «Хотела бы. Потому что я хотела бы работать с директором, для которого самое главное – забота о комфорте учителя. Когда я была завучем, ко мне приходили проверяющие и спрашивали: «Вы под кого составляете расписание – под детей или под учителя?» Видимо, они ждали, что я отвечу: «Под детей!» Расписание нужно составлять под учителя. Хочет он к третьему уроку прийти – пусть приходит. Хочет на четвертом уроке пообедать – пожалуйста. Очень важно, чтобы у педагогов было хорошее настроение, чтобы учитель пришел в чистый класс, где удобное оборудование. Поэтому я всегда удовлетворяла все просьбы учителей, чтобы они хорошо работали. Я слежу за тем, как одеты мои учителя, в какой театр они ходят, как они питаются».

Шалва Амонашвили, побывав в пятьдесят шестой гимназии, сказал: «Я понял, у вас все не благодаря, а вопреки!» Каждая успешная школа становится успешной именно не благодаря, а вопреки. Вопреки  установившимся законам, вопреки неправильным решениям. Лето 1990 года было горячим. Ей хотелось быстро привести школу в порядок, заменить мебель, изменить интерьеры, сделать ремонт. Учителей она  принципиально не хотела привлекать ни к каким ремонтно-строительным работам. Подошел срок – и все в отпуск. Остались они втроем: доброволец и мастер на все руки Миша Шелагин, уборщица Зина и Майя Борисовна. И за рабочими посмотреть, и мебель разгрузить, и в учколлектор съездить. В августе к ним присоединились, вернувшись из «Орленка», Сергей Данилов и компания, да еще Надежда Александровна Шапиро. Вот и весь «ударный батальон». 27 августа 1990 года они сдавали школу. Сдавали комиссии роно, предъявляли, что смогли сделать за два месяца, какое сотворить чудо. В этот же день из отпуска выходили учителя. Вот кому они по-настоящему сдавали школу. Майя Борисовна стояла у теперь уже всем привычного зеркала, что в вестибюле на Пудожской, встречала учителей. Зеркало появилось только-только. Раньше на этом месте нарисованные пионеры приветствовали входящих. Учителя реагировали по-разному, но в основном восторженно. Но вот в школу вошла самая пожилая учительница. Она заканчивала свою педагогическую деятельность, наступал последний год ее работы в школе, она должна была выпустить третий класс в 1991 году и окончательно выйти на пенсию. Татьяна Федоровна медленно, даже как-то осторожно вошла в вестибюль. Шум встречающихся после отпуска коллег, суета перед приходом комиссии, объятия, поцелуи. Майя Борисовна вежливо поздоровалась с ней, тут же отвлеклась на кого-то другого. Но вот опять ее внимание привлекла Татьяна Федоровна. Она стояла у зеркала, гладила его рукой и плакала. Майя Борисовна подошла к ней, обняла ее, эту маленькую, сухонькую, очень тихую женщину. «Деточка, милая моя, спасибо вам большое. Я проработала в школе в общей сложности почти 50 лет и никогда не видела такой красоты. Неужели такое бывает? Мне осталось совсем немного, а здесь такое намечается. Будьте только здоровы. Пусть все у вас получится». У нее все получилось. Каждое утро  во всех подразделениях гимназии  звучит песня Сергея Данилова «Лучшая из школ».  И это в самом деле правда. Как и то, что другой такой школы нет. И невозможно подобную ей создать. Для этого надо быть Майей Борисовной.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте