Стыдно, но в Архангельске я никогда не был. Знал замечательные строки Елены Корницкой: «Укоренились издавна в народе // И не забыты присказки пока, // Что по дорогам здесь медведи бродят, // А на устах у всех – доска, тоска, треска!» И тут приглашение от Натальи Васильевны Наумовой, директора Центра развития профессионального мастерства Архангельского областного института открытого образования. Я отложил все дела и полетел. Архангельск был весь пушистый, деревья, дома, памятники – все накрыто огромными снежными шапками, будто только что Дед Мороз проверял свои угодья и касался волшебным жезлом то того, то сего. Меня ждало несколько открытий. Во-первых, памятник тюленю на набережной Северной Двины. Его мясо, хоть и невкусное, но все же мясо, спасло архангелогородцев от голодной смерти в годы войны. Во-вторых, я открыл для себя, что существует такая специальность – альголог, тот, кто занимается водорослями, и что именно в Архангельске жила одна из самых известных альгологов Ксения Петровна Гемп. История жизни этой удивительной женщины требует отдельного рассказа. Но все-таки главным открытием были люди…
Их было восемь. Победителей заочного тура уже третьего конкурса «Педагогический дебют». Пятеро дал Северодвинск, по одному – Новодвинск, Талаги и Пинежский район. На очном туре победители представляли свои образовательные проекты и обсуждали на круглом столе, как повысить социальный статус учителя и поднять престиж профессии. Я представляю, как трудно было жюри выбрать лучшего. Команда была высокой пробы. Они уверенно отвечали на вопросы ведущей Татьяны Кривоноговой. Не уходили от темы. Зажигали зал. Были тактичны и деликатны. Локтями не пользовались. И время берегли свое и чужое. Они не скрывали своего удивления, как, например, учитель физкультуры Антон Орлов: «Представляете, оказывается, педагогом в Древней Греции называли раба, приставленного к мальчику. Он охранял воспитанника от физических и нравственных опасностей и обучал элементарной грамоте, сопровождал своего воспитанника в школу и был неотлучно при нем, когда тот выходил из дому». Они предлагали, как учитель русского языка и литературы Ольга Мурзина: «Вузам необходимо пересмотреть программу педагогической практики. Учитель должен иметь возможность неограниченно пользоваться бесплатным Интернетом. Повышение квалификации молодому учителю надо проходить в ведущих вузах страны». Они утверждали, как учитель начальных классов Лариса Анциферова, что «любовь к детям – это отдавание, бескорыстное, безвозмездное. Любовью завоевывается право на обучение, воспитание и развитие Человека. Мастерство учителя проявляется в том, чтобы в процессе учебной деятельности включить воображение ребенка, сделать его разум активным, помочь ребенку проявить себя творцом». Они спрашивали себя и других, как учитель физики Марина Мартюшова: «Почему многие выпускники педагогических вузов не идут работать в школу?» И сами же отвечали: «Нет возможности карьерного роста. После вуза ты учитель, и через пять лет – учитель, и через десять – тоже учитель». Не соглашались, как учитель географии Яна Галимуллина, что учительская профессия не престижна: «Беда в том, что многие люди смотрят и не видят. Обучение, воспитание, развитие не мода, а необходимость. Необходимость обществу, стране, миру. Наша профессия требует терпения, упорства и вознаграждения, и дело не только в заработной плате, а в благодарных словах, улыбающихся лицах».Победителем стала Лариса Анциферова. Хотя лично я болел за двух физруков: Антона Орлова и Александра Григорьева. На многих конкурсах я уже не раз видел, как срезаются талантливые преподаватели физкультуры после блестящих уроков, талантливых мастер-классов на испытаниях, где надо красиво говорить, философствовать, демонстрировать свою образованность, мгновенно реагировать на непростые, иногда провокационные вопросы ведущего. Ребята говорили складно, хорошо и по делу. Без пафоса и надрыва, как и положено мужчинам. Надо сказать, что конкурс шел параллельно с фестивалем клубов «Учитель года». Елена Кальчук, преподающая русский язык, литературу и риторику в Холмогорском районе, член совета областного клуба, как-то заметила: «Клуб – это дом, «куда готов ты возвращаться вновь и вновь. Яростным, добрым, щедрым, злым – еле живым». Это мастерская, где оттачиваются, шлифуются грани педагогического таланта, и ты, если не мастер, то свидетель мастерства других. Это трибуна, с которой мы имеем возможность говорить (заявлять, сказать) обществу, что учитель – «профессия дальнего действия, главная на земле!». Кстати, именно благодаря клубу многие учителя остались в школе. Учитель русского языка и литературы из Онеги Ольга Баёва, увлеченная не на шутку народным театром, призналась: «Может быть, если бы не этот клуб, то я бы уже и не была учителем. Он очень помогает, поддерживает в то время, когда кажется, что школа никому не нужна». Ей вторит легендарная Галина Владимировна Порохина, учитель иностранного языка из Сосновки Пинежского района: «Да если б клуба не было, мы бы просто-напросто расстались после конкурса, и все. И потеряли бы очень многое. Самое главное для меня в клубе – общение (что очень важно для педагогов небольших школ). Общение с единомышленниками, которые тебя слушают и слышат, с кем хочется поделиться новыми идеями, и чьи идеи часто служат стартом для новых начинаний». Областной клуб, рожденный группой энтузиастов почти десять лет назад, оказался жизнеспособным детёнышем. Он окреп, встал на ноги. Он не молчит, а громко заявляет о себе, привлекая в свои ряды энергичных, неугомонных, открытых всему новому педагогов. Этого непоседу уже хорошо знают во многих школах области. Его зовут в гости, потому что там, где клуб, там чудные уроки, неожиданные мастер-классы, «райская (учитель физики Александр Изентеевич Рай со своей гитарой не пропускает ни одного мероприятия клуба) атмосфера», строятся грандиозные планы. Председатель клуба директор Устьянского индустриального техникума, депутат Архангельского областного собрания Николай Кочмарик продолжает следовать своему девизу, заявленному на «Учителе года-2003», вернее двум: «Кто тычет, талдычит и жучит, тот никогда ничему не научит» и «Все будет хорошо, но не скоро».В Архангельск приехали не только делегации пятнадцати районных и городских клубов, но и гости из Республики Коми, Вологодской и Ульяновской областей. В программе фестиваля были дискуссии и открытые уроки, мастер-классы и презентации проектов. И конечно же, вечерние посиделки с песнями и плясками, театрализованным представлением. Я наблюдал за всем происходящим и вспоминал замечательные слова, сказанные учителем английского языка Пежемской школы Ольгой Поповой на Всероссийском конкурсе в 2010 году: «Моя профессия – это мой театр, в котором детям отданы главные роли. А моя задача режиссера – постоянно совершенствоваться, уметь видеть и развивать таланты своих учеников, уметь вовремя достучаться до их сердца и разума».
Комментарии