Блестящая, талантливая, лучшая среди всех, кто писал в восьмидесятые годы о педагогике. Женственная, элегантная, хрупкая, легкая, как ее любимица Фрэзи Грант. Влюбчивая, сумасбродная, уводящая чужих мужей. И сумасшедшая. Разве можно в это так с ходу поверить?..Мы никогда никому не рассказываем всей правды о себе. Чтобы не выглядеть смешными в чужих глазах. Чтобы не вызывать раздражения окружающих. Чтобы не превращаться в отверженных.Мы часто скрываем от самих себя свои чувства, свои ощущения и свои страхи. Потому что боимся, что они помешают нам жить так, как мы привыкли, что разрушат нашу обычную среду обитания, заставят нас страдать.
Чтобы быть откровенным до конца, до самого предела, на сто один процент души, с окружающими, надо прежде всего быть откровенным с самим собой, ничего не скрывая, не утаивая. Ольга Мариничева, написавшая книгу «Исповедь нормальной сумасшедшей», мужественный человек. Не только потому, что рассказала в документальном романе, где нет ни слова вымысла, все правда, даже в деталях, о своей болезни – маниакально-депрессивном психозе, с которой живет уже больше двадцати лет.Мужество Ольги Мариничевой заключается в том, как она проживает свою жизнь. А жизнь эта, как качели, – то взлет, то падение; то подъем, то депрессия. Колебания никогда не затухают. Подъем, маниакал похож на океанский прилив: все бурлит, пенится, разноцветные рыбы взлетают на гребнях волн, хрустальные радужные брызги летят тебе в лицо, ветер рвет паруса примчавшихся за тобою каравелл. А депрессия – это всегда отлив, когда обнажается дно – серое, грязное, мутное; когда на каждом шагу видишь задыхающихся рыб, оставшихся на песке; когда волна незаметно подхватывает тебя и уносит на глубину и нет сил, а главное, желания плыть, бороться за жизнь, хочется просто пойти ко дну, чтобы все исчезло сразу: мир вокруг, такой ненадежный, такой зыбкий, неустоявшийся, люди, которые не говорят тебе правду о том, кто ты есть на самом деле, ты сам – ты ведь никто и ничто…Минута равновесия, спокойствия всегда наступает – это когда отлив ушел, а прилив еще не начался, но она такая короткая, она сгорает почти мгновенно, растворяясь в вечности. Ее не всегда хватает, чтобы восстановиться, ожить, чтобы наладить свои отношения с миром, который Ольга считает реальным.Книга Мариничевой о том, как она летает, путешествует между двух этих миров, и какая это мука быть не такой, как все. Я бы назвал ее роман документальным отчетом о состоянии мечущейся в поисках счастья души. Документальным отчетом о взрослении маленькой девочки, которая так никогда и не стала взрослой, несмотря на все, что ей пришлось вынести. Отчетом о поисках любви и той единственной половинки, которая срослась бы с героиней навечно, и ничто бы их не разделило – ни жизнь, ни смерть.Надо быть очень талантливым человеком, чтобы написать такую книгу. Любое лишнее неточное слово могло разрушить искренность этой исповеди. Все на месте: слова, образы, сравнения. Читая эту книгу, чувствуешь, в какие периоды какая главка писалась: интонации – свидетели настроения, состояния Ольгиной души. Я знаю, что текст для Ольги – это молитва. Это ее спасение. Это ее плот, который вот уже двадцать лет пытаются опрокинуть, потопить то приливы, то отливы. Ее счастье в том, что, выйдя из одного или другого состояния, она прекрасно осознает, в какой реальности она пребывала и что с ней там происходило. И благодаря таланту, которым наделил ее Бог, она может воплотить эти свои состояния в тексте….Лед двадцать пять назад мы вместе с ней возвращались пешком домой вечерней Москвой из «Комсомольской правды», где работали. «Ты видишь, как буйствуют краски, цветы и листья будто пульсируют, все светится изнутри, готовое взорваться! А какая божественная музыка! Слышишь?» Я не видел и не слышал. В отличие от Ольги я был как все. Говорят, что многие художники и музыканты готовы заплатить безумием за то, чтобы так чувствовать цвет и такую слышать музыку, как это бывает у Ольги в моменты подъема.Она мой друг, мой коллега, мой учитель. Я ее очень люблю. И поэтому хочу вас предупредить: надо быть мужественным человеком и очень честным, чтобы читать ее книгу.
Комментарии