В регионах завершается конкурс «Учитель года». Наши корреспонденты побывали на многих из них. Они заметили, во-первых, что среди участников все больше молодых педагогов. А во-вторых, на конкурсе вырабатываются те самые критерии, о которых в последнее время так яростно спорят в педагогической, да и не только, среде, – как оценивать деятельность учителя, или, говоря языком прозы, за что учителю платить. В-третьих, конкурс перестал быть конкурсом заготовок, когда трудно определить, где учитель реально показывает свою позицию, а где просто озвучивает подготовленные для него методистами материалы. (Кстати, на одном из финалов так и случилось. Молодой педагог дал блестящий урок, отлично провел классный час и родительское собрание. Но когда дело дошло до представления методического опыта, он завяз в научных формулировках и определениях, вместо того чтобы рассказать нормальным человеческим языком, как он строит свою работу и почему на его уроках нет отбоя от посетителей из других школ. В результате победителем он не стал.) В-четвертых, конкурс превратился в площадку, на которой демонстрируются не столько новые методики и технологии, сколько эффективное использование уже существующих – ценится новый взгляд на традиционные средства и способы обучения и воспитания. И конечно же, конкурс дает возможность участия в открытых острых дискуссиях по проблемам, которые касаются не только педагогики.
Я часто вспоминаю конкурс «Учитель года» в Ханты-Мансийске, на котором мне довелось побывать. Мы много разговаривали тогда с губернатором Александром Васильевичем Филипенко о школе, детях, родителях, ожиданиях, о региональных системах образования, о финансах, и я помню, как в одну из встреч он мне сказал: «Моя задача – помочь специалистам системы образования выстроить все так, чтобы наши дети, окончив самые престижные вузы, возвращались домой, чтобы их здесь ждали, чтобы им здесь предлагали достойную работу, чтобы они гордились своей Родиной и любили ее. Дать хорошие знания – этого недостаточно. Надо, чтобы школа, учитель, окружающая среда и власть воспитывали наших детей – своими действиями, деятельностью, поступками. Образование бесценно. Когда я встречаюсь с учителями, мы ведем непростые разговоры. Знаете, что я заметил: они такие светлые, словно из другого мира». Я предложил ему съездить, никого не предупреждая, на конкурсные уроки. И он с ходу согласился, отменив встречу с каким-то немаленьким «нефтяником». Мы попали на урок истории. Учительница так была занята классом, что сразу даже не поняла, что к ней пришел сам губернатор. Потом этот урок Александр Васильевич обсуждал на наших страницах с методистом, лауреатом Всероссийского конкурса, профессиональным историком. Получился очень интересный разговор. Позже, когда он приезжал в школы, учителя всегда вспоминали это его незапланированное посещение урока и публикацию в нашей газете. Ни одно открытие и закрытие окружного конкурса он не пропускал. Увы, не во всех регионах так. Во многих субъектах на финал в лучшем случае приходят заместитель председателя местного правительства по социалке, депутаты Законодательного собрания. Есть регионы, где на конкурсе никогда не было губернатора или руководителя республики. Говорят, что местные власти очень четко следят за поведением Кремля, копируя его ритуалы и мероприятия. Хочу напомнить, что за двадцатилетнюю историю конкурса «Учитель года России» на нем побывали или встречались с его победителями и лауреатами все президенты России и многие премьер-министры. И последнее: глядя на награды, которые получают победители, понимаешь, что регион региону рознь. Есть субъекты, где подарки достойны учителя. Победители там получают квартиры, машины. Но во многих регионах награды очень скромные – грамота губернатора, сувенирные часы, памятная ваза… Конкурс – возможность не только учителю продемонстрировать свои личные достижения. Возможность для власти показать, является ли образование для нее приоритетом и как она на самом деле относится к учителям. До встречи на Всероссийском финале в сентябре!
Комментарии