Это было личное письмо мне. Не в редакцию. Я много раз его читал-перечитывал. Думал, как пересказать вам историю, описанную в нем. История простая – о сегодняшней жизни. Не о том, о чем мы привыкли каждый день по телевизору слышать. Не о масштабных планах переустройства страны. Не о реформах системы образования. Не о тридцатипроцентном повышении зарплаты, которого может и не быть.
Не о будущих выборах и обещаниях потенциальных кандидатов на пост президента «скоро определиться». Не о массовой коррупции – раковой опухоли, пожирающей наше общество. Не о Тине Канделаки, ставшей главным экспертом в образовании. Не о Валентине Матвиенко, которой прочили участь Лужкова, а она получила «золотой парашют», как точно назвал один политолог сделанное ей предложение занять место спикера в Совете Федерации. История даже не о массовом списывании на последних экзаменах. И не о том, почему учителя потворствуют этому. История типичная для нашего времени. Она о «лишних людях», которыми становятся молодые талантливые педагоги, любящие школу, жаждущие в ней работать. Но они не нужны, нет – не детям, не школе, они не нужны стране, системе. История грустная, но светлая. В ней есть надежда. А пока есть надежда, мы живы. Я не называю фамилии автора. Меня не просили опубликовать это письмо. Мне просто боль свою доверили. Но эту боль я хочу разделить со всеми вами, кто читает мои сто строк, кому не безразличны мои герои. Автор письма – бывшая учительница, пенсионерка, живущая в областном центре в Черноземье. Перед вами ее письмо.«Мой свекор, дядюшка и я сама, сын – учителя, хорошие специалисты. Это не хвастовство, это гордость. Мы те, для кого работа учителя – святейшее, светлейшее дело всей жизни. Беда пришла оттуда, откуда не ждали: сын, мой сынуля, кандидат исторических наук… ушел из школы. Не надо строго судить, пожалуй, лучше попытаться понять: причина – нужда беспросветная. Кооперативная квартира, семья, долги, написана хорошая книга, но чтобы она увидела свет, нужны деньги, и немалые. Грузчикам платят побольше, чем учителям и врачам. Выход? А кто его знает, какой это выход? Хороший? Плохой? Сейчас, когда я пишу это письмо, поздний вечер. Сын только что ушел. Был разговор короткий и очень трудный. Никогда я еще не слышала от своего любимца такого: «Матушка! Моя хорошая! Никому, слышишь, никому не нужны моя любовь к истории, моя память, мое образование, мой талант». И такая безысходность, такая боль и обида в этих словах! Такое услышать от большого, очень образованного дяденьки, отца семейства? И чем помочь – не придумаешь. Моя-то пенсия учительская – 6120 рублей 12 копеек. Тридцать пять лет учительского стажа, высшее педагогическое образование. Пообещала помогать, а он усмехнулся, головушкой качнул да так печально сказал: «Я не могу, мать, обидеть тебя, не могу взять твою помощь. Не мо-гу!» Прошелестели шаги в саду (мы живем в частном доме). И тишина. Остались на столе огромные рукавицы грузчика в ржавчине – грузили водопроводные трубы, рядом рукопись его книги на столе. Вскоре сын вернулся, рукавицы под мышку, рукопись в портфель: «Дома еще поработаю. Понимаешь, матушка, помирать нам рановато. Есть у нас еще дома дела». И ушел… Давно это было, очень давно. Поспорил мой соловушка с большими мальчишками, что заберется на самую высокую сосну, а было ему пять лет. И забрался. Глянул вниз – испугался. И запел любимую дедушкину песню: «А помирать нам рановато, есть у нас еще дома дела!» До края чуть-чуть не добрался – упал, исцарапался, ушибся. Я вспомнила это и вдруг поняла, что хорошее-то впереди: и в школу мой сынушка вернется, и книгу допишет, и ребят своих вырастит умными, грамотными, достойными и сильными людьми.Конечно, грузчики Родине тоже нужны. Но когда грузчиком работает будущий писатель или кандидат наук – неувязочка в жизни. Хотя жизнь – это вечная борьба. Не испугался ведь мой дорогой: нужно – в грузчики пошел. Ради тех, кому дал жизнь. Надежда – наш вечный спутник. Ангел-хранитель. Все будет хорошо, если в хорошее очень сильно верить и идти только вперед, только к свету». …Я вдруг вспомнил, как недавно на даче жена позвала внуков обедать и попросила руки вымыть. На что старший с очень серьезным видом ответил: «Терпение, бабушка. Немного терпения. Всему свое время». Мне кажется, учителя слишком долго терпели свое нищенское положение. На их плечи взвалили реформы, ответственность за будущее страны, требуют, чтобы они меняли свои методы и повышали качество работы. За очень скромную зарплату, повышение которой все время съедала инфляция. Пришло время не просто повысить зарплату, а сделать так, чтобы учителя жили достойно, а не сводили концы с концами… P.S. Если вы захотите написать автору письма, присылайте свои письма по почте или Интернету на адрес редакции, и мы передадим их Нине Георгиевне.
Комментарии