search
main
0

Петр ПОЛОЖЕВЕЦ: Первые сто строк

​Снова осень. Как год назад, как десять лет назад. Хризантемы и астры царствуют на клумбах. Опята облепили пни в подмосковных лесах. По утрам в ложбинках клубятся молочные туманы. Березы почти сбросили свои золотистые наряды. Птицы собираются в стаи и кружатся над полями, готовясь к большим перелетам. Вода в прудах приобрела тяжесть и маслянистость. Трава снова зазеленела, как ранней весной. «Пеликаны» со всей страны тоже скоро соберутся в стаю и приземлятся на тульской земле. Там в конце этой недели начнется финал Всероссийского конкурса «Учитель года». Уже в двадцать второй раз. Ни один профессиональный педагогический конкурс не продержался так долго.

Многое бывало за его историю, которая, собственно, началась не ровно двадцать два года назад, а несколькими годами раньше, когда «Учительская газета» устроила на своих страницах обсуждение самой идеи конкурса, его эмблемы, процедур и критериев. Конкурс хвалили. Конкурс ругали. Когда-то покойный Александр Солженицын тоже по нему прошелся: мол, негоже учителям соревноваться, кто лучше, а кто хуже. Миссия учителя – учить детей. Вот пусть он и учит. Конкурс с годами менялся, но он никогда не был развлекательным шоу или откровенным соревнованием. Постепенно он превратился в движение, которое выявляло лучших, которое тиражировало эффективные технологии, методики и практики. Те, кто участвовал во Всероссийском финале, почти все остались работать в образовании. Большинство в школе – учителями, заместителями директора, директорами. Но есть среди финалистов и те, кто ушел в управленцы – заведующие районными и городскими управлениями образования, региональные министры, депутаты, руководители учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров. За годы конкурса из его участников сложилось качественно новое экспертное сообщество, которое власть использует не на полную мощность. Эти люди могли бы украсить своими знаниями, опытом, умением нестандартно мыслить любую рабочую группу, комиссию или совет по тому или иному вопросу. Они могли бы стать неотъемлемым элементом заявленной, но не везде функционирующей системы государственно-общественного управления образованием. Почему этого почти не происходит? Участники конкурса, как правило, люди честные, принципиальные, они не скрывают своего мнения и защищают свою точку зрения. Они неудобны властным структурам, потому что не всегда соглашаются с предложенными решениями и задают много неудобных вопросов. На установочном семинаре, две недели назад, я расспрашивал конкурсантов, что им подарили за победу на региональном конкурсе. Кому-то квартиру, кому-то машину, кому-то тридцать тысяч, кому-то сервиз. Конечно, у каждого региона свои возможности, но достойный подарок, как и присутствие губернатора на подведении итогов конкурса, – реальное свидетельство уважительного отношения власти к педагогам, к их проблемам. Валентина Ивановна Матвиенко, будучи заместителем председателя правительства страны, всегда серьезно относилась к финалу конкурса. Принимала в Белом доме всех участников, приходила на церемонию вручения Хрустального пеликана учителю года. Независимо от того, был ли на той церемонии председатель правительства или президент. Став губернатором Санкт-Петербурга, она словно поменялась. Победителям года там вручали дипломы и памятные сувениры от имени правительства. А в соседней Ленинградской области дарили машины и квартиры. Раньше и на Всероссийском финале пятерка победителей получала достойные денежные призы, высокотехнологичное оборудование, машины, путевки за рубеж. Но однажды кто-то сказал, что неприлично, чтобы премия, которую победители получали в рамках приоритетного национального проекта, была меньше того, что получают на конкурсе. И призы постепенно исчезли из практики конкурса. Правда, не совсем – остались книги, словари, программное обеспечение. Учителя и этому искренне рады. Впрочем, учителя говорят, что для них не победа важна, не призы, а общение, ощущение поддержки и взаимопомощи. Чтобы приехать на конкурс, теперь не надо корову продавать, как это было в лихие девяностые. Чтобы приехать на конкурс, надо быть мужественным. Потому что местные руководители ждут своего представителя назад с Хрустальным пеликаном. В некоторых регионах вернувшихся без приза обвиняют в том, что они не справились с возложенным на них заданием. Как нельзя оценивать директора по результатам ЕГЭ – они только инструмент для анализа образовательного процесса, – так нельзя оценивать и учителя на месте по его результатам в конкурсе «Учитель года». Они лишь свидетельство того, насколько полно раскрыл он на финале свой потенциал….Следите за трансляцией в Интернете всех конкурсных мероприятий, болейте за участников, поддерживайте их и начинайте готовиться к вашему возможному участию в конкурсе «Учитель года-2012».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте