search
main
0

Петр ПОЛОЖЕВЕЦ: Первые сто строк

​В прошлые выходные на даче мы с Петром, моим внуком, сражались с чужеземными войсками, которые пытались захватить нашу снежную крепость. Чужеземными войсками управляли мой сын Володя и внук Святослав. Долго мы сражались. Много боеприпасов израсходовали. Немало крови пролилось, как в сказаниях говорится. Трудно нам было, но крепость свою мы отстояли… Малыши должны верить, что они все могут, что им все по плечу: и со сказочным великаном сразиться, и чудную картину нарисовать, и замок построить, и в дальнее путешествие отправиться, и щенка приручить, и в снежном сражении победить. Но в жизни нередко все выходит наоборот.

Ребенок, еще не начав что-то делать, уже отказывается это делать. Его просят сложить башню, а он отвечает: «Не могу, она рассыплется».  Его просят подтянуться на шведской стенке, а он хнычет: «У меня ничего не получится». Ему дают пластилин или глину –  лепи, а он хмурится: «Не умею». Как часто в этом виноваты сами родители! Разве не говорили они ему: ты не умеешь, ты не можешь, ты не справишься, давай я сделаю. Но это была не помощь, это был удар по самооценке ребенка. В детском возрасте без похвалы невозможно жить. Она нужна малышу как воздух, как материнское молоко, как вода цветку. Любое, даже самое маленькое достижение надо заметить и поощрить.  Сделан первый шаг: «Какой молодец! Какой умница! Как уверенно ты ходишь! Ну попробуй еще!» Взял ложку в руки, каша разлетелась во все стороны: «Как быстро ты научился есть ложкой!» Разрисовал обои в спальне: «И что за лес там такой дремучий нарисован?!» Но вместо того чтобы порадоваться, что ребенок чему-то научился, мы злимся на него, что он испортил обои, забрызгал кашей стены, плохо ходит, много плачет и мало говорит. Мы обижаемся на него, что он медленно взрослеет и все делает не так, как нам бы хотелось. Постоянно твердя малышу, что он не может, не умеет, не справится, мы растим из него неудачника. С другой стороны, и детский сад добавляет. Там требуют, чтобы трехлетний малыш сам и обувался, и раздевался, а не все это умеют. И в раздевалке то и дело слышен грозный голос воспитательницы: «Ты что копаешься, уснул, все тебя одного ждут, и когда ты уже научишься эти колготки натягивать?..» Колготки он все равно рано или поздно научится надевать. А вот уверенности в том, что он все сможет, что у него все получится, может и не появиться.Чего ждет начальная школа от детского сада? Чтобы дети, пришедшие в первый класс, уже умели читать, считать и писать. А еще чтобы они вели себя подобающим образом: не вертелись на уроках, не дергали друг друга, не шумели, слушали учителя. Школа перекладывает свою задачу на детский сад. Теперь в первом классе вместо «Мама мыла раму» дети начинают препарировать слова и предложения, занимаясь чуть ли не лингвистическими изысканиями, а на арифметике изучают едва ли не теорию множеств.Детский сад – это прежде всего социальная камера хранения ребенка. Я говорю это вполне серьезно. Многие мамы работают. И работающих мам  будет все больше. Такова мировая тенденция, и наша жизнь эту тенденцию подтверждает. Но это не обычная камера хранения, а развивающая. Потому что у садов одна-единственная педагогическая задача – развивать, развивать и еще раз развивать ребенка. Прежде всего через игры. В детском саду дети должны все делать играя. Недоигравшие дети приходят в школу заторможенными, их трудно расшевелить, заинтересовать происходящим на уроке. Они доигрывают не на переменах,  не после уроков, а на самих занятиях, спрятав свои игрушки под парты, или, прикрыв глаза, представляют игру.   С одной стороны, детские сады и рады бы заниматься развитием детей, существует множество развивающих программ, но с другой – родители требуют иного: побыстрее научите читать, считать, писать, чтобы при записи в школу не было проблем.А еще задача детского сада – научить ребенка восхищаться простыми вещами: удивительной формой кленового листа, причудливым узором крыльев бабочки, шелестом листвы. Восторгаться словом и звуком, полетом птиц, грацией животных, силой взрослых. Детям даже не надо учиться – этот восторг органично присутствует в детской душе. Ему просто надо не дать угаснуть, только поддерживай, подпитывай постоянно.  Главная беда современной семьи – нехватка времени на детей. Родителям некогда поиграть с ними, поговорить. Знаете, что отвечают маленькие дети на вопрос психологов: что не умеют взрослые? Они не умеют играть. Не умеют смеяться. Не умеют с детьми разговаривать.В детском саду малыши должны научиться разговаривать на равных со своими сверстниками, строить беседу, спрашивать. И еще сад должен учить детей любви, соучастию, сопереживанию. И если к шести годам ребенок все еще будет задавать вопросы «а почему?..»  и «как это называется?», будет плакать, увидев погибшую птичку, будет завороженно следить за летящими по небу облаками, будет готов браться за любое дело, зная, что он с ним справится, значит, он готов к школе. Не к той школе,  где перво-наперво замеряют скорость чтения  и умение слагать и вычитать, а к той, которая продолжит развитие ребенка.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте