Канадский профессор Никита Лари, единственный специалист в Северной Америке по Виктору Шкловскому, написавший о нем десятки статей, но так и не издавший задуманную книгу, сказал мне, когда мы в очередной раз обсуждали, как удалось Акутагаве Рюноске так по-русски написать рассказ «Вальдшнеп», где речь идет о совместной охоте за Воронкой Толстого и Тургенева, что мы, русские, не ценим свои идеи, теории и гипотезы, разбазариваем их не глядя. Он имел в виду, что прежде чем обнародовать свою догадку или внезапно озарившую тебя мысль, надо бы ее застолбить, чтобы авторство потом не размылось, не исчезло. Любой западный исследователь, ученый, преподаватель фиксирует все свои выступления, публикации, участие в семинарах и конференциях, различного рода советах и комитетах, создавая личный архив, который в последнее время стали называть портфолио.
В Америке всегда относились с пиететом к любым свидетельствам, дипломам, грамотам, упоминаниям в газетах и журналах. Как взрослых, так и детей. Награды бережно хранят, ими гордятся, их с удовольствием демонстрируют друзьям, родственникам и знакомым. О них говорят на встречах и вечеринках. Это часть воспитательной системы: своими достижениями нужно гордиться так же, как и своей страной. Ребенок с малых лет должен учиться побеждать, соревнуясь с другими. У каждой американской семьи есть портфолио. Но я никогда не слышал, чтобы оно использовалось при поступлении в вуз. Туда принимают только по результатам тестирования, которое проводят не зависящие от системы образования компании. Иногда абитуриенты отправляют еще эссе: почему они хотят учиться именно в том или ином университете. Результаты тестирования известны только выпускникам. Школе по барабану, какие баллы они получат. Совсем другая история с внутришкольным тестированием, когда проверяется уровень усвоения программ обучения по основным предметам. При низких показателях школу могут даже распустить…Наших чиновников медом не корми, дай им съездить на юг Европы – в Италию, Испанию, в Англию или в Америку – опыт модернизации поизучать. Будь моя воля, я бы вывез их всех в Финляндию, чтобы посмотрели, как может измениться система образования за двадцать лет. Что нужно сделать, чтобы доступность и качество образования из политического слогана превратились в реальность. Как перевернуть пирамиду финансирования: в начальную школу вкладывается гораздо больше средств, чем в среднюю и старшую. Финский учитель составляет портфолио каждого ребенка. Туда он вкладывает лучшие работы: сочинения, эссе, рисунки, фотографии школьных мероприятий. В конце каждой четверти определяется достигнутый ребенком уровень по каждому предмету и что ему предстоит подтянуть, над чем поработать, какие задачи будут решаться в следующей четверти. Акцентируется внимание родителей на том, какую конкретную помощь они должны оказать своему ребенку.На образовательном поле появилась новая фишка. Портфолио как индикатор личных достижений учащегося. Мол, одного единого экзамена и участия в олимпиадах мало, чтобы увидеть результативность обучения. Поговаривают о том, что портфолио должен стать одним из инструментов отбора в высшие учебные заведения. Но никто пока не может внятно ответить на вопросы: какие личные достижения должны фиксироваться в портфолио, кто должен их фиксировать, чем подкреплять достоверность этих достижений, как они будут оцениваться и кем?Когда я женился, мама отдала мне картонную папку с тесемками. Там были все мои табели за десять лет в школе. В первом и втором классе были еще в четвертях четверки по украинскому языку, арифметике и рисованию. С третьего класса пошли одни пятерки. Там был мой аттестат и похвальные грамоты за успехи в учебе, активную спортивную и туристическую работу, за победы на районной и областной олимпиадах по математике, конкурсе художественной самодеятельности и моя первая заметка в районной газете о школьном субботнике. И две тетрадки первоклассника по арифметике и украинскому языку. В раскрашенных бумажных обложках: на заборе под деревом, с которого облетают последние листья, сидит босоногий мальчишка и смотрит вслед улетающему куда-то гусю. Мне очень нравились эти обложки: я смотрел на них и представлял себе, что придет время и я тоже улечу куда-то далеко, как этот гусь. В тетради больше четверок, чем пятерок, хотя нет ни одной ошибки. Любовь Ивановна ставила четверки за небрежность. Отдавая мне эту папку, мама сказала: «Когда вырастут твои дети, не пользуйся ею часто, если хочешь, чтобы она имела эффект». Сыну я показал ее только однажды, в восьмом классе. Помогло. Внуки ее еще не видели. Такую же папку мы с женой собрали и для сына. И тоже отдали ему, когда он женился. Кроме всего прочего, там много рисунков и дневник с записью: «На уроке пения пел. Поведение два». Пока он свою папку сыновьям не показывал……В рассказе «Вальдшнеп» действо начинается под вечер, в мае. Вначале поют малиновки и чижи. Потом кричит поползень. Раздается голос зяблика. С печальным криком пролетает иволга. Все стихает, когда начинает заливаться соловей. «Ветви деревьев, оплетавшие небо, туманно дымились – это теснилась на них душистая молодая листва».
Комментарии