search
main
0

Петр ПОЛОЖЕВЕЦ: Первые сто строк

​Лето в разгаре. В Сибири жара за тридцать. В средней полосе дождь льет через день. Учителя наконец дождались отпуска. Все испытания позади. Большинство разборок по итогам испытаний тоже. Кто-то собирается страну посмотреть. Наиболее популярны маршруты: Москва и Санкт-Петербург, Золотое кольцо, Псков, Байкал. Таких, по нашим данным, около десяти процентов. Вдвое больше тех, кто поедет отдохнуть за границу. Но большинство будет коротать летние дни на даче или у себя на огороде. Но среди огромной армии учителей есть и те, кто продолжает напряженно трудиться. Это финалисты Всероссийского конкурса «Учитель года». В эти дни в Москве для них проходит традиционный установочный семинар. Будут встречи с учредителями, мастер-классы победителей предыдущих лет, лекции и круглые столы.

Конкурсу пошел третий десяток. Ни один профессиональный конкурс не живет так долго. Честно говоря, даже в «Учительской газете», когда придумали этот конкурс, сомневались: приживется ли он, станет ли массовым, поможет ли решать проблемы, встающие перед системой образования. Некоторые исследователи любят утверждать, что не «Учительская» придумала этот конкурс. Мы и не настаиваем. Такой конкурс проходит многие годы в Соединенных Штатах, Великобритании. В двадцатые годы прошлого века газета «Правда» проводила что-то похожее. Наш конкурс просто другой.Прежде всего «Учитель года» на любом этапе – городском, районном, областном или краевом – это прежде всего общение, обмен опытом, профессиональный разговор о том, как сделать российскую школу лучше, как дойти до каждого ребенка, как научиться в каждом человеке взращивать его способности и таланты, как научить каждого ценить «скрытое сокровище», которым он может и должен обладать, – образование.За двадцать лет многое поменялось в процедурах и конкурсных испытаниях, но осталось главное – уважение к учителю, его позиции, его мнению. Правила никогда не менялись по ходу действия. Жюри всегда старалось быть беспристрастным и объективным. В этом большая заслуга ректора МГУ Виктора Антоновича Садовничего, многие годы возглавляющего Большое жюри. Как бы ни был Виктор Антонович занят, он всегда присутствует на конкурсных мероприятиях. Садовничему вообще интересно все, что происходит в школе. Именно по его инициативе возродились учительские съезды на базе Московского университета. Мне кажется, что и съезды, и конкурс – это явления одного порядка. Они не просто дают возможность услышать реальных учителей, работающих в реальных школах. Они заставляют власть услышать…Я уже писал о том, что за годы конкурса «Учитель года» возникло экспертное сообщество, насчитывающее тысячи человек – победителей, финалистов конкурса. Голос этого сообщества активно слышен при обсуждении актуальных проблем развития системы образования, начиная с проведения единого государственного экзамена и заканчивая внедрением новых стандартов. Учителя года первыми забили тревогу, когда чиновники потребовали срочно отчитаться о внедрении стандарта начальной школы. Они предупреждали, что процесс требует времени, что проведенной переподготовки недостаточно, что новых учебников, ориентированных на деятельностный подход, практически нет, что приходится использовать те учебники, где все выстроено по принципу повторения. По данным нашего опроса, более 32 процентов респондентов считают, что с введением новых ФГОС в начальной школе практически ничего не изменилось, около 40 процентов ответили, что работать трудно, потому что не созданы соответствующие материальные условия, у 13 процентов проблемы возникали из-за нехватки методических материалов и новых учебников. Сегодня те же эксперты бьют тревогу в связи с принятием нового стандарта для старшей школы. Как он будет реализовываться в сельских малокомплектных школах? Как обеспечить заявленную возможность каждому ученику формировать личный учебный план, индивидуальную программу развития?Учителя говорят дельные вещи. Беда в том, что к их мнению мало кто прислушивается. Оно используется для галочки, когда нужно отчитаться, что в системе действует общественная экспертиза, проводятся массовые обсуждения нововведений, на которые, кстати, выделяются немалые бюджетные деньги. Новый министр образования и науки Дмитрий Ливанов заявил, что его ведомство станет открытым. Впрочем, помощник бывшего министра Андрея Фурсенко Ирина Ган и раньше утверждала, что их ведомство самое открытое – никто не давал так много интервью и комментариев, как Андрей Александрович. По всей вероятности, речь идет о другой открытости. По примеру большого правительства будет создано открытое министерство. Надеюсь, что в нем будут работать не записные эксперты, участвующие во всем и везде, имеющие привычку напористо обсуждать документы, не читая их, а победители различных педагогических конкурсов, чье мнение высоко ценится профессиональным сообществом.Каждый год, всматриваясь в лица финалистов Всероссийского конкурса «Учитель года», я ищу сходство со своими бывшими учителями. Слушая педагогов на конкурсных защитах и уроках, я невольно сравниваю их с ними. Я понимаю, что они совсем другие, чем те, кто учил меня, что они и больше знают, и лучше владеют новейшими методиками, технологиями и педагогическими приемами, но мне кажется, что мои учителя все равно были самыми лучшими. Так, наверное, и должно быть. Для каждого ученика его учитель самый лучший.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте