B американской национальной образовательной программе “Цели-2000” сказано, что учащиеся начальной, средней и старшей школы должны знать и понимать, что значит быть гражданами и какую это налагает ответственность. Национальные стандарты по образованию как раз и призваны помочь учителям добиться этой цели. Эти стандарты определяют содержание: что ученики должны знать, и поэтому они тесно связаны с такими предметами, как история, литература, география, экономика. Многое в их усвоении зависит от внешкольной жизни. Стандарты сами по себе вряд ли улучшат ситуацию, но они могут стать хорошим стимулом для перемен, основой для создания учебных планов, программ, учебников. Конечно, их ни в коем случае нельзя рассматривать как окончательный, а тем более идеальный документ. Они будут, как и сама жизнь, изменяться, улучшаться, считают американские разработчики.
Джон Кеннеди как-то сказал, что развитие цивилизации напоминает гонку между катастрофой и образованием и что в американской демократии образование должно выиграть эту гонку. А еще раньше отцы американской демократии Томас Джеферсон, Джеймс Медисон, Джон Адамс утверждали, что без гражданского образования невозможно сохранить и улучшить конституционный порядок. Граждановедение должно стать центром американского образования, утверждают специалисты. И если мы хотим, добавляют они, чтобы наши ученики, выйдя из школы, почувствовали себя реальными гражданами и сумели реализовать себя, начинать гражданское образование нужно еще в начальной школе.
Стандарты построены вокруг пяти ключевых блоков:
1.Что такое гражданская жизнь, политика и правительство?
2.Основы американской политической системы.
3.Как правительство реализует заложенные в Конституции ценности, цели и принципы американской демократии.
4.Взаимоотношения США с другими государствами и положение на мировой арене.
5.Права и обязанности гражданина в американской демократии.
Давайте посмотрим, что предполагает, например, последний блок для четвертого класса – десятилетних ребят.
1.Смысл гражданства. Ученики должны уметь об’яснить, что значит гражданство в США, указав, что гражданство предполагает: человек признается законным членом нации, он имеет право голосовать и быть избранным, несет ответственность за свои поступки.
2.Как человек становится гражданином? Тут надо знать разницу между гражданином и негражданином и что в США становятся гражданами по рождению или через натурализацию.
3.Права гражданина в США. Нужно понимать, почему они важны не только для личности, но для всего демократического общества. Различать личные, политические, экономические права и уметь дать примеры из обыденной жизни, например, доказать, что равная плата за равную работу – это благо для всех.
4.В чем заключается ответственность американцев? Важно понять, что личная ответственность важна не только для самого себя, но и для твоей семьи, сообщества, государства и народа. А твоя личная ответственность перед обществом – это прежде всего забота о самом себе: здоровье, образовании, последствиях твоих поступков. Гражданская же ответственность заключается в том, чтобы не быть безразличным к делам правительства, влиять на него, платить налоги, выполнять армейский долг и т.д.
5.Какие черты характера личности важны для сохранения и улучшения американской демократии? Прежде всего личная ответственность за свою семью, друзей, сообщество, самодисциплина и самоуправление, независимо от того, нравятся тебе другие люди или нет, нужно уметь выслушивать их точку зрения, быть честным, следовать закону, даже если не согласен с ним, критически относиться ко всем позициям, в том числе и к своей собственной, уметь идти на компромисс, быть патриотом своей страны.
6.Как американцы могут участвовать в деятельности своего правительства? Голосуя, принимая участие в общественных дискуссиях, мирных демонстрациях, собирая голоса в поддержку различных петиций, работая в общественных организациях и группах наблюдателей, жертвуя деньги политическим партиям и кандидатам.
7.Как американцы должны выбирать своих лидеров? Выборы президента класса равнозначны выборам президента США. При этом стоит надеяться, что президент обладает среди множества черт кристальной искренностью, интеллигентностью и желанием трудиться напряженно.
Программа в старших классах усложняется. Возьмем раздел “Как становятся гражданами”. К тому, что изучалось в начальных классах, теперь нужно знать механизм превращения неграждан в граждан, конечно, если они этого желают. Необходимо также знать, чем отличается натурализация в США от этого процесса в других государствах, знать критерии, которые служат основанием для получения американского гражданства: проживание в стране на протяжении пяти лет, умение читать, писать и говорить по-английски, нравственное поведение, знание истории США, знание и поддержка ценностей и принципов американской конституционной демократии.
От американских школьников требуется не просто знать. В одних случаях нужно дать определение (identify): чем отличается это понятие от других, с чем оно схоже и каково его происхождение. В других достаточно описания (describe) – характеристики основных качеств. Об’яснить (explain) – значит дать определение и описать, при этом не забыть указать на важность события, принципа или идеи и привести их разные варианты. Оценить позицию (evaluate a position) – означает уметь использовать полученные знания, чтобы достичь какой-то цели. Есть еще два понятия: принять позицию (take a position) и защитить ее (defend a position). Здесь и так все понятно.
Одно очень существенное примечание. Несмотря на то, что Национальные стандарты по граждановедению одобрены Верховным судом США, они носят сугубо рекомендательный характер. Каждая школа решает сама: воспользоваться ими или нет.
“Эти стандарты предоставляют государственным и муниципальным школам возможность создать свои собственные планы, чтобы достичь национальных образовательных целей”.
Уильям Гелстон, помощник президента
“Они могли бы стать моделью для гражданского образования в других странах. Они обрисовывают ценности, которые являются ценностями для любой нации”.
Профессор А. Говард, Школа права университета Вирджинии
“Национальные стандарты помогут не только школе. Они помогут рядовым гражданам понять ценности и принципы американской демократии”.
Катарин МакНейм, президент Национальной католической ассоциации
“Концепция документа состоит в том, что он не только показывает, что студенты должны знать, но и как эти знания могут быть использованы вне школы. Усвоение стандартов позволит ученикам стать реальными членами общества”.
Сью Энн Чан, руководитель Департамента образования штата Гавайи
“Я никогда раньше не встречался с таким глубоким описанием роли стандартов в формировании чувства гражданственности. Это сделано блестяще. В Германии нет ничего подобного”.
Хорст Петц, директор Германского федерального центра политического образования
“Знание нашей политической системы и гражданского права поможет пониманию основ демократии. Именно на этом построены стандарты”.
Сенатор Клейборн Пелл, председатель подкомитета по образованию и культуре
“Молодым людям требуется больше знаний о демократии. Они должны понимать свою ответственность за ее развитие. И стандарты могут в этом помочь. Если этого не сделать, то жизнь всех американцев будет зависеть всего от нескольких людей”.
Сан Антонио Экспресс-Ньюс, 27 ноября
“Гражданственность должна базироваться на понимании того, как наша демократия работает. Серьезные люди начинают задумываться над тем, как научить этому ребят в школе. Стандарты, которые разработал центр для начальной, средней и высшей школы, – только первый шаг в этом направлении”.
Вашингтон Пост, 27 ноября
“22 тысячи экземпляров национальных стандартов по граждановедению разосланы по школам и правительственным чиновникам. Возможно, они вызовут интерес к гражданскому образованию”.
Крисчиен Сайенс Монитор, 22 ноября
Комментарии